Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Погосян Погос Сергеевич

Армянский авиатор Погос Сергеевич Погосян

Армянский авиатор Погос Сергеевич Погосян

Авиация всегда манит людей сильных и отважных. Поэтому биографии многих из них порой напоминают легенду. Именно легендой является биография армянского лётчика Погоса Сергеевича Погосяна.

Погос Сергеевич Погосян родился в 1895 году в Эривани. После окончания гимназии в поисках работы он уехал в Тифлис. Долго искал Погос работы. Но безуспешно. Юноша вынужден был поступить рабочим-водопроводчиком.

В Тифлисе он познакомился с Гарегином Ервандяном, бывал у него в мастерских, помогал ему в ремонте автомашин и учился автоделу.

В 1914 г. началась Первая мировая война. В царскую армию стали призывать и национальные меньшинства. В начале 1915 г. Погосян был призван в армию и направлен на Юго-Западный фронт в г. Чортков в авиационный отряд. Вначале он работал шофером. За короткое время в авиационном парке его обучили и назначили мотористом для обслуживания боевых самолетов. У Погоса зародилась мысль стать летчиком.

Его пристрастие было замечено. Летчики чаще ему стали рассказывать о правилах эксплуатации, об управлении самолетом и много эпизодов из боевой жизни пилотов. Молодой моторист отлично обслуживал свой самолет и помогал друзьям. При отсутствии летчика-наблюдателя, с разрешения командира отряда летчики брали с собой в полет моториста. Погосян у пулемета защищал свой самолет от нападения немецких истребителей и вел наблюдения с воздуха за расположением войск противника. Благодаря отличной работе на земле и смелости в воздухе, а также умелому ведению разведки, летчики и командир отряда полюбили Погоса Погосяна. Он выделялся кавказским темпераментом и резкой реакцией на все события на фронте. Как грамотный, он часто читал газеты для солдат авиапарка.

В период базирования авиаотряда в Чорткове Погосян неоднократно встречался со своим товарищем по гимназии Геворком Акоповичем Даниеляном — солдатом, который разделял взгляды Погоса на войну и на существующий строй. В ходе войны изменилась обстановка на фронте. Часть, в которой служил Даниелян, была переброшена на Северо-Западный фронт. Друзья расстались.

Продолжались боевые будни. Погосяну все чаще приходилось летать. Росло желание самому управлять самолетом, он решил учиться.

Но для того, чтобы поехать на учебу, Погосяну нужно было получить хорошую аттестацию. Фронт все больше нуждался в летчиках и летчиках-наблюдателях. Осенью 1916 года в России было открыто еще несколько авиашкол. Их число достигло 12. Было разрешено принимать в авиашколы также грамотных авиационных специалистов из солдат и младших унтер-офицеров. Погосян добился разрешения поехать в Киевскую авиационную школу. Началось теоретические и практические занятия. Погосян учился хорошо, так как он уже много летал на фронте. В школе застала его Февральская революция.

Он усердно взялся за эту работу. Ему помогали товарищи из организации РСДРП. Вскоре, в июне 1917г. он стал ее членом.

В июле 1917 г. Погос Сергеевич отлично окончил школу военных летчиков. Он получил свидетельство «Пилота-авиатора» и был направлен в один из авиаотрядов Северо Западного фронта. На фронте шло брожение среди солдат в связи с расстрелом июньской мирной демонстрации в Петрограде и решением Временного правительства продолжать войну против Германии до победного конца. В отряде, куда прибыл Погосян, летчиками в подавляющем большинстве были унтер-офицеры, а летнабами — недавние артиллеристы, кавалеристы и пехотинцы из офицерского состава. Погоса Сергеевича летчики сразу приняли в свою среду. Он часто рассказывал им о новостях на фронте и в тылу, о политике Временного правительства и о большевистских лозунгах. Вскоре он был избран вместо погибшего летчика в состав солдатского комитета авиаотряда. После прохождения тренировочных полетов Погосян стал летать на самолете «Фарман-30». Он вел разведывательные полеты. Не раз ему приходилось в воздухе встречаться один на один с немецким «Альбатросом». После короткого боя упорный противник, пользуясь своей скоростью, уходил от него.

