Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Гулькин Иван Тихонович

Гулькин Иван Тихонович

Родился 23 июня 1923 года в посёлке Алексеевка, ныне Бель-Агачского района Семипалатинской области Казахстана, в семье крестьянина. В 1931 году вместе с родителями переехал в село Лебяжье близ города Барнаул – административного центра Алтайского края. С 1934 года жил в Барнауле. В 1940 году окончил среднюю школу № 25, одновременно учился в аэроклубе. С 4 января 1941 года в рядах Красной Армии. Окончил Молотовскую лётную школу, а в 1942 году — Майкопское военное авиационное училище.

С мая 1942 года в боях Великой Отечественной войны. Сражался на Волховском, Калининском, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинском фронтах. Прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи.

К сентябрю 1943 года старший лётчик 667-го штурмового авиационного полка (292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) младший лейтенант И. Т. Гулькин совершил 93 успешных боевых вылета, уничтожив много живой силы и боевой техники противника. В групповых воздушных боях сбил 3 самолёта. 4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В дальнейшем продолжал воевать в своём полку (5 февраля 1944 года преобразован в 141-й Гвардейский ШАП). 4 марта 1945 года командир эскадрильи Гвардии капитан Гулькин не вернулся с боевого задания в районе населённого пункта Вельекльсдорф (6-8 км юго-восточнее города Лаубан, Германия). Место захоронения не установлено, считается пропавшим без вести. Всего уничтожил до 500 солдат и офицеров, 26 танков, 112 автомашин с пехотой и грузами, 17 зенитных и артиллерийских батарей, 13 железнодорожных составов и много других объектов.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Именем Героя названа улица в Барнауле, там же на здании школы № 25 и на доме, где он жил, установлены мемориальные доски.

* * *

С ранних лет пробудилась у Ивана страсть к небу, он мечтал об авиации. В школе он строил авиамодели, руководил кружком, затем в 1940 году поступил учиться в Майкопскую авиационную школу. 4 января 1941 года был призван в Красную Армию. Он отлично окончил Майкопскую авиашколу и был оставлен при ней инструктором. Вскоре подаёт рапорт за рапортом с просьбой отправить его на фронт. Наконец, его просьбу удовлетворили. И с мая 1942 года молодой лётчик начал сражаться в боях Великой Отечественной войны на дальних подступах к Ленинграду, в составе 667-го штурмового авиационного полка.

Иван Гулькин смело сражался с численно превосходящей авиацией противника, штурмовал вражеские укрепления, прорывал линию обороны, громил подходившие резервы противника, уничтожал его технику и живую силу. Из района Андреаполя штурмовики могли наносить удары по вражеским укреплениям и тыловым базам неприятеля в Великих Луках, в Смоленске, в Ржеве. Но всё-таки радиус действия самолётов ограничивал эффективность применения авиации. К тому же не хватало аэродромов. Процент потерь среди лётчиков на Калининском фронте был высоким. Многие погибали после 2 — 3 вылетов. Противник располагал сильными средствами ПВО, при появлении наших штурмовиков сухопутные войска противника открывали огонь из всех видов оружия. Часто наши пилоты иногда приводили домой самолёты, искореженные до неузнаваемости. Гулькин тоже часто приходил домой на истерзанном «Иле», несколько раз с перебитым управлением.

С каждым днём росло боевое мастерство молодого лётчика, рос и его боевой счёт. В декабре 1942 года Гулькин награждается орденом «Красного Знамени». Здесь же, на Калининском фронте, он пересел на двухместный вариант самолёта Ил-2, но их было ещё мало. Ранее «Илы» были одноместными, без стрелка, прикрывающего заднюю полусферу и хвост самолёта. Однако, из-за недостаточной защищённости, потери стрелков были очень велики… Один из стрелков Гулькина был убит, трое ранены.

