Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Балабин Юрий Михайлович

Балабин Юрий Михайлович

Родился 28 августа 1922 года в Астрахани, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. В 1940 году добровольно вступил в ряды Красной Армии, в 1941 году окончил Саратовскую военную авиационную школу.

С 22 января 1943 года младший лейтенант Ю. М. Балабин на фронтах Великой Отечественной войны в должности младшего лётчика  673-го штурмового авиационного полка.

К маю 1945 года штурман 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка (9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан Ю. М. Балабин совершил 232 боевых вылета на разведку и штурмовку железнодорожных эшелонов, скоплений войск противника, в воздушных боях сбил 1 бомбардировщик Ю-87. Только с января по апрель 1945 года уничтожил лично: 7 танков, 13 автомашин, 6 орудий, 4 бензоцистерны, 3 склада с боеприпасами много живой силы противника.

27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию, в 1960 году — Военную академию Генерального штаба. Занимал различные командные должности. С 1974 года генерал-майор авиации Ю. М. Балабин — в запасе. Жил в городе Волгограде, занимался общественной работой. Умер 16 января 2007 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды; медалями.

* * *

Лётчик-штурмовик Юрий Михайлович Балабин зарекомендовал себя в 1-м Гвардейском штурмовом Кировоградском Краснознамённом авиационом корпусе как лучший разведчик, неоднократно доставлявший командованию исключительно ценные разведывательные данные о противнике. В наградном листе командир 142-го Гвардейского штурмового авиаполка подполковник А. П. Матиков писал:

«В период форсирования реки Днепр и расширения плацдарма на правом берегу, командованию корпуса и наземных войск требовалась подробная информация о подходящих резервах противника. Тов. Балабин в этой операции произвёл 55 успешных боевых вылетов на разведку войск противника, давая ценные разведданные о скоплении техники и живой силы, которая немедленно подвергалась атакам наших штурмовиков, чем обеспечивалось продвижение наших наземных войск».

Так, 12 февраля 1944 года, выполняя боевое задание на разведку, в исключительно сложных метеоусловиях Балабин пробился к цели и доставил командованию ценные данные о противнике, за что был награждён золотыми часами командующим 7-й Гвардейской армией генерал-полковником Шумиловым.

Одной из самых славных страниц в истории нашей штурмовой авиации являются бои штурмовиков в районе Карпат. Условия местности и неустойчивая погода затрудняли массированные налёты авиации. Действовать приходилось небольшими группами, часто в одиночку. Штурмовики активно помогали подавлять артиллерию противника, не допускали подхода резервов. Только за несколько дней в Карпатах было выведено из строя более 200 автомашин с войсками и грузами, 20 танков, создано до 70 очагов пожара и подавлен огонь многих батарей полевой и зенитной артиллерии врага. В результате активных действий авиации перевалы через Карпаты всё время находились под нашим контролем. Противник, прижатый к горам, метался в тщетных поисках путей отхода.

Серьёзным испытанием для наших войск было наступление в горно-лесистой местности при Кросненской операции в сентябре 1944 года. Части левого крыла фронта подошли вплотную к подножию хребта Буковец. Горы с крутыми склонами были непреодолимы. Обходя эти горы, наши войска продвигались по долинам рек и ущельям, то и дело попадая под удары артиллерии противника. Командование послало на помощь наземным войскам штурмовую авиацию.

Штурмовики были в этой операции очень хорошим средством, способным заменить артиллерию, и в ряде случаев сыграли решающую роль, обеспечив продвижение наших войск. Так, например, 3 дня бились наземные части, пытаясь овладеть деревней Гамры, в районе горы Цергова, высотой в 718 метров, но всё безрезультатно. Несколько танков погибло в боях, а войска всё же не продвинулись вперёд. Артиллерия действовать не могла, так как цели располагались на обратных скатах.

И вот Гвардии капитана Балабина послали с группой «Илов» штурмовать артиллерию противника в районе Тарновки и Гамры. Лётчикам предстояло определить обстановку на месте и самостоятельно решить, как действовать. Ещё до вылета Балабин предупредил экипажи: линию фронта группа пройдёт между горой Цергова и Суха-Гора. Самолётам придётся действовать над целью в одиночку. Атака будет производиться с малых высот.