Однажды военному летчику Погосяну удалось зайти в хвост «Альбатроса» и поджечь его. Самолет, оставляя за собой длинный шлейф дыма, упал на территорию, занятую немецкими войсками. В отряде поздравили Погоса Сергеевича с первой победой. А командир отряда представил его к награждению Георгиевским крестом 4-й степени.

П. С. Погосян, 1917 г.

П. С. Погосян, 1917 г.

Погосу Сергеевичу приходилось помогать и артиллеристам в корректировке огня. Он не раз говорил своему другу, что он страстно воюет не для того, чтобы добиться победы для Временного правительства. «Мне жаль наших солдат, которые гибнут от артиллерийского огня и бомбардировки немецких самолетов. Чем больше мы уничтожим немецких самолетов и орудий, тем больше сохраним жизнь наших солдат, пока прекратится война или будет революция».

Боевые действия на русско-германском фронте не утихали ни на один день. Однажды утром Погосян собрал солдат и прочитал им в газете сообщение о том, что министр иностранных дел Временного правительства Милюков заверил французов и англичан—империалистических союзников России—во всенародном стремлении довести мировую войну до решительной победы, что Временное правительство намерено соблюдать обязательство, принятое по отношению к союзникам. Погосян сказал, что заявление — ложь. Народ требует мира и возвращения солдат домой.

В октябре Погосяна арестовали и посадили на гарнизонную гауптвахту. Солдаты и унтер-офицеры летчики группой направились к командиру отряда и потребовали, чтобы его освободили. Но командир был бессилен: он получил приказ от высшего начальства.

25 октября (7 ноября) свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. Погосян был освобожден. Вернувшись в отряд, он снова повел борьбу против реакционного офицерства, которое стремилось склонить колеблющихся на свою сторону и перелететь на самолетах к врагу. Но им это не удалось. Они были разоблачены и изгнаны из отряда. Вскоре отряд записался в Красную гвардию. В этом была большая заслуга Погосяна.

Советская власть приняла решение распустить старую армию. По поручению партийной организации Погос Сергеевич выехал в Эривань для ведения революционной работы среди солдат. По пути он остановился в Баку, где под руководством Ст. Шаумяна была установлена Советская власть. Здесь Погосян встретился со своим другом Гарегином Ервандяном, который стал морским летчиком. Гарегин в Баку в это время вел большую работу по защите завоеваний пролетариата. Погосян решил остаться там и поступить летчиком в авиаотряд. С этой целью он беседовал с Кургановым — председателем реввоенсовета Кавказской Армии. Корганов посоветовал поехать в Эривань и вступить в 3-й Кавказский авиаотряд, прибывший из Персии. «Поступайте туда и ведите революционную работу там, чтобы этот отряд в нужный момент стал большевистским». Прибыв в Эривань, Погосян обратился к командиру авиаотряда Новикову, чтобы его приняли. Но поручик Новиков, оставшийся за командира отряда, ответил: «Летчиков в отряде много, а самолетов всего три. К тому же из-за отсутствия бензина отряд вылетов не производит. Если понадобятся летчики, то мы вас вызовем». Так Погосян ушел из авиации и поступил на работу в военный автогараж шофером.

В начале января 1918 года Погосян снова встретился со своим другом—коммунистом Г. А. Даниеляном, с которым они разошлись в 1916 г. в Чорткове. Друзья активно включились в революционную работу. По их инициативе в автогараже была создана партийная организация. В нее вошли Г. А. Даниелян, П. С. Погосян, X. Хачатрян, Г. Беринов, А. Казарян, П. Петросян, позже А. Бабаян и др. Секретарем партийной ячейки был избран Г. А. Даниелян. Партийная организация автогаража под руководством Эриванской парторганизации и Закавказского краевого партийного руководства вела большую агитационную и организационную работу среди населения, города, в воинских частях и в окружающих населенных пунктах. Погос Сергеевич по заданию парторганизации, как и другие коммунисты, проводил агитационно-массовую работу в центре города, где были расположены дашнакские руководящие организации, госучреждения и воинские части. Он наладил связь с коммунистами почты и телеграфа и согласовал ряд вопросов по проведению подпольной работы на местах.

