Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Золотарёв Семён Павлович

Золотарёв Семён Павлович

Родился 10 (23) февраля 1914 года в селе Баженово, ныне Тарского района Омской области, в семье крестьянина. После окончания сельской школы работал в колхозе. С октября 1936 года в Красной Армии. Служил на срочной службе в пехоте. В 1939 году направлен на учёбу в Чкаловское военное авиационное училище (ныне город Оренбург).

С 26 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны в составе 81-го дальнебомбардировочного авиационного полка (18 августа 1942 года преобразован в 5-й Гвардейский БАП). Был штурманом бомбардировочного звена, штурманом эскадрильи, штурманом полка, заместителем штурмана авиационного корпуса по радионавигации.

К апрелю 1943 года штурман эскадрильи 5-го Гвардейского авиационного полка (50-я авиационная дивизия, 6-й авиационный корпус АДД) Гвардии майор С. П. Золотарёв совершил 188 боевых вылетов на бомбардировку военных и промышленных объектов противника. Участвовал в 13 воздушных боях, в которых сбил в составе экипажа 4 истребителя противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1751).

К концу войны помощник главного штурмана 6-го бомбардировочного авиационного корпуса Гвардии подполковник С. П. Золотарёв совершил 328 успешных боевых вылетов (в том числе 245 ночью) на самолётах Ил-4 и Ту-2. Принимал участие в налётах на Берлин, Будапешт, Вену, Хельсинки.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1947 году окончил Военную академию командного и штурманского состава ВВС, в 1954 году — Военную академию имени М. В. Фрунзе. В сентябре 1947 года назначен штурманом бомбардировочного авиационного полка. С июня 1948 года — заместитель штурмана по радионавигации. С июня 1949 года — штурман Московского городского аэроклуба ДОСААФ. С марта 1955 года — начальник штаба отдельного дальнего разведывательного авиационного полка. С июня 1957 года — старший офицер оперативного управления в штабе Дальней авиации. С февраля 1960 года — в Ракетных войсках стратегического назначения СССР, старший офицер направления оперативного управления Главного штаба РВСН. С апреля 1965 года — старший офицер направления. С июня 1966 года Гвардии полковник С. П. Золотарёв — в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Одинцово Московской области. Умер 6 мая 1993 года. Похоронен на кладбище посёлка Юдино Одинцовского района Московской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями.

* * *

Свою первую боевую награду — орден Красного Знамени Семён Золотарёв получил в ноябре 1941 года за успешное выполнение 18 боевых вылетов днём и 43 полётов ночью. Отважным экипажем, где штурманом был Золотарёв, во время выполнения боевых заданий были сбиты 4 вражеских истребителя, уничтожено 9 танков, 31 автомашина, 8 складов с горючим, 6 складов с боеприпасами, 6 мостов и переправ, вызвано 8 сильных взрывов с последующими большими пожарами в морских портах Керчи и Николаеве. Отмечено 34 попадания в железнодорожное полотно, эшелоны и станционные сооружения. Произведено 4 прямых попадания в корпуса крупных заводов, уничтожено 7 огневых точек зенитной артиллерии противника. При нанесении бомбардировочных ударов по военным объектам противника, вызвано 105 взрывов, 69 очагов пожаров разного характера. Действуя по аэродромам противника, уничтожено 23 самолёта разных типов на земле.

Не перечислить всего того, что удалось совершить этому смелому человеку из таёжного села Баженово за годы войны. Большой опыт в боевой работе, крепкие нервы, сильный характер, дерзость — вот что обеспечивало успешное выполнение боевых заданий. За ним укрепилось звание мастера бомбардировочного удара.

В июне 1942 года экипажу Золотарёва было приказано уничтожить скопление войск противника в районе Полтавы, провести одновременно разведку скопления эшелонов на железнодорожных узлах. Погода стояла пасмурная, небо затянуто сплошной дождевой облачностью. Лететь было трудно. На половине маршрута резко осложнившиеся метеорологические условия создали исключительно тяжёлое положение для выполнения поставленной задачи. Наконец вышли на железнодорожный узел Красноград, где заметили большое скопление вражеских эшелонов. Экипаж принял решение наружной подвеской бомб нанести удар по эшелонам противника. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии, штурман Золотарёв сброшенной бомбой вызвал сильный взрыв и большой пожар, с последующим затем целым рядом взрывов и пожаров, которые осветили железнодорожный узел. На воздух взлетел эшелон противника с боеприпасами. Оставшимися бомбами и пулемётным огнём смельчаки уничтожили в Полтаве крупный склад с боеприпасами и вражеский прожектор.