Сначала группа «Ильюшиных» прошла вдоль линии фронта по территории противника, чтобы лучше рассмотреть цель. Учитывая условия местности и сильный зенитный огонь, Балабин решил, что заход возможен только в сторону своих войск. По его сигналу группа приняла боевой порядок на небольшой высоте, оставив батарею зенитной артиллерии выше себя.

Самолёты заходили на цель по седловине гор, а уходили по глубокому ущелью шириной в 2 — 3 километра. Первый заход не дал желаемого результата. Удалось отыскать в деревне Гамры только 3 бронетранспортера и на южной окраине Тарновки 6 орудий зенитной артиллерии. При втором заходе обстановка стала ясней. В ущелье, в самом узком месте реки Веслок, находился каменный мост. К нему, как заметил Балабин, ведёт прямая лесная дорога. Правый берег реки скалистый. На север от неё тянется на 8 километров густой лес. На западном берегу, у подножия 600-метровой горы, в 100 — 150 метрах от моста он различил 2 танка противника, по башню вкопанных в землю и обращённых орудиями к мосту. Южнее, ближе к Гамрам, расположилась на огневой позиции батарея артиллерии.

Оценив обстановку, Балабин пришёл к выводу, что план надо изменить. Одна группа «Илов» атаковала батарею, что севернее деревни Гамры, а другая напала на вкопанные в землю вражеские танки. Скоро оба танка загорелись. Успешно действовала и вторая шестёрка. Прямым попаданием она разбила одно орудие. Северная окраина Гамров оказалась в огне. Свежие воронки от бомб вблизи батареи также свидетельствовали о нанесённом врагу уроне. Противник был деморализован. Пользуясь этим, 5 наших танков перешли мост. С обочин дороги из лесу вышло ещё около 10 танков. С командного пункта приказали группе сделать ещё 2 — 3 захода, чтобы поддержать наступающих. Боекомплект группы был уже весь израсходован. Но приказ есть приказ! Самолёты сделали ещё 2 захода, простреляв местность из пулемётов воздушных стрелков.

Когда группа возвращалась с задания, экипаж с гордостью и удовлетворением видел, что наши головные танки приближались к Гамрам и Тарновке. К исходу дня на командном пункте стало известно, что благодаря содействию штурмовой авиации наши танки продвинулись на 8 — 12 километров вперёд.

В те дни «Илы» помогли нашим наземным войскам быстрее овладеть крупным промышленным центром и областным городом Украины — Дрогобычем, важным узлом коммуникаций и опорным пунктом обороны немцев. Противник упорно стремился удержать этот город. Но всё его планы срывала авиация фронта, несмотря на то, что она действовала в тяжёлых метеорологических условиях…

К маю 1945 года штурман 144-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии капитан Ю. М. Балабин совершил 232 успешных боевых вылета, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Балабин Юрий Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6521).

Балабин Юрий МихайловичПосле окончания войны продолжал служить в ВВС. Был лётчиком-инспектором в 8-й Гвардейской штурмовой авиадивизии (69-я Воздушная армия Киевского военного округа), командиром 649-го (143-го Гвардейского) штурмового авиаполка, заместителем командира 135-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков Одесского военного округа, 172-й авиадивизии истребителей-бомбардировщиков Северной группы войск, 289-й авиадивизии истребителей-бомбардировщиков 57-й Воздушной армии Прикарпатского военного округа.

В ноябре 1964 года по состоянию здоровья списан с лётной работы, был начальником штаба 289-й авиадивизии, затем — заместителем начальника штаба 57-й Воздушной армии. В 1968 — 1970 годах находился в Алжире (консультантом по оперативным вопросам Штаба ВВС). С декабря 1970 года был начальником штаба ВВС Северо-Кавказского военного округа.

С 1974 года генерал-майор авиации Ю. М. Балабин — в запасе, затем в отставке. Жил в городе Волгоград. Работал на общественных началах в качестве командующего военно-спортивной игрой «Орлёнок», был председателем координационного комитета по военно-патриотическому воспитанию при Волгоградском горкоме КПСС, председателем областного комитета ветеранов войны, вёл активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Умер 16 января 2007 года. Похоронен в Волгограде на Димитриевском (Центральном) кладбище.

 


Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 1.» — М.: Воениздат, 1988.
2. Магид А.С. «Ильюшины» в боях за Родину. — М.: Воениздат, 1952.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image