Родился 29 апреля 1923 года в деревне Копытово, ныне Заволжского района Ивановской области, в семье крестьянина. В 1939 году окончил неполную среднюю школу в селе Воздвиженское. Работал учеником токаря, токарем в городе Наволоки Ивановской области. Без отрыва от производства учился в Кинешемском аэроклубе имени С. Леваневского.
В апреле 1941 году был призван в Красную Армию и направлен в Поставскую авиационную школу пилотов бомбардировщиков (город Поставы, ныне Могилёвской области Белоруссии). С началом Великой Отечественной войны в составе школы эвакуирован на восток, в город Чкалов (ныне Оренбург). Продолжил учебу в 1-й Чкаловской военной авиационной школе пилотов, которую окончил в сентябре 1942 года.
С 16 декабря 1942 года сержант В. М. Беликов на фронтах Великой Отечественной войны. Весь боевой путь прошёл в составе 625-го (с августа 1943 года — 109-го Гвардейского) штурмового авиационного полка. Боевое крещение получил в боях под Сталинградом. Участвовал в освобождении Украины, Молдавии. С июля 1943 года командовал эскадрильей. Последний боевой вылет совершил в небе Германии, под Берлином.
К концу войны командир, он же штурман эскадрильи 109-го Гвардейского штурмового авиационного полка (6-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант В. М. Беликов совершил 103 боевых вылетов на разведку, бомбардировку и штурмовку узлов сопротивления, аэродромов и переправ. 24 июня 1945 года в составе сводного полка 1-го Украинского фронта он участвовал в параде Победы на Красной площади. 27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1958 года Гвардии подполковник В. И. Беликов — в запасе. Жил в городе Кишинёв (Молдавия). Работал диспетчером службы движения аэропорта. Умер 28 ноября 2002 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями. Его имя носит улица в городе Кишинёв. В городе Заволжск Ивановской области перед зданием военкомата установлен бюст.
* * *
5 сентября 1943 года лейтенант Виктор Беликов получил очередное задание. Ему предстояло вывести свою шестёрку Ил-2 на уничтожение живой силы и техники противника. Его группа действовала тогда в среднем течении Дона.
По сигналу ракеты шестёрка поднялась в сентябрьское небо. Штурмовики летели над станицами и полями непокорившейся родной земли. Внизу, на дорогах, хорошо были видны двигающиеся советские войска. В оврагах и лесочках замаскировались наши танки, пушки, чуть дымят полевые кухни — обычная картина прифронтовой жизни. Затем густая сеть траншей, ходов сообщений. Это — передовая. И вдруг неожиданность: 20 бомбардировщиков «Юнкерс-87» в сопровождении «Мессеров» вынырнули из облаков. Они шли на бомбёжку наших позиций. И хотя соотношение сил было невыгодным, Беликов приказал: «Атакуем противника!».
Штурмовики с ходу врезались в строй «Юнкерсов», нарушили его. От шквального вихря пушечно-ракетного огня закувыркались, падая, 3 горящих бомбардировщика. Остальные, не выдержав атаки «чёрной смерти», повернули обратно, сбрасывая бомбы в расположении своих войск. Шестёрка заняла оборону «с круга», открыв мощный огонь. За первой вражеской атакой последовала вторая, третья, четвертая — все в новых вариантах. Но откуда бы ни заходили истребители, их всюду встречал заградительный огонь такой силы, что они не могли подойти близко к краснозвёздным машинам.
Победно закончилась жаркая схватка и с «Мессерами». Однако основное задание ещё было впереди. Штурмовики перестроились, легли на прежний курс. Летели в облаках, по приборам. Достигнув заданного района, стали обследовать местность и скоро обнаружили цель. В рощах и перелесках было тесно от скопившихся войск и техники врага. Вот они, части из группы армий «Юг», совершавшие в прошлом году «дранг нах остен», а теперь вынужденные удирать на запад. Немцы с опозданием открыли беспорядочный зенитный огонь, показав расположение батарей. Штурмовики зашли со стороны солнца, огнём и бомбами подавили вражескую артиллерию. А затем на бреющем полёте, чуть выше разрывов собственных бомб, заходили на цель ещё и ещё… На свой аэродром вернулись без потерь. Только в плоскостях и фюзеляжах были десятки пулевых и осколочных пробоин. Так закончился один из боевых вылетов группы Виктора Беликова. А всего их было 103 — тяжёлых, смертельно опасных.
Виктор Беликов воевал умело и дерзко, своим личным примером воспитывая бесстрашие и ловкость у молодых лётчиков. 22 раза летал он в разведку, прорываясь сквозь плотную завесу зенитного огня. Внимательно и настойчиво выслеживал скопления вражеских войск, наносил на карты и фотографировал их аэродромы, переправы, железнодорожные эшелоны, укрепления. Вылетал и на «свободную охоту», немедленно атакуя обнаруженные объекты.
Но победы доставались нелегко. Смерть постоянно была рядом, она дышала в лицо. В июле 1944 года Беликов был тяжело ранен. Около 7 месяцев врачи боролись за его жизнь. Выписавшись, из госпиталя, Виктор опять вернулся в свою часть. Он снова наносил удары по врагу. Теперь уже на его территории. Под крыльями штурмовиков проплывали Губен и Форст, Глогау и Котбус, Берлин и Дрезден. Для ведомых привычно было слышать уверенный голос командира: «Атакуем!», «Смотри сзади», «Идём вверх»…
Виктор Беликов родился и провёл своё детство в деревне Копытово, близ Кинешмы. С детства его завораживала техника. Он любил наблюдать за работой сельскохозяйственных машин. А когда впервые увидел самолёт, в нем загорелась настоящая страсть и решимость стать лётчиком. Окончена семилетка. Верный крылатой мечте, Виктор добился приёма в Кинешемский аэроклуб и успешно закончил его. В руках — направление в школу военных пилотов.
В тяжёлом 1942 году, когда Виктору было 19 лет, он, после лётной школы, прибыл на фронт. С этого дня его жизнь была наполнена трудной, опасной, но так нужной для победы работой. За годы войны отважный лётчик-штурмовик уничтожил 16 танков, 65 автомашин, 38 подвод с грузами, подавил огонь 22 орудий полевой артиллерии, взорвал 11 ДЗОТов, 7 складов, повредил 32 железнодорожных вагона, создал 15 очагов пожаров, поджёг 2 самолёта, разрушил 10 домов, рассеял и уничтожил дл 635 солдат и офицеров противника.
Родина высоко оценила боевые подвиги заместителя командира и штурмана эскадрильи 109-го Гвардейского штурмового Владимир-Волынского ордена Багдана Хмельницкого авиационного полка (6-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии старшего лейтенанта Виктора Беликова. К концу войны на его груди сверкали два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды и медаль «За отвагу».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками Гвардии старший лейтенант Беликов Виктор Матвеевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4824).
И после окончания войны В. И. Беликов не оставил горячо любимого дела — авиации. Уволившись в 1958 году в звании Гвардии подполковника из рядов Военно-Воздушных Сил, он стал работать в системе Гражданского воздушного флота в городе Кишинёве. Скончался 28 ноября 2002 года.
Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 1». М.: Воениздат, 1988.
2. «Подвиг, издание 3», Ярославль, 1980.
Оставьте свой отзыв