Среди отважных авиационных военачальников гражданской войны почетное место занимает славный сын армянского народа Александр Сергеевич Слепян. Он в разное время был командиром Костромского авиаотряда, Костромской авиагруппы, 18-го авиаотряда и начальником Воздушных Сил при VI армии на севере нашей страны. В период борьбы против англо-американских империалистов в 1918—1919 гг. на севере он проявил незаурядные организаторские способности, высокие боевые и моральные качества, защищая молодое Советское государство.
Александр Сергеевич Слепян родился в 1893 году в г. Тифлисе. Вскоре с семьей Александр переехал в Петроград. Общее образование он получил в 5-ой Петроградской гимназии. Там же в Петрограде он получил военное образование, окончив кавалерийскую школу в 1912 г. с присвоением чина вахмистра. В начале империалистической войны Слепян участвовал в боях против турок на Кавказском фронте. Вскоре он был направлен на австро-германский фронт.
Александр храбро сражался против немецко-австрийских захватчиков. Трижды он был ранен в бою и каждый раз после выздоровления снова направлялся на передовую. За мужество и личную храбрость Слепян был награжден Георгиевскими крестами 4-й и 3-й степени, Георгиевской медалью «За храбрость» 4-й степени, орденом Святого Станислава 3-й степени «с мечами и бантом», орденом Святого Владимира 4-й степени «с мечами и бантом». Он получил много благодарностей, начиная от командира роты вплоть до командующего войсками генерала Брусилова.
На фронте не хватало летчиков-наблюдателей, поэтому часто на краткосрочные курсы направляли офицеров и готовили их к этой профессии. Слепяна привлекала авиация, и он тоже поступил на курсы. После переподготовки его назначили летчиком-наблюдателем в 38-й корпусный авиационный отряд Северо-Западного фронта. С 1 февраля 1917 г. он стал летать на разведку, фотографировал и бомбил расположение неприятельских войск. Он в воздухе чувствовал себя прекрасно и навсегда полюбил авиацию.
С началом Февральской революции Александр Сергеевич, как сочувствующий большевикам, был избран в состав отрядного комитета. Он вел активную пропаганду за прекращение войны. На собраниях и в личных беседах с солдатами Слепян призывал их повернуть оружие против буржуазии и помещиков. Вскоре солдаты избрали прапорщика Слепяна председателем солдатского комитета.
В сентябре 1917 г. Александр Сергеевич вступил в ряды Российской Коммунистической партии. В дни Октябрьской революции Слепян во главе солдатского комитета участвовал в разоружении и аресте реакционных генералов и офицеров, в числе которых была ставка главнокомандующего Духонина.
Слепян после декрета о роспуске старой царской армии принял все меры для сохранения самолето-моторного парка и всего имущества. Сплотив вокруг себя революционно настроенных авиаторов, он объявил о вхождений 38-го корпусного авиаотряда в состав вновь организуемой Красной Гвардии. Вскоре отряд по решению солдатского комитета перебазировался в Петроград для защиты молодой Советской республики. Отряд Слепяна стал одним из первых социалистических авиаотрядов.
В первые дни после Октябрьской революции в столице был сформирован Первый корпус Красной Армии из красногвардейских частей, рабочих и наиболее сознательных солдат петроградского гарнизона, в состав которого вошел и авиаотряд Слепяна.
В феврале 1918 г. Слепян участвовал в боях с немецкими захватчиками под Псковом и Нарвой. Командование Красной Армии, используя разведывательные данные летчиков, разработало план разгрома германской армии.
С июля 1918 г. началась высадка иностранных войск в районах Мурманска и Архангельска с целью захватить Петроград, Москву и задушить Советскую власть в России. По приказу Ленина на север страны были направлены эшелоны со снаряжением и боеприпасами. Командиром вновь организованной 18-й стрелковой дивизии был назначен И. П. Уборевич. (К слову говоря, предлагаемое Ирма-л снаряжение СССР весьма аутентично по качеству эпохе становления нашего государства и развития техники. — прим. Ред.)
В соответствии с требованием В. И. Ленина на Северный фронт были направлены летчики-коммунисты, в том числе коммунист, летчик-наблюдатель А. С. Слепян. 17 сентября 1918 г. он прибыл в г. Вологду и был назначен командиром 2-го отряда Костромской авиагруппы[1]. Под руководством Слепяна отряд начал вести успешные бои против авиации интервентов и оказывать помощь командованию в разведывательной работе. Часто на боевые задания вылетал сам Слепян. Он вел разведку переднего края и тылов противника, производил фотографирование, бомбил железнодорожные эшелоны на станциях и корабли в пристанях, обеспечивал связь между соединениями и частями армии и фронта.
