Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Бижко Владимир Егорович

Бижко Владимир Егорович

Владимир Егорович Бижко родился 3 апреля 1921 года в селе Загрызово Боровского района Харьковской области в семье крестьянина. Воспитывался в детдоме. Окончил неполную среднюю школу, 2 курса железнодорожного техникума, аэроклуб в городе Славянск Донецкой области. С 1940 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

С июля 1943 года младший лейтенант В. Е. Бижко на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл путь от рядового лётчика до командира звена. Воевал на Воронежском, 1-м, 2-м Украинских фронтах. Участвовал в боях на Курской дуге, в освобождении Левобережной Украины, в битве за Днепр и освобождении Киева, в освобождении Правобережной Украины, в Житомирско-Бердичевской и Львовско-Сандомирской операциях, в освобождении Польши, в освобождении Чехословакии.

К маю 1945 года командир звена 92-го Гвардейского штурмового авиационного полка (4-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии лейтенант В. Е. Бижко произвёл 143 боевых вылета на разведку и штурмовку железнодорожных эшелонов, скоплений войск противника. Уничтожил десятки автомашин, 12 танков, 6 складов с боеприпасами и горючим, 4 переправы, 5 зенитных батарей, около 50 паровозов и железнодорожных вагонов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года гвардии майор В. Е. Бижко — в запасе. В 1947 году окончил курсы пилотов Гражданского Воздушного Флота. Летал на Ли-2. Работал в Бугуруслане, Чите, Иркутске. С 1954 года жил в городе Самара. Работал руководителем полётов в аэропорту Курумоч Волжского района. Умер 3 июля 2006 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Отечественной войны 2-й степени; медалями.

* * *

11-летним мальчиком лишился родителей Владимир Бижко. Воспитывался в детском доме. Большая, дружная была это семья. Много хороших воспоминаний о ней осталось у Владимира. Быстро проходили годы. И вот настало время проститься с детским домом. Юноша получил направление на учёбу в железнодорожный техникум. Учился и одновременно посещал аэроклуб. И не случайно. Ещё до войны он решил стать военным лётчиком.

В грозном 1942 году Бижко окончил лётную школу. Летом того же года он прибыл в действующую армию. Вскоре младший лейтенант Владимир Бижко громил врага на 1-м и 2-м Украинских фронтах. Великую Отечественную войну он завершил в Чехословакии. После войны, когда лётчик оставил свой Ил-2 и взялся за штурвал пассажирского самолёта, друзья и товарищи по работе, любознательная детвора не раз спрашивали его:

— За какой бой Героя получили ?

И немедленно следовал ответ:

— За все бои.

— Как так ?

— А вот как… — и Владимир Егорович начинал свой увлекательный рассказ о боевой лётной жизни.

…Каждый вылет не похож на прежний. И вместе с тем у них было общее: штурмовка скоплений техники и живой силы противника, удары по его переднему краю, переправам, железнодорожным эшелонам… Наши «Илы» прокладывали путь наступающей пехоте и артиллерии. За годы войны Бижко совершил 150 боевых вылетов.

— Это много ? — спросил его кто-то.

— Для штурмовика, вооружённого пушками, бомбами, пулемётами и малыми «катюшами», — объяснил Владимир Егорович, — это неплохая цифра.

Цифра, действительно, внушительная. Ведь за один боевой вылет штурмовик делал по 3 — 5 заходов на цель, держался над ней как можно дольше. Таким образом, бесстрашный лётчик совершил более 600 атак, во время которых уничтожил и повредил 117 вражеских автомашин, 12 танков, взорвал 6 складов с боеприпасами и горючим, 4 переправы, 2 паровоза, 47 железнодорожных вагонов, уничтожил сотни солдат и офицеров противника.

…Шёл апрель 1944 года. Наши войска наступали. Враг оказывал яростное сопротивление, подбрасывал к фронту свежие части. Разведка сообщила, что на участке железной дороги Ходоров — Галич движется немецкий эшелон. Владимиру Егоровичу Бижко было приказано немедленно блокировать и уничтожить его. И вот под крылом самолёта он увидел длинную цепь вагонов. Развернул свою машину и пошёл в первую атаку. И сразу успех: эшелон остановился, прямым попаданием был разбит один вагон. Трижды лётчик заходил на цель. Ему удалось вывести из строя паровоз, уничтожить 2 вагона, 10 поджечь.

…В том же 1944 году, в разгаре лета, Владимир Егорович Бижко получил задание разведать дороги, ведущие с запада ко Львову. На участке дороги Городок — Львов он обнаружил большую вражескую автоколонну с войсками и грузами. По его сигналу в воздух поднялись 12 Ил-2. Внезапная штурмовка ошеломила врагов. 20 автомашин противника были разбиты, подожжены…

Вскоре Владимира Бижко назначили командиром звена. Лётчики под его командованием успешно громили врага. Только за период с 15 февраля по 2 мая 1945 года они совершили 227 боевых вылетов, уничтожили 135 вражеских автомашин, 19 танков, 8 самолётов, 7 переправ, 59 железнодорожных вагонов, 3 паровоза, 8 самоходных орудий и много живой силы противника.

За годы войны машина В. Е. Бижко была 9 раз подбита зенитным огнём и истребителями врага. И каждый раз мужественный лётчик благодаря своей находчивости и высокой боевой выучке на повреждённом «Иле» возвращался на свой аэродром. Но однажды ему очень не повезло. Это было в августе 1944 года. Во время разведывательного полёта северо-западнее Львова в районе Сокаль — Хрубешув — Томашув и Рава-Русская В. Е. Бижко обнаружил скопление вражеских войск и техники. Об этом он радировал командованию. Одну из крупных колонн танков мужественный лётчик решил атаковать сам.

— Михаил, следи за задней полусферой. Атакуем !.. — приказал командир воздушному стрелку Ермаченко и тут же направил машину на цель. На фашистские танки полетели бомбы и реактивные снаряды. Экипажу видно было, как внизу вспыхнули пожары. При очередном заходе на цель заработали пушки и пулемёты штурмовика. Враг понёс ощутимые потери. Но фашисты, открыв по самолёту бешеный зенитный огонь, подбили его. Был сильно повреждён двигатель, отказывало управление. И всё-таки лётчик успел развернуться, ушёл в сторону леса и совершил вынужденную посадку на фюзеляж.

Экипаж оставил искалеченную машину и укрылся в лесу. Фашисты долго охотились за советскими лётчиками, но найти не могли. Местный житель Иван Климович помог попавшим в беду советским воинам, достал для них гражданское платье, принёс продукты, рассказал, как лучше добраться к своим.

В родном полку боевые друзья с радостью встретили пропавший без вести экипаж. А вскоре — снова в небо, снова штурмовые удары по врагу!

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество, бесстрашие и боевое мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1945 года Гвардии старший лейтенант Бижко Владимир Егорович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9004).

В послевоенные годы В. Е. Бижко работал лётчиком Гражданского Воздушного Флота на далёких линиях — в Чите, Улан-Удэ, Иркутске. В 1954 году по состоянию здоровья оставил работу пилота и переехал в город Куйбышев. Но с авиацией Владимир Егорович не разлучился — трудился на ответственном посту руководителя полётами. В том же аэропорту вместе с бывшим командиром машины работал и его боевой друг Михаил Ермаченко.

 


Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 1». М.: Воениздат, 1988.
2. «Подвиги во имя Отчизны». Харьков, 1974.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image