Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Яковлев Николай Яковлевич

Яковлев Николай ЯковлевичРодился 26 апреля 1921 года в деревне Дубецкое, ныне Сычёвского района Смоленской области, в семье крестьянина. С 1940 года в рядах Красной Армии, призван Мытищинским РВК Московской области. В 1941 году окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов.

С 26 декабря 1942 года в действующей армии. По 17 марта 1943 года сражался на Калининском фронте; с 27 марта по 26 июля 1943 года – на Воронежском фронте; по 20 октября 1943 года – на Степном фронте; по 5 июля 1944 года – на 2-м Украинском фронте; до мая 1945 года – на 1-м Украинском фронте.

К концу войны командир эскадрильи 140-го Гвардейского штурмового авиационного Киевского Краснознамённого ордена Богдана Хмельницкого полка (8-я Гвардейская штурмовая авиационная Полтавская Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный Кировоградский Краснознамённый ордена Суворова корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й  Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант Н. Я. Яковлев совершил 216 боевых вылетов на штурмовку войск противника, в 25 воздушных боях в группе сбил 4 вражеских самолёта. 27 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах. С 1950 года Гвардии майор Н. Я. Яковлев в отставке, живёт и работает в Москве.

* * *

Родился Н. Я. Яковлев 26 апреля 1921 года в деревне Дубецкое Новодугинского района в семье бедного крестьянина. Окончил местную семилетку и в 1937 году переехал в Москву, где жил старший брат Анатолий. Поступил на работу в Метрострой. Овладел специальностью помощника машиниста компрессорной станции. Вслед за старшим братом поступил и успешно окончил учёбу в аэроклубе.

А дальше дело пошло по накатанной дороге. В 1940 году призвали в армию. Все опасения в том, что из-за малого роста не возьмут в авиацию, не оправдались. Приняли в Балашовскую военную авиационную школу военных пилотов. В сентябре 1941 года, когда уже бушевала Великая Отечественная война, Николаю Яковлеву вручили свидетельство об окончании школы. Он готовился к тому, чтобы отправиться на фронт, но произошла осечка: его оставили в школе как опытного инструктора учить будущих пилотов, готовить их для действующей армии. На все свои обращения и рапорты он получал стереотипные ответы: «Все хотят на фронт, а кто здесь служить будет, кто пополнение будет готовить?».

Первый боевой вылет в составе эскадрильи штурмовиков Н. Я. Яковлев совершил в декабре 1942 года на Калининском фронте в районе Демянска, где наши войска окружили части противника. Он прошёл удачно. Штурмовики отбомбились, нанесли ощутимый урон противнику и благополучно возвратились на базу.

— Не думал, что стану Героем, — вспоминал Н. Я. Яковлев на склоне лет. — Воевал, как все, стремился к тому, чтобы победить врага. И когда был просто лётчиком, и когда командовал звеном, был заместителем командира эскадрильи. Хорошо знал, что мы в бою единый организм, одно целое. Принцип: «Один — за всех, все — за одного!» считался у нас святым. Помните, как писал мой знаменитый земляк Александр Твардовский: «У летчиков наших такая порука, Такое заветное правило есть: Врага уничтожить — большая заслуга, но друга спасти — это высшая честь».

Не потому ли так геройски дрались в небе лётчики 140-го Гвардейского штурмового авиационного полка, что именно в нём выросли такие асы штурмовой авиации, люди высочайшего профессионализма и мужества, как дважды Герои Советского Союза, бывший командир эскадрильи, в будущем генерал-полковник авиации М. П. Одинцов, генерал-майор авиации В. И. Андрианов, Н. Г. Столяров. Можно назвать и других кавалеров «Золотой Звезды», выросших в этом славном полку. Один из них, Н. И. Пургин, стал после войны генерал-майором авиации, заведующий кафедрой Военно-Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина.

Николай Яковлев воевал на многих фронтах. На войне случается разное. Бывало так, что и его сбивали вражеские истребители. Несколько ранений получил в огненных схватках с опытнейшими немецкими асами: они ведь тоже умели воевать, отлично знали своё дело, их нельзя было взять, что называется, голыми руками. Но русские лётчики превосходили, как правило, своих противников силой воли к победе, умением воевать творчески, не по шаблону, отличным знанием боевых возможностей авиационной техники, воинским умением, хитростью.

Примеров приводить можно много. Как правило, он бомбил, наносил удары реактивными снарядами на предельно низкой высоте, когда вражеские зенитчики обнаруживали самолёт уже после того, как он выполнил боевую задачу. Однажды Николай испробовал необычный приём. Умело регулируя двигателем, он сумел сделать так, что мотор «Ила» подвывал как «Юнкерс» противника. Пока немцы не «раскусили» хитрость отважного штурмовика, он выполнил ряд сложных боевых задач по доставке важных разведданных о конфигурации переднего края обороны противника, о расположении его боевой техники.

Однажды вражеские самолёты подкараулили Яковлева и подбили его. С повреждённым мотором он совершил вынужденную посадку. С большим трудом в весеннюю распутицу и бездорожье добрался до расположения своего полка.

Летал Н. Я. Яковлев на выполнение боевых задач и под Харьковом, Белгородом, Курском, Берлином и Прагой, в небе Украины, Польши и Германии. К концу войны командир эскадрильи 140-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии старший лейтенант Н. Я. Яковлев совершил 216 боевых вылетов на штурмовку войск противника, в 25 воздушных боях сбил 4 вражеских самолёта.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В послевоенное время до 1950 года продолжал службу в ВВС СССР. Затем по состоянию здоровья уволился в запас и поселился в Москве.

(Из материалов сборника — «Герои огненных лет. Книга 6». Москва, Политиздат.)

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image