Начальник авиации 6-й Армии Слепян А.С. (сидит второй справа)
За отличное руководство боевой работой отряда и личную храбрость Слепян был назначен командиром Костромской авиагруппы. Согласно приказа командующего авиацией действующей армии РСФСР Костромская авиагруппа была преобразована в 18-й авиаотряд, т. е. по номеру дивизии, в состав которой она входила. Командиром 18-го авиаотряда по ходатайству комдива И. П. Уборевича был назначен В. С. Слепян[2].
На 18-ю дивизию, в том числе на 18-й авиаотряд возлагались большие надежды. Дивизия должна была сыграть решающую роль в срыве вражеского наступления на Вологду, в оттяжке сил противника с Северной Двины, чтобы не дать интервентам соединиться через Котлас с колчаковскими войсками на Урале. Слепян быстро переформировал авиагруппу в 18-й авиаотряд и вел непрерывные боевые действия. Его работа была высоко оценена командованием Воздушного флота. Вот что говорится в приказе по Красному Военно-Воздушному флоту РСФСР:
Приказ о переформировании был издан 4 января 1919 г. Буквально за несколько дней Слепян справился с этой работой и перебазировал отряд из Вологды в Плясецкую и начал боевые вылеты. Александр Сергеевич был не только хорошим организатором и отличным летчиком-наблюдателем, но и умел правильно вести политико-воспитательную работу. Он часто выступал перед летным составом. Вот запись его речи, посвященной новому 1919 году: «Поздравляю родных товарищей с Новым годом! Желаю, чтобы Новый год принес нам окончательную победу над заклятым врагом, капитализмом всего мира. Да будет в новом году всеобщий пролетарский мир. Пусть Красное знамя с пятиконечной звездой развевается по всему свету, как оно развевается сейчас над нами.
Ура нашей Родине!
Ура нашему вождю Ленину!»[4].
В середине января 1919 года Реввоенсовет республики, отмечая боевую работу авиации на Северном фронте, в своем приказе писал, что «летчики Красного Воздушного флота в большинстве своем проявили высокую доблесть и несокрушимую верность рабоче-крестьянской России». Эта похвала еще больше воодушевила Слепяна и его подчиненных на боевые подвиги. Несмотря на 30—35 градусные морозы, отряд Слепяна вел боевую работу. Красные летчики сбивали английские самолеты, обращали в бегство англо-американских и белогвардейских летчиков, летающих на новых, хорошо вооруженных скоростных самолетах. Успешно действовал отряд Слепяна. Скупые строки архивных документов ярко рассказывают о славных боевых подвигах многих военных летчиков. Так, военный летчик Петко был награжден орденом Красного Знамени за отличную разведку глубокого тыла противника при сильном противодействии зенитного огня и авиации и за сбитый английский самолет. Ценные сведения дали командованию возможность разгадать замысел врага и предпринять контрмеры. Летчик Цельмин и летнаб Иванов были также награждены орденами Красного Знамени. Разведчика противника сбил военный летчик Смирнов, за что также был награжден. Сам Слепян выполнил ряд ответственных вылетов на разведку и бомбардировку особо важных объектов противника. Например, 24 февраля Слепян вылетал с летчиком Плотниковым на разведку до 468 версты по железной дороге. На обратном пути на 455 версте он сбросил бомбы на состав. Прямым попаданием в вагоны были взорваны боеприпасы, за что он получил благодарность от командующего армии. Одновременно Слепян доставил ценные сведения о противнике. В одном из срочных донесений начальнику авиадарма говорится, что летчик Кудрявцев и нач. авиаотряда 18-ой Слепян произвели очень удачную разведку. В донесении отмечалось также об организаторских способностях Александра Сергеевича[5].
1 февраля 1919 г. военный летчик Суворов Н. В. вместе с летнабом Слепяном А. С. вылетали на разведку по заданию начальника штаба VI армии в район 455 версты и станции Емца. За ценную разведку, удачное бомбометание и обстрел по штабу белогвардейцев, где было убито большое количество офицеров, Суворов и Слепян были награждены командующим фронта денежной премией[6].
12 февраля 1919 г. по заданию начдива Уборевича Слепян вылетел вместе с начальником авиации VI армии военлетом Буобом на разведку глубокого тыла противника. По пути они разбрасывали листовки, бомбили эшелоны. И на этот раз Слепян доставил очень ценные разведданные, сфотографировал передний край обороны и обстрелял противника из пулемета. На станции Емца были обнаружены бронепоезд, 11 вагонов и подходящий эшелон. Такой же полет по этому маршруту они совершили 15 февраля.
