Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Ерашов Иван Михайлович

Ерашов Иван МихайловичРодился 26 сентября 1911 года в городе Лепеле Витебской области, в семье рабочего. Окончил Лепельский педагогический техникум. Работал учителем в Полоцке. С 17 августа 1933 года в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил Сталинградское военное авиационное училище, а в 1943 году — Военно-Воздушную академию.

С 16 мая 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Белгородском направлении Курской дуги, в Барвенково-Лозовской, Днепропетровской, Криворожской и Одесской операциях. С 5 июля по 2 августа 1943 года группа штурмовиков под его командованием уничтожила и повредила 150 вражеских автомашин, 15 танков, 5 батарей полевой артиллерии, 4 эшелона, 40 самолётов на аэродромах, сбила 10 самолётов в воздушных боях.

К 15 декабря 1943 года командир 672-го штурмового авиационного полка (306-я штурмовая авиационная дивизия, 9-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) майор И. М. Ерашов совершил 94 боевых вылета, нанеся противнику существенный урон в живой силе и технике, в воздушных боях сбил лично 4 самолёта. 4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1947 года майор И. М. Ерашов — в запасе. Умер 8 мая 1948 год. Похоронен в городе Новочеркасск Ростовской области. Средняя школа № 2 (ныне гимназия № 1) города Лепеля носит его имя.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского; медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».

* * *

17 августа 1933 года Иван Ерашов стал курсантом 7-й военной школы лётчиков имени Сталинградского Краснознамённого Пролетариата, которая впоследствии была переименована в Сталинградское военное авиационное училище. В ноябре 1936 года лейтенант Ерашов был оставлен в училище лётчиком-инструктором и 1,5 года учил молодых курсантов лётному мастерству. В мае 1938 года назначен начальником учебно-лётного отдела училища, с присвоением воинского звания «капитан».

В апреле 1941 года И. М. Ерашов направлен в действующую часть Приволжского военного округа на должность заместителя командира 275-го ближнебомбардировочного авиационного полка. На этой должности и застала его Великая Отечественная война.

До 1942 года полк находился в тылу и в боевых действиях не участвовал. В мае 1942 года Ерашова направили на учёбу в Военно-Воздушную академию в Москву, ускоренный курс которой он окончил в феврале 1943 года. После окончания академии ему доверили командование эскадрильей в составе 672-го штурмового авиационного полка, который проходил переучивание на самолёты Ил-2. В середине мае 1943 года полк был включён в состав 17-й Воздушной армии Юго-Западного фронта.

Обстановка на фронте была сложной. В марте 1943 года фронт в очередной раз потерял города Харьков, Белгород и весь район за Северским Донцом. Кроме этого севернее Белгорода образовалась Курская дуга, к активным действиям на которой усиленно готовились немецкие войска. Поэтому накануне и уже в ходе Курской битвы лётчики 672-го ШАП вели напряжённую боевую работу. Сам Ерашов много раз водил в бой группы штурмовиков. Вот несколько эпизодов его боевой деятельности в этот период.

На Белгородском направлении в районе села Соломино с группой из 8 Ил-2 капитан Ерашов уничтожил батарею тяжёлой артиллерии и взорвал основной склад горючего и боеприпасов, питавший всю танковую группу противника на этом направлении.

8 июля 1943 года капитан Ерашов дважды водил группы штурмовиков громить автоколонны противника по дороге Барвенково — Мечебиловка. Прицельными попаданиями бомб и пулемётно-пушечным огнём было уничтожено до 20 автомашин с войсками и грузами.

15 и 16 августа 1943 года, командуя двумя группами по 6 Ил-2, Ерашов 3 раза громил скопление авиации противника на аэродроме Краматорская. Несмотря на плотный зенитный огонь, благодаря отличному изучению цели и тактически грамотному решению, принятому командиром группы, штурмовики уничтожили и повредили до 30 самолётов противника на земле, а 16 августа в воздушных боях над Краматорском сбили 6 самолётов, причём Ерашов сбил 1 самолёт лично.