За годы боевой жизни, полной смертельной опасности, многое было пережито отважным лётчиком, многое теперь уже забылось. Но один меткий бомбовый удар, нанесённый Золотаревым в 1943 году под Армавиром, запомнился ему навсегда. Он хорошо знал этот аэродром на юге нашей страны, с которого раньше он сам производил полёты. Советскому командованию стало известно, что отсюда противник готовится нанести удар по нашим войскам и жизненно важным объектам.

Была поставлена задача — бомбовым ударом вывести из строя аэродром врага и уничтожить самолёты противника, подготовленные к вылету. При подходе к цели ночью было видно, что немцы пренебрегли светомаскировкой и производили взлёт и посадку своих ночных бомбардировщиков при полном освещении прожекторов, посадочных и бортовых огней, что обеспечило Золотарёву внезапный подход и прицельное бомбометание. Наблюдательность позволила штурману обнаружить их бортовые сигналы «Я свой самолёт». Немцы бомбардировщик Золотарева приняли за один из своих самолётов, возвращающихся с очередного боевого вылета. После того, как лётчик дал сигнал опознания «Я свой самолёт», он стал вне подозрения зенитной артиллерии противника.

Метким рассредоточенным ударом по аэродрому и стоянкам им было уничтожено и повреждено более 20 самолётов врага. Пожары, сопровождающиеся взрывами, были видны на десятки километров. Самолёты взрывались на собственном грузе бомб и горючего.

Во время захода на цель, используя сигнал «Я свой самолёт», Золотарёв пристроился к немецкому самолёту, заходившему на посадку, и короткой очередью из пулемёта сбил его. Удар был настолько неожиданным для противника, что зенитная артиллерия только тогда открыла огонь, когда самолёт Золотарёва уже был далеко от цели.

Советский бомбардировщик Ил-4

Достоверность бомбового удара вскоре была подтверждена партизанами, действовавшими в этом направлении, которые сообщили, что, кроме самолётов, подготовленных к боевому вылету, немцы потеряли большое количество лётного и технического состава. Позже, когда немецкие войска были далеко отброшены на запад, Семёну Павловичу вновь пришлось летать с этого аэродрома. Местные жители рассказывали, «как однажды один наш русский самолёт пристроился к немецким самолётам», а далее шёл почти фантастический рассказ и заканчивалось повествование неизменно: «Вот это было действительно здорово!».

Лётчику приятно было слушать, но он не признавался, что это он и его боевые товарищи те самые, что сделали «здорово», ведь в рассказе они видели не людей, а чудо-богатырей, а тут обыкновенные ребята-лётчики.

Не забыл Семён Павлович и тот счастливый день, когда ему в 1944 году доверили самолёт-бомбардировщик, построенный на средства, собранные его земляками. Колхозники села Баженово, что расположено на севере Омской области, где он родился и вырос, купили ему самолёт. Земляки просили Семёна Павловича метко разить ненавистного врага и скорее приблизить час долгожданной победы. Чувство большой гордости за своих земляков, радостное волнение и огромная ответственность перед Родиной наполнила сердце смелого и мужественного человека. На этом самолёте Золотарёв бомбил и уничтожал многие крупные военные объекты и аэродромы врага. В письмах-отчётах землякам он писал: «Ваш бомбардировщик в строю, работает безотказно». Более 400 тонн смертоносного груза сброшено было им со своего самолёта по врагу за годы войны.

Семён Павлович выполнил наказ Родины, наказ земляков — беспощадно бил врага. После окончания войны прославленный лётчик был частым гостем у своих земляков, радовался их успехам, жил их заботами…

(Из материалов книги Г. М. Шлевко — «Ради жизни на земле». Омск, 2010 год.)

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image