Родился 22 января 1922 года в селе Старая Тойда, ныне Аннинского района Воронежской области, в семье крестьянина. Детство и юность прошли в Киргизии. Окончил неполную среднюю школу и аэроклуб в городе Фрунзе. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов.
С июля 1943 года в действующей армии. Сражался на Воронежском, Степном, Западном, 2-м Белорусском фронтах в составе 667-го ШАП (292-я АД) и 198-го ШАП (233-я ШАД). Летал на Ил-2.
К 25 марта 1945 года заместитель командира эскадрильи 198-го штурмового Волковысского Краснознамённого авиационного полка (233-я штурмовая Ярцевская Краснознамённая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) старший лейтенант М. Н. Бабкин совершил 145 боевых вылетов, уничтожил 85 автомашин с боеприпасами и живой силой, 10 бронетранспортёров, 5 штурмовых орудий, 8 самолётов, 5 батарей противника. 18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
С 1 августа 1946 года — в запасе. В 1951 году окончил лётную школу Гражданского Воздушного Флота в Ульяновске, был командиром корабля отдельного Киргизского авиапредприятия. С 1953 года вновь в рядах Советской Армии. Служил в дальней бомбардировочной авиации. 8 декабря 1959 года майор М. Н. Бабкин погиб в авиационной катастрофе.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями. Его имя носит школа № 1 в городе Джалал-Абад, на здании школы — мемориальная доска.
* * *
19-летний Михаил Бабкин прибыл в Чкаловскую военную авиационную школу пилотов в 1941 году. Настойчивый и энергичный, он с самозабвением постигал науку побеждать врага в небе. Два года потребовалось на то, чтобы он стал настоящим воздушным бойцом.
Уже в горячую пору Курской битвы лётчик-штурмовик младший лейтенант Бабкин совершил 16 боевых вылетов. На груди отважного воина засверкал орден Красной Звезды. Принимая награду, Михаил заверил командира, что будет драться с фашистской нечистью до последнего вздоха. Своей клятве он был постоянно верен.
Михаил Бабкин участвовал во многих самых дерзких воздушных операциях. Так, в августе 1943 года он в составе шестёрки штурмовиков Ил-2 получил задание уничтожить артиллерийско-миномётные позиции врага в районе Харькова. На бреющем полёте штурмовики подошли к цели. В стане врага поднялась паника — немецкие солдаты не раз уже испытывали силу и мощь бомбовых ударов нашей штурмовой авиации.
С первого захода шестёрка уничтожила несколько вражеских батарей, а затем советские авиаторы настигли колонну фашистских танков и автомобилей. Бабкин бросил свой «Ил» на головной танк. Он вспыхнул, закрутился на месте, застопорил движение всей колонны. Но в это время отважную шестёрку атаковали 18 фашистских истребителей. Силы были неравны, к тому же боеприпасы и горючее уже кончались. Шестёрка штурмовиков и шестёрка прикрывающих их истребителей смело врезались в строй истребителей противника. В короткой жестокой схватке нашим лётчикам
удалось подбить 6 самолётов врага. Разворачиваясь для нового маневра, Бабкин заметил, что прямо на него несётся «Фокке-Вульф». Началось стремительное сближение. Немецкий пилот уже предвкушал победу. Он рассчитывал воспользоваться хорошей маневренностью и большой скоростью своего самолёта. Секунда, вторая… Бабкин ждал, не открывая огня. Он знал, что враг в последнюю минуту отвернёт. Расчёт был верен. Нервы фашиста сдали. Не выдержав лобовой атаки штурмовика, вражеский истребитель взмыл вверх. Этого момента не упустил советский лётчик. Раздалась короткая пушечно-пулемётная очередь, и «Фокке-Вульф», объятый пламенем, камнем рухнул вниз.
Но в этом бою был ранен в руку и Бабкин. Он повёл повреждённый штурмовик левой рукой, стараясь дотянуть до своего аэродрома. Вслед за ним увязался вражеский истребитель, надеясь на лёгкую добычу. Но враг просчитался. Ценой невероятных усилий бой был выигран отважным советским асом. Бабкину помогли отличная техника пилотирования и умение вести бой, приобретённые в училище.
Несколько месяцев ему пришлось провести в госпитале. В начале 1944 года он вновь в небе. На этот раз — в Белоруссии. Только с 23 по 28 июня 1944 года Михаил Бабкин совершил 22 боевых вылета. По 3 — 4 в день! И за эти 6 дней войны на боевом счету отважного лётчика было 85 уничтоженных вражеских автомашин с военными грузами, 5 орудий, до 2-х рот пехоты.
Отличился Михаил и в небе Восточной Пруссии. Находясь однажды в полёте, заметил несколько эшелонов с танками. Штурмовик пошёл на снижении, не обращая внимания на зенитный огонь, стал точно сбрасывать бомбы. Запылали вагоны, а Михаил продолжал «поливать» огнём составы. Вскоре эшелоны превратились в груды металла…
Командование высоко оценило подвиги старшего лейтенанта М. Н. Бабкина. В представлении к присвоению ему звания Героя Советского Союза говорилось: «К 24 марта 1945 года совершил 145 успешных боевых вылетов, в ходе которых им лично уничтожено и выведено из строя до 85 автомашин с военным грузом и живой силой, до 10 бронетранспортёров, до 5 самоходных орудий, уничтожено и сожжено до 35 железнодорожных вагонов, 3 станционных здания, разрушено свыше 1 километра железнодорожных путей, повреждено 2 паровоза, уничтожено до 7 самолётов противника на аэродромах и 1 самолёт сбит в воздушном бою, взорвано 4 склада с боеприпасами и 2 склада с горючим, уничтожено 3 переправы, до 65 повозок с военным грузом, до 45 всадников, подавлен огонь 5 батарей зенитной и полевой артиллерии, разрушено до 15 блиндажей, убито и ранено до 650 солдат и офицеров противника».
К концу войны Михаил Бабкин совершил 193 успешных боевых вылета, нанеся врагу огромный урон в живой силе и технике. Мужественный лётчик не раз встречался лицом к лицу со смертельной опасностью. Только высокое мастерство, самообладание спасли бесстрашного пилота от гибели.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, старший лейтенант Бабкин Михаил Николаевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7993).
После войны Михаил Бабкин успешно окончил лётную школу пилотов Гражданской Авиации в Ульяновске, был командиром корабля отдельного Киргизского авиационного предприятия. С 18 августа 1952 года вновь в Советской Армии. Служил в дальней авиации, в 251-м Гвардейском бомбардировочном авиаполку (базировался на Украине, к 1959 году имел на вооружении реактивные самолёты Ту-16). 8 декабря 1959 года отважный авиатор погиб в авиационной катастрофе при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в городе Борисполь Киевской области.
Имя Героя носит средняя школа № 1 города Джалал-Абада, где он учился до войны. На здании школы установлена мемориальная доска. Каждый раз, когда в классе идёт перекличка, первой называют фамилию Михаила. Притихают ребята, отчётливо слышен взволнованный голос дежурного:
— Герой Советского Союза Михаил Бабкин погиб при исполнении служебных обязанностей.
Однажды на имя начальника Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков пришло письмо от родителей героя. Отец летчика Николай Кузьмич, участник трёх войн, вёл большую военно-патриотическую работу среди молодёжи. Старому солдату было о чём рассказать. Не только о себе, но и о сыне-герое, который беззаветно любил свою Родину и отдал за неё самое дорогое — жизнь.
Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 1». — М.: Воениздат, 1988.
2. «Их подвиг будет жить в веках». Фрунзе, 1985.
Оставьте свой отзыв