Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Цыплухин Николай Дмитриевич

Цыплухин Николай Дмитриевич

Родился 24 ноября 1918 года в городе Рассказово Тамбовской области в семье рабочего. В 1933 году окончил текстильное ФЗУ, начал работать на Арженской суконной фабрике, был старшим мастером ткацкого цеха. Без отрыва от производства окончил Рассказовский филиал Тамбовского аэроклуба. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Серпуховскую военную авиационную школу пилотов и был направлен в 74-й штурмовой авиационный полк (21 марта 1943 года преобразован в 70-й Гвардейский ШАП).

С 10 июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сначала был пилотом, затем заместителем и командиром эскадрильи.

К августу 1944 года командир эскадрильи 70-го Гвардейского штурмового авиационного полка (3-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й смешанный авиационный корпус, 6-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии капитан Н. Д. Цыплухин совершил 92 боевых вылета на штурмовку войск противника. В 33 воздушных боях лично сбил 3 и на аэродромах уничтожил 7 самолётов противника. Кроме этого он уничтожил 12 танков, 18 орудий, 22 автомашины и около 250 солдат и офицеров противника. 26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза.

Затем сражался на территории Польши, Германии и Чехословакии. К середине апреля 1945 года выполнил 114 успешных боевых вылетов, нанеся противнику большой урон в живой силе и технике.

С 1959 года Гвардии подполковник Н. Д. Цыплухин — в запасе. Жил в городе Кременчуг Полтавской области. Работал на заводе дорожных машин слесарем, техником, контролёром ОТК. Умер 14 октября 1987 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); 10 медалями. Его именем названа улица в Рассказово.

* * *

Николай родился 24 ноября 1918 года в городе Рассказово Тамбовской области. После окончания 7 классов поступил учиться в аэроклуб. Некоторое время служил авиамотористом в одном из полков Московского Военного округа, затем был направлен на учёбу в Серпуховское военное авиационное училище лётчиков, которое закончил в 1940 году и получил назначение в 74-й штурмовой авиационный полк.

Войну встретил на аэродроме Пружаны, лётчиком на И-15бис. В первые же дни войны почти все самолёты полка были уничтожены в результате налётов вражеской авиации. В июле 1941 года полк был перевооружён в Воронеже, а личный состав переучен на штурмовик Ил-2 и направлен на Юго-Западный фронт под Киев.

10 августа 1941 года молодой и ещё малоопытный лётчик Николай Цыплухин во время штурмовки танковой колоны был тяжело ранен, а самолёт подожжён вражеским истребителем. Из последних сил Цыплухин дотянул до своей территории и совершил посадку в 10 километрах от города Борисполь.

Подоспевшие солдаты из стрелкового подразделения вовремя вытащили из горящего самолёта потерявшего сознание лётчика. Около 4-х месяцев врачи боролись за жизнь Николая. Только в январе 1942 года вернулся Цыплухин в свой полк, который находился в этот период на переформировании. К тому времени в полку произошли большие перемены среди личного состава. Многих «стариков», с которыми начинал службу Цыплухин, увидеть ему уже не пришлось. Погибли также комэск Цыплухина — старший лейтенант П. Д. Шестопалов и командир полка капитан С. А. Сентимов. Боевые друзья, с которыми он начал службу — Иван Сурилов, Иван Герман, Василий Олейник, Гавриил Мошинец получили боевые награды — ордена Красного Знамени, на груди нового командира полка П. А. Савченко сиял орден Ленина. 74-й ШАП особо отличился в обороне Москвы…

В марте 1942 года полк в составе 6-й резервной авиагруппы перелетел на Северо-Западный фронт, аэродром Градобить. Начинается новый этап боевой работы лейтенанта Цыплухина.

3 апреля 1942 года Николай вылетает ведомым в составе 3 Ил-2 на перехват группы из 25 транспортных самолётов противника в районе аэродрома Хини. В воздушном бою Цыплухин сбивает один «Юнкерс-52» лично и ещё 6 в группе с другими лётчиками. Это была его первая победа после госпиталя. Через несколько дней, во время вылета на свободную охоту Цыплухин сбивает в воздухе ещё один «Юнкерс-52», а второго заставил выйти на нашу территорию и приземлиться на ближайшем аэродроме. Экипаж вражеского самолёта был взят в плен.

9 апреля 1942 года во время боевого вылета штурмовик Цыплухина снова был сбит, но легкораненый летчик дотянул до своего аэродрома и посадил самолёт. В мае 1942 года Цыплухин получает первую боевую награду — орден Красной Звезды.

Боевое мастерство Николая росло с каждым боевым вылетом. Он учится сам и учит молодых лётчиков прибывающих в полк вместо погибших. Постоянный участник проводимых в полку и дивизии теоретических конференций, Цыплухин анализирует каждый боевой вылет, анализирует неудачи и ошибки, обобщает боевой опыт и лучшие приёмы воздушного боя и наземных атак. В ноябре 1943 года Цыплухин назначен командиром эскадрильи, он учит своих лётчиков воевать с меньшими потерями. К этому времени на его гимнастёрке красовались уже два ордена Красного Знамени и орден Красной Звезды.

Весной 1944 года полк базировался на аэродроме Сарны в районе Ровно. В этот период шла подготовка операции по освобождению Белоруссии, в которой полк активно участвовал. За участие в боях по освобождению Белоруссии комэск Цыплухин награждается третьим орденом Красного Знамени, а в августе 1944 года командование дивизии возбуждает ходатайство о присвоении ему звания Героя Советского Союза. В наградном представлении записано:

«Произвёл 92 боевых вылета, 33 раза участвовал в воздушных боях с истребителями противника, лично сбил 3 самолёта в воздухе и 7 поразил на земле. Эскадрилья Цыплухина уничтожила 17 самолётов в воздухе и 23 на земле, 24 танка, 220 автомашин, 59 орудий до 1800 солдат. Сам Цыплухин получил 2 тяжёлых и 2 лёгких ранения, 3 раза был сбит…»

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года Цыплухин Николай Дмитриевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4911).

После завершения Люблинско-Брестской операции участвовал в боях на левом крыле Белорусского фронта. Гвардии майор Н. Д. Цыплухин завершил войну в Берлине, в должности командира эскадрильи 70-го Гвардейского штурмового Белорусского Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка.

После войны продолжал служить в частях ВВС, базирующихся в Австрии, в должности начальника штаба полка и продолжал летать на транспортном самолёте Ли-2. В 1959 году в звании Гвардии подполковника уволен из рядов ВВС по состоянию здоровья. Проживал после демобилизации в Кременчуге, работал на заводе дорожных машин слесарем, техником, контролером ОТК. Уйдя на заслуженный отдых, Цыплухин продолжал активно участвовать в общественной жизни, много внимания и сил отдавал военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Умер 14 октября 1987 года.

За годы службы Н. Д. Цыплухин награждён 8 орденами и 10 медалями. Именем Героя названа одна из улиц города Рассказово Тамбовской области.

 


Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 2». — М.: Воениздат, 1988 г.
2. А.Н. Бышенко — «Лётчики Герои Советского Союза и Кременчуг».

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image