5 сентября 1943 года Ерашов водил группу из 5 Ил-2 на бомбардировку железнодорожного узла Лозовая. Несмотря на интенсивный зенитный огонь, Ерашов точно вывел группу на цель. Бомбами, пулемётно-пушечным огнём и залпами реактивных снарядов группа уничтожила 2 паровоза, 2 наливных эшелона, взорвала склад с горючим.

19 и 20 сентября 1943 года на предельном радиусе были выполнены сложные задачи — разрушение переправ противника через Днепр в районе Днепропетровска. В результате был разрушена переправа в районе Лоц-Каменка. 20 сентября Ерашов прямым попаданием бомб лично повредил дамбу северной части моста.

23 сентября 1943 года в плохих метеоусловиях Ерашов произвёл внезапный налёт на аэродром противника. Произведено было 3 штурмовые атаки, в которых уничтожено 4 самолёта противника.

За отличие в боях на Курской дуге и при освобождении Левобережной Украины командиру эскадрильи 672-го ШАП капитану Ерашову присвоено воинское звание «майор», он был награждён орденами Красного Знамени и Александра Невского, а 15 ноября 1943 года принял командование 672-м ШАП. В середине декабря 1943 года за 94 произведённых боевых вылета представлен к высшей награде Родины.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года майор Ерашов Иван Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6899).

В декабре 1943 — январе 1944 года полк участвовал в Криворожской операции. К середине января 1944 года майор И. М. Ерашов выполнил 106 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку живой силы и техники противника. При этом, он уничтожил: 40 автомашин, 12 танков, 4 батареи полевой артиллерии, 2 склада с боеприпасами, 1 склад с ГСМ, 1 наливной железнодорожный эшелон,1 переправу, 30 крытых вагонов, до 2 взводов пехоты противника, 8 самолётов на земле и 4 в воздухе; повредил мост через реку Днепр и 5 железнодорожных эшелонов. За эти успехи Ерашов был награждён вторым орденом Красного Знамени. А в марте 1944 года началась Одесская наступательная операция советских войск, которая стала для Ерашова последней: 23 марта в воздушном бою он был сбит, и на свой аэродром не вернулся…

Однако Ерашов не погиб, он был ранен в бою, а при падении самолёта на проталину леса, потерял сознание от удара о землю, и очнулся уже в плену. После содержания в пересылочном пункте, в группе военнопленных Ерашова угнали в Польшу, где он пробыл в лагере до октября 1944 года. Всё это время он, участвуя в рабском лагерном труде, вынашивал план побега. В октябре 1944 года группа военнопленных, в числе которых был и Ерашов, совершила побег. Но беглеца постигла неудача, в ноябре он был схвачен и отправлен в отдел гестапо города Шрода. После тесного «общение» с гестаповцами, попал в госпиталь для военнопленных в городе Вольштейн. 25 февраля 1945 года, вместе с другими военнопленными, Ерашов был освобождён советскими войсками.

После лечения в фильтрационном госпитале и проверок в соответствующих инстанциях майор И. М. Ерашов восстановился в армии. Служил начальником воздушно-стрелковой службы 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Краснознамённого Балтийского флота, инспектором 10-го штурмового авиакорпуса по технике пилотирования в городе Чкалов (Оренбург). Однако, долгой службы у него не получилось: слишком тяжело далось Ерашову пребывание в нечеловеческих условиях фашистских лагерей. Здоровье, потерянное в лагерных бараках, было уже не вернуть. В ноябре 1947 года по состоянию здоровья майор И. М. Ерашов вышел в отставку. Очень скоро, 8 мая 1948 года ветеран скончался…

(Калинин В.В., Макаренко Д. Г. — «Герои подвигов на Харьковщине». Харьков, 1970 г.)

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image