Иван Гулькин дрался за Старую Руссу, участвовал в ликвидации «Демянского котла». Летом 1943 года начались горячие бои на Курской дуге. В ходе оборонительного сражения под Курском, в короткий срок, наши войска измотали и обескровили ударные группировки противника, сорвали наступление врага и подготовили все необходимые условия для перехода в контрнаступление. Немецкие войска, потеряв десятки тысяч солдат и офицеров, сотни танков, самоходных и полевых орудий и много другой боевой техники, вынуждены были прекратить наступление и перейти к обороне. Важную роль в обороне под Курском сыграла и наша авиация. Командование наземных войск достойно оценило действия лётчиков, оказавших большую помощь сухопутным войскам в срыве вражеского наступления. В 1943 году Иван Гулькин участвовал в боях за Белгород и Харьков, Днепровский плацдарм и Кировоград. В 1944 году принял участие и в Корсунь-Шевченковской наступательной операции наших войск. Затем он участвовал в боях за Первомайск, Умань, дрался за Молдавию и на Румынской земле.

Вот письмо, написанное Иваном Гулькиным своему отцу 12 марта 1944 года, где описан один из его боевых вылетов: «Война пошла по графику. Намечено убить немца – убьёшь. Гоним его… Папа расскажу, как сегодня летал. Техника выполнения полёта тебе не интересна. А что сделал? Пришёл на их территорию. Ходил, ходил, в деревнях никого не видно. Одни бабы стоят, поразевают и смотрят. Потом случайно увидел – идут автомашины по грязи, тащатся тихо, не могу понять, кто это наши или немцы? Развернулся, смотрю, соскакивают и ложатся на землю в болотных куртках. Немцы. Ну и давай их поливать… Точно не сосчитаешь, сколько убил, скорость большая, но человек двадцать. Поодаль конники на подводах разбегаются. Прошёлся над ними, а мой стрелок как даст! Он вообще смышлёный парнишка. В другом месте штабные легковые машины стоят в куче. Этих — то уж не выпустил ни одного. По мне пулемётами били, две пули попали в машину, но это пустяки. Я их бомбами накрыл. Потом вижу два грузовика встали и люди упали с них на землю. Хотел выстрелить, но там были две бабы. Думаю не надо, мирные… И вернулся домой. Высота полёта была 30-50 метров, на земле всё хорошо видно. Много убил. Когда дома доложил об этом, даже сначала не поверили».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младший лейтенант Гулькин Иван Тихонович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1462).

К ноябрю 1944 года Гулькин выполнил уже 170 боевых вылетов, уничтожив значительное количество живой силы и техники противника.

…Весна 1945 года. До светлого дня Великой Победы остаётся всего несколько месяцев. Но не всем суждено было дожить до этого светлого дня. 4 марта командир, он же штурман эскадрильи 141-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии капитан И. Т. Гулькин не вернулся из очередного боевого вылета. Это произошло в Германии, в районе города Лаубан.

К тому времени отважный лётчик-штурмовик выполнил около 200 успешных боевых вылетов, уничтожил: 26 танков, 112 автомашин с пехотой и грузами, 17 зенитных и артиллерийских батарей, 2 бомбардировщика Ю-87, 2 склада с боеприпасами, 2 склада с горючим, 6 автоцистерн с горючим, 10 дотов и блиндажей, 18 домов сильно укрепленных опорных пунктов, 13 железнодорожных вагонов и до 500 солдат и офицеров. Проведя более 20 групповых воздушных боёв, сбил 5 истребителей противника.

Земляки не забыли своего Героя. В школе №25 (ныне лицей №130 «РАЭПШ») и на доме, где он жил, установлены мемориальные доски. В 1960 году улица Гражданская переименована в честь Героя Советского Союза Гулькина Ивана Тихоновича.

 


Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 1». — М.: Воениздат, 1988.
2. «Энциклопедия Алтайского края. Том 1». — Барнаул, 1996 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image