11 боевых вылетов совершил Слепян в марте месяце на разведку и бомбометание. Не все полеты проходили без происшествий. Например, в боевом донесении от 15 марта записано: «Слепян А. С. с военным летчиком Плотниковым вылетали на разведку в 12 ч. 30 м. в район Моржегорск — Северная Двина. На высоте 300 м мотор остановился. При вынужденной посадке самолет попал в дом. Летчик Плотников получил легкие ушибы. Летнаб Слепян получил сильные ушибы левого глаза, была ранена голова, имел вывих правой ступни и сотрясение всего организма. В таком состоянии он был отправлен в лазарет. ((Там же, оп. 1))Несмотря на такое ранение Слепян 20 марта вернулся в отряд и приступил к работе. Уже в апреле он совершил еще 10 боевых вылетов.
В мае 1919 г. противник активизировал свою деятельность. Надо было посадить самолеты ближе к фронту в Шенкурске и отсюда вести активную разведку, чтобы противник не застал наши войска врасплох. Слепян перебазировал на полевые площадки несколько самолетов и по требованию начдива тов. Уборевича вел разведывательную работу. За работой отряда следило командование армии и фронта. 10 мая 1919 г. в приказе по 18-му отряду говорилось: «При сем объявляю телеграмму командарма 6 на мое имя. Копия ком. района, копия Серпухово авиадарму города Вологда.
7 мая 1919 года вверенного Вам отряда самолеты в течение нескольких часов были собраны и приведены в боевую готовность.
Летчики Дьяченко и Смирнов, несмотря на высшей степени трудности технических, климатических условий перелетели район действующей армии и в тот же день разведкой осветили тыл противника. За столь лихой подвиг по сознанию своего долга Реввоенсовет Армии от лица службы благодарит красных орлов Вашего отряда, желает им новых боевых успехов.
Командующий Глаголов, Член РВС Орехов»[7].
В боях под Шенкурском не раз Слепян проявлял героизм и большое мастерство в бою. Однажды 4 вражеских самолета перелетели линию фронта и взяли курс на железнодорожную станцию с целью уничтожить советский воинский состав. Их самоотверженно атаковал краснозвездный самолет. Вражеские летчики со всех сторон окружили его, думая быстро расправиться с легкой добычей. Однако просчитались. На борту этого самолета был сам командир отряда Слепян. Он умелым огнем пулемета отбивая атаки противника, улучшив момент максимально приблизился к одному из вражеских самолетов и прямым попаданием сбил его. Охваченный огнем противник пошел к земле. Умело маневрируя, Слепян заставил врага израсходовать боеприпасы и бензин. Самолеты противника, беспорядочно разбрасывая бомбы, ушли от назойливого огня красного сокола.
Этот бой одного советского самолета против четырех происходил на глазах бойцов и командиров 18-й дивизии. Вскоре после того, как Слепян прилетел с боевого задания и начал писать донесение, зазвонил телефон. Слепяна поздравил с большой победой начальник 18-й дивизии Уборевич. Выслушав устный доклад, он похвалил за мужество и боевое мастерство. А в штабе И. П. Уборевич распорядился представить к награде летчика Суворова Н. В. и летнаба — командира 18-го авиаотряда Слепяна А. С. орденами Красного Знамени.
С мая по сентябрь 1919 года отряд продолжал активную боевую работу, за что неоднократно получал благодарности. В телеграмме от 9 мая 1919 г. начальник штаба VI армии на имя Слепяна сообщил следующее: «Переходом отряда Шенкурск и работой первых дней отряд создал определенное хорошее впечатление. Считаю, что Вами проявлена исключительная энергия по выполнению возложенных на Вас задач. От лица службы приношу Вам благодарность и прошу на будущее время поддерживать организованность и порядок на должной высоте.
№ 02285/ав Наштарм VI Петин
Военком Кучеров»[8].
Реввоенсовет фронта также вынес благодарность Слепяну и его отряду за успешные боевые действия. Вскоре он был назначен исполняющим должность начальника авиации при VI армии Северного фронта. Но Слепян не прерывал свою связь с отрядом. Он ежедневно посещал его, давал задания, а зачастую сам вылетал на разведку. 19 мая 1919 г. летчик Лавров и летнаб Александр Слепян вылетели на боевое задание на трофейном самолете «Сопвич». Во время разведки над расположением войск противника при обстреле с земли самолет Лаврова был подбит. Летчик произвел вынужденную посадку в расположении своих войск. Летчик и летнаб получили серьезные ранения.