17 июля в Эривани был создан дашнакский парламент. А 28 мая 1919 г. дашнаки праздновали годовщину республики. Погос Погосян вместе с коммунистами автогаража расклеивал листовки в городе вплоть до помещения дашнакского парламента с протестом против правительственной декларации о протекторате США с требованием установления Советской власти в Армении.

21 августа 1919 г. в Эривани дашнаки встречали Верховного комиссара—американского полковника Гаскеля. Он якобы прибыл для того, чтобы защитить всех армян, где бы они ни находились. На самом деле американцы стремились захватить Армению. Большевики стали разоблачать истинную цель визита Гаскеля. Погос Сергеевич, находясь в гуще встречающих на вокзале, рассказывал окружающим о намерениях империалистов. Вместе с Суреном Бурназяном, Петросом Петросяном, Ашотом Бабаяном, Геворком Даниеляном и другими.

Большие волнения происходили в Эривани на почве продовольственного кризиса 16 и 17 февраля 1920г., когда дашнакский городской совет решил повысить цены продовольствия на 45%. Вспыхнула массовая демонстрация протеста, возглавляемая большевиками. В эти дни Погосян и другие коммунисты разъясняли трудящимся, что вся причина народного бедствия кроется в реакционной политике дашнакского правительства. «Надо объявить Армению Советской и Советская Россия поможет нам всем, в чем мы нуждаемся,— разъясняли они.— Необходимо насильственное вооруженное свержение власти дашнаков». Эта линия диктовалась решением январской конференции Арменкома. В феврале—апреле 1920 г. в разных городах и селах Армении проходили партийные конференции. По заданию Арменкома коммунисты автогаража, в том числе и Погос Погосян, доставляли руководителям парторганизаций решения Первой конференции коммунистических организаций Армении. Иногда Погосяну приходилось тайно на автомашине перевозить членов Арменкома на места, где проходили партийные конференции.

Еще больше активизировалась борьба коммунистов Армении за Советскую власть после победы пролетариата в Баку. Погосян и его друзья эту весть стали быстро распространять среди рабочих, крестьян и солдат. Каждую поездку в какую-либо деревню Погосян использовал для пропаганды опыта борьбы и победы бакинского пролетариата, сообщал о новостях из России и мероприятиях Арменкома. В эти дни во многих районах Армении прошли грандиозные митинги и демонстрации за солидарность с Советским Азербайджаном, за установление Советской власти в Армении.

20 апреля в Эривани состоялось совещание представителей коммунистических ячеек автогаража, типографии, радиодивизиона, железной дороги, почты, телеграфа, молодежной организации «Спартак» по вопросу подготовки к проведению первомайской демонстрации. На совещании был разработан план проведения демонстрации в городе. Руководителем ее был избран Серго Мартикян. Во главе колонн должна была идти партячейка автогаража, которая в это время являлась одной из крупных организаций города и имела большое влияние в массах. Всю ночь 30 апреля коммунисты автогаража Геворк Данелян, П. Погосян, Г. Заргарян, П. Петросян, В. Раевский, С. Овакимян, А. Казарян, Г. Эфенждян, А. Галоян, А. Бабаян, О. Меликян вместе с передовыми рабочими готовились к демонстрации. Они писали лозунги и транспаранты, доставили из типографии листовки, установили на одну из автомашин наковальню, разукрасили лозунгами грузовые автомашины, поместили в рамки портреты Маркса, Ленина, Шаумяна.

Рано утром 1 мая рабочие автогаража (около 300 человек) с красными знаменами и с лозунгами «Да здравствует Российская Коммунистическая партия!», «Да здравствует Советская власть в Армении!» и др. вышли на демонстрацию. Как отмечали газеты: «Бросалась в глаза энергичная и неприкрытая деятельность коммунистов».

