Неразбериха и путаница, сопровождавшие создание корабельного разведчика Е13А1, повторилась и при разработке машины, призванной прийти ему на замену. В 1939 г., ещё до внедрения Е13А1 в производство, Управление авиации подготовило требования 14-Си к новой машине этого класса. Однако противоречия, заложенные в этом задании, не позволили даже получить предварительные предложения от авиастроительных фирм. В такой ситуации руководство «Аичи» в октябре 1940 г. приняло решение начать разработку проекта нового корабельного разведчика в инициативном порядке, дабы не утратить позиции на рынке, завоеванные с появлением Е13А1. Новая машина, получившая фирменный индекс АМ-22, создавалась под руководством К. Мацуо и Я. Одзавы. Эскизный проект, представленный в Управление авиации, был одобрен, и в январе 1941 г. появилось задание 16-Си, фактически «списанное» с АМ-22 (отредактированное в июле 1941 г.).
Самолет, получивший обозначение Е16А1, представлял собой повторение аэродинамической схемы предшественника — моноплан с низкорасположенным крылом и двухпоплавковым шасси. Конструкция планера цельнометаллическая, за исключением деревянных законцовок крыла. Экипаж уменьшили с трех до двух человек, а вот вооружение усилили, добавив к пулемету на верхней оборонительной установке ещё два в крыле (все калибра 7,7 мм). Интересной особенностью, нехарактерной для корабельных разведчиков, стало оборудование Е16А1 воздушными тормозами для бомбометания с пикирования, установленными на передних стойках поплавков. Более мощной стала и силовая установка — 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Мицубиси» МК.8А «Кинсей» 51 (1300 л.с). А вот геометрические размеры машины заметно уменьшили по сравнению с Е13А1.
Прототип Е16А1 вышел на испытания в мае 1942 г. Следом построили ещё две опытные машины, на которых увеличили размах крыла с 12,7 до 12,81 м и усилили вооружение, заменив крыльевые пулеметы 20-мм пушками, а верхний пулемет — крупнокалиберным. Также эти машины служили для отработки альтернативных вариантов воздушных тормозов, поскольку их первичная конфигурация вызывала бафтинг (в конечном итоге приняли обычные крыльевые перфорированные тормоза). В августе 1943 г. Е16А1 приняли на вооружение, а в январе 1944 г. начался серийный выпуск. Общий объем серийного производства составил 252 единицы, из них 193 выпустил завод «Аичи» в Эитоку (с января 1944 г. по май 1945 г.) и 59 — «Ниппон Хикоки» в Томиоке (с августа 1944 г. по август 1945 г.). В системе кодов союзников обозначался «Пол».
Основная модификация поплавкового гидросамолета
- Е16А1 («морской тип 3 разведывательный гидросамолет «Цуюн» модель 11») — двигатель MK8D «Кинсей» 54 (1300 л.с). Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки «тип 99-2» в крыле, 1 13,2-мм пулемет «тип 2» на верхней установке. Масса бомбовой нагрузки — 250 кг. Экипаж — 2 человека.
В конце войны велась разработка варианта Е16А2 («Цуюн» модель 12») с мотором МК8Р «Кинсей» 62 (1560 л.с), но он так и не вышел из стадии летных испытаний (по другим данным — вообще не был достроен).
Лётно-технические характеристики самолета Aichi E16A1
- Двигатель: Мицубиси «Кинсей» 43
- мощность, л.