Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Хухрин Алексей Васильевич

Хухрин Алексей Васильевич

Родился 30 марта 1917 года в городе Иваново-Вознесенске (ныне — Иваново), в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал на Ивановской прядильной фабрике. Окончил Ивановский аэроклуб, лётную школу. С 1938 года в Красной Армии. Проходил службу в полку  бомбардировщиков СБ под городом Калинином (ныне Тверь). В 1943 году окончил Балашовское военное авиационное училище лётчиков, где освоил штурмовик Ил-2. Был определён в резервный авиационный полк и до отправки на фронт перегонял новые штурмовики с авиационных заводов на прифронтовые аэродромы.

С 9 июня 1944 года лейтенант А. В. Хухрин на фронтах Великой Отечественной войны. Был лётчиком, старшим лётчиком, затем командиром звена и эскадрильи. Сражался на 1-м Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах.

К марту 1945 года командир эскадрильи 593-го штурмового авиационного полка (332-я штурмовая авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) капитан А. В. Xухрин совершил 90 боевых вылетов (из них 52 в качестве ведущего групп). Его эскадрилья уничтожила 9 самолётов врага в воздушных боях и более 50 — на земле, 150 танков, 50 артиллерийских и 80 зенитных установок, десятки обозов и эшелонов с боевой техникой и живой силой противника. 18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Участник легендарного Парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.

В 1945 году уволился в запас, работал инструктором Ивановского аэроклуба. В 1947 году добровольно возвратился в ряды Вооружённых Сил СССР. Возглавлял подготовку мастеров-парашютистов в авиационном соединении в подмосковном Монино, а затем, с начала 1960-х годов до середины 1970-х — в Закавказском военном округе. За этот период им подготовлено 20 рекордсменов мира и Советского Союза по парашютному спорту. С 1976 года полковник А. В. Xухрин — в запасе. Жил в Москве. Умер 23 января 2007 года. Похоронен на Лианозовском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени; медалями.

* * *

Это казалось чудом…. Живого места не осталось на машине: прямым попаданием зенитного снаряда разворотило фюзеляж, вывело из строя шасси. Осколками пробило крылья, повредило хвост. И всё же самолёт находился на своём аэродроме, а лётчик стоял возле него целый и невредимый.

— 300 пробоин! — прикинул механик, оглядев изрешечённую машину.

Да, бой был жарким. Группа штурмовиков, которую вёл Алексей Хухрин, вышла на железнодорожную станцию в тылу врага стремительно и неожиданно для противника. Данные разведки полностью подтвердились: станционные пути были забиты эшелонами. Первый бомбовой удар пришёлся точно по цели: на глазах у лётчиков запылали вагоны, начали рваться боеприпасы. Задание, по сути дела, было выполнено, когда, опомнившись, вступили в бой фашистские зенитчики.

Уже по тому, как подбросило самолёт, Алексей понял: прямое попадание. И в те же секунды, может быть, доли их, сознание отметило: машина слушается его, управление действует. А в следующее мгновение он направил самолёт вниз — прямо на вражескую батарею. Одно за другим замолкали орудия, разбегались, прячась от огня, вжимались в землю зенитчики…

Смелость, находчивость, стремительность — эти суворовские заповеди помогали Алексею Хухрину одерживать победу в самых сложных условиях. Приходилось штурмовать вражеские войска в туман, в дождь, во время снегопада, но не бывало так, чтобы он вернулся, не выполнив задания. На его счету 52 боевых вылета в качестве ведущего группы 6 — 8 штурмовиков. В этих вылетах было уничтожено и повреждено 76 танков, до 500 автомашин и 250 повозок с войсками и грузами, подавлен огонь 40 батарей зенитной и 26 батарей полевой артиллерии, взорвано 3 железнодорожных эшелона, 10 складов с боеприпасами, рассеяно и частично уничтожено до 6000 солдат вражеской пехоты. В воздушных схватках групповым огнём сбито 9 истребителей противника.

Самолёт-штурмовик Ил-2.

Из 52-х — ни одного удара, который бы окончился безрезультатно. Но более примечательно другое: из всех вылетов эскадрилья Алексея Хухрина возвращалась без потерь. Чувству локтя, взаимной выручке, умению быстро и слаженно провести сложный маневр учил молодой командир эскадрильи своих товарищей. И эта наука боевой дружбы выручила их не раз и не два.

Однажды группа штурмовиков получила задание нанести удар по скоплению живой силы и техники в тылу врага. Цель была уже близка, когда показалась идущая навстречу группа бомбардировщиков, которую прикрывали 18 истребителей ФВ-190. Почти тотчас, 4 из них устремились на эскадрилью…

На стороне врага было явное преимущество: истребители находились над своей территорией, обладали большой скоростью, могли рассчитывать на поддержку. И тем не менее, замысел врагов стремительной атакой рассеять группу Ил-2, заставить повернуть обратно не осуществился. Штурмовики не изменили курса. По команде Хухрина они теснее сомкнули строй, продолжали лететь к цели. Плотная стена огня, вставшая перед истребителями, вынудила их отступить. Как и обычно, штурмовики выполнили задание.

Боевое мастерство не пришло к Алексею Хухрину само собой. Он родился в 1917 году. Пора его юности совпала с юностью нашей авиации, со временем первых рекордов советских лётчиков. В то время у всех на устах было имя Чкалова, имена спасителей челюскинцев, героев первых дальних перелётов. Как многие мальчишки его возраста, Алексей мечтал стать лётчиком. Он занимался в кружке планеристов, мастерил модели самолётов, постигал тайны аэродинамики. С возрастом увлечение не проходило. Начав работать ремонтником ткацких станков на фабрике имени Балашова, он всё свободное время отдавал занятиям в аэроклубе. Здесь он совершил свой первый парашютный прыжок, здесь окончил школу планеристов. А в 1940 году, решив окончательно посвятить жизнь авиации, уехал из Иванова в авиационное училище.

Алексей закончил училище в 1942 году. Шла война, и молодой лётчик рвался на фронт, в бой. Но заниматься пришлось другим: звену, которое он возглавлял, было поручено перегонять самолёты с военного завода в боевые части. И всё же Алексей добился своего. В июне 1944 года он получил назначение в один из штурмовых авиационных полков действующей армии. Мечта — своими руками бить фашистов — осуществилась.

За год войны на Витебском, Полоцком, Двинском, Рижском и Либавском направлениях 1-го Прибалтийского фронта, Варшавском, Люблинском, Познаньском, Данцигском направлениях 2-го Белорусского фронта он совершил 90 боевых вылетов, и в каждом из них в полную меру проявлялись высокое лётное мастерство, отвага, находчивость, сила воли. На его личном счету — добрая сотня уничтоженных автомашин противника, полтора десятка танков, десяток артиллерийских батарей врага. Поэтому всего за один год боевых действий он был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Александра Невского и несколькими медалями.

Вскоре после окончания войны к этим наградам присоединилась ещё одна: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года командиру эскадрильи 593-го штурмового Новогеоргиевского авиационного полка 332-й штурмовой авиационной дивизии 4-й Воздушной армии 2-го Белорусского фронта капитану Алексею Васильевичу Хухрину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7967). За доблесть и геройство. За умение побеждать без потерь…

 


Источники:
1. «Герои Советского Союза. Краткий биографический справочник. Том 2». — М.: Воениздат, 1988.
2. «Подвиг». 3-е издание, Ярославль, 1980 г.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image