Старые большевики—участники и руководители этой демонстрации Г. Даниелян, С. Овакимян, А. Бабаян вспоминают: «Дойдя до площади—Городской думы, колонна свернула на ул. Налбандяна, откуда через площадь Азизбекова должна была выйти на угол Алавердяна и Пушкина. На площади было много армян и азербайджанцев. В это время П. Погосян, А. Бабаян начали разбрасывать с автомашины листовки Арменкома. Здесь на площади возник первый митинг. Выступали Петрос Петросян, Погос Погосян и другие. Они призывали к свержению дашнакского господства и установлению в Армении Советской власти. По окончании митинга, вылившегося в демонстрацию дружбы армян и азербайджанцев, между которыми дашнаки разжигали национальную рознь, колонна автогаража с присоединившимися к ним трудящимися направилась к месту сбора. Оттуда с Красным знаменем во главе с членами Арменкома многолюдная демонстрация двинулась к дашнакскому парламенту. Демонстранты пели «Варшавянку», «Смело, товарищи, в ногу» и другие революционные песни. С грузовиков продолжалось разбрасывание листовок. Погосян и Петросян с машины выкрикивали лозунги «Да здравствует Советская Россия!», «Да здравствует Советский Азербайджан!», «Да здравствует Советская Армения!», «Долой дашнаков, маузеристов!» и др.

После подавления Майского восстания в Карсе и ареста многих большевиков военного автогаража, часть автомашин осталась без водителей. Кроме того, не всем шоферам доверяли легковые автомашины.

Карсское руководство обратилось в Эривань, чтобы им прислали несколько надежных шоферов из военного автогаража. Партийная организация, узнав об этом запросе, приняла решение послать в Карс коммунистов для восстановления партийной и революционной работы в автогараже и продолжения борьбы за Советскую власть в Армении. Выбор пал на Г. Даниеляна, П. Погосяна и Райского. Даниеляну дашнакская охрана не разрешила выехать в Карс, так как он находился под негласным надзором. Погосян, Райский и еще один из шоферов, фамилия которого не установлена, выехали в Карс. Погосян по прибытии немедленно связался с карсским подпольным центром, передал им привезенные указания ЦК КП Армении и включился в активную подпольную работу. Вместе с другими коммунистами он восстановил партийную организацию автогаража, выполнял с ними решения Арменкома и указания Кавказского краевого комитета по подготовке масс к новому вооруженному восстанию.

В Карсе большая работа проводилась и в Армянском авиационном отряде под руководством Гарегина Ервандяна. Он был секретарем партячейки. Узнав о том, что Ервандян находится в отряде, Погосян встретился с ним. В октябре 1920 г. при поддержке Антанты дашнаки начали войну с Турцией. В неравном бою погибли как солдаты, так и население захваченных турками районов. Партия считала, что выход из тяжелого положения, в которое попал армянский народ вследствие турецкого нашествия и антинародной политики дашнаков, был один — свергнуть дашнакское иго и установить в Армении Советскую власть. Погосян и Ервандян активно выполняли указания партии, проводили большую работу в этом направлении. Однако создавшаяся обстановка в Карсе, слабость партийных организаций и их раздробленность, а также отсутствие твердого руководства после гибели членов Ревкома не позволили коммунистам сплотить народ на отпор турецкому нашествию и поднять их на революцию.

30 октября 1920 г. турки заняли Карс. В городе начались погромы. Коммунисты организовали демонстрацию против бесчинства турецкого командования и армии. Выступление было подавлено. Погос Погосян, Гарегин Ервандян, механик армянского авиаотряда Г. Иванов и другие были арестованы и отправлены в Сивас.

За попытку перелета на самолете из плена все трое были приговорены к смертной казни. Приговор над Ервандяном и Погосяном был приведен в исполнение. Героически закончилась жизнь славных армянских авиаторов, их имена навеки в нашей памяти!

Источники:

  • X. С. Петросянц «В рядах советских авиаторов». — Ереван: «Айастан», 1969 — 310 с., ил.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image