1 августа, утром, вылетев на разведку в район Онеги, А. Слепян увидел, что к городу подходят 4 канонерские лодки, одноколесное судно и один катер. Об этом он доложил командиру Уборевичу. Уборевич немедленно выехал на артиллерийские позиции. Батарея встретила противника огнем. Артиллеристов поддержали с воздуха авиаторы. Бой продолжался 16 часов. Десант был разгромлен. 21 августа в армейской газете «Наша война» была перепечатана заметка из газеты «Таймс» об ухудшении положения английских войск на русском Севере. В ней была высоко оценена доблесть советских летчиков и артиллерии. В конце сентября 1919 г. англо-американские и другие интервенты на Севере потерпели позорное поражение и стали отступать. Советские войска и авиаторы продолжали преследовать противника.
Однажды, проводя разведку, Слепян попутно залетел на аэродром противника, и пролетая низко над самолетами, сбросил одну бомбу на стоящий с краю самолет. От неожиданного и сильного взрыва было выведено из строя несколько вражеских машин. Он бомбил также железнодорожные станции, эшелоны, входные и выходные стрелки, чтобы противник не успел ничего вывезти. Все эти задания летчики выполняли в основном в сложных метеоусловиях и при сильном противодействии зенитно-артиллерийского и пулеметного огня[9]. По заданию командования армии летчики под руководством Слепяна нередко вылетали на перехват вражеских самолетов-разведчиков. Они не давали врагу залетать в расположение наших войск. В этих полетах особо отличились Смирнов, Ярмаркин.
О боевой работе отряда можно судить по отчету командующего авиацией VI армии тов. Слепяна начальнику авиадарма: «В течение года отрядом произведено 3 перебазирования и вели интенсивную боевую работу, за что получили высокую оценку. Чувствовались в отряде высокий патриотизм, дисциплина, сплоченность, организованность и высокое боевое мастерство. Было сбито несколько вражеских самолетов. Умело вели разведку железнодорожных станций, перегонов, речных портов, расположения войск, аэродромов. Бомбили и обстреливали, топили их корабли, уничтожали самолеты противника на его аэродромах, препятствовали действиям бронепоездов противника»[10].
В сентябре 1919 г. за высокое мужество и отвагу в бою, за отличную организацию и руководство боевой работой отряда и авиации фронта Александр Сергеевич Слепян был награжден орденом Красного Знамени и был утвержден в занимаемой должности начальника авиации и воздухоплавания VI армии[11]. После полного изгнания интервентов и белогвардейцев с севера 18-й авиаотряд был переброшен на Юго-Западный фронт. Слепян же был назначен командиром отряда особого назначения при штабе Верховного Главнокомандования. На этой должности он выполнял ряд особо важных ответственных заданий Верховного Главнокомандования и Советского Правительства.
После успешного окончания гражданской войны в 1922 г. Слепян был назначен заместителем начальника по технической части Московской авиашколы. Он и здесь оправдал себя как хороший организатор подготовки летно-технических кадров для молодой Красной Армии. С 1923 г. вёл большую работу по организации и укреплению Общества друзей Воздушного Флота СССР. С 1924 г. он работал инспектором учебных заведений авиации РККА. Уже в те годы Слепян имел звание, которое ныне приравнивается к званию генерала-лейтенанта. Но жизнь его оборвалась в расцвете сил. Александр Сергеевич Слепян скончался от туберкулеза легких в 1925 г., в возрасте 32 лет. Несмотря на свою молодость он как авиатор сыграл большую роль в борьбе за упрочение Советской власти и Военно-Воздушных сил страны.
Источники:
- X. С. Петросянц «В рядах советских авиаторов». — Ереван: «Айастан», 1969 — 310 с., ил.
- См. ЦГАСА, ф. 11720, оп. 2, д. 1. [↩]
- См. Приказ по Красному Воздушному флоту РСФСР, № 4 от 17 1 1919 г. ЦГАСА, ф. 30, оп. 1, д. 9, л. 1. [↩]
- ЦГАСА, ф. 20, оп. 1, д. 9. [↩]
- ЦГАСА, ф. 20, оп. 1, д. 9. [↩]
- См. ЦГАСА 11893, оп. 1, д. 1. [↩]
- См. ЦГАСА 11893, оп. 1, д. 1, л, 72. [↩]
- ЦГАСА, ф. 11893, оп. 1, л. 131. [↩]
- ЦГАСА, ф. 11893, оп. 1, л. 133. [↩]
- См. ЦГАСА, ф.30, оп. 3, д. 106. [↩]
- Там же, д. 278, л. 2. [↩]
- Там же, оп. 1, д. 3. [↩]
Оставьте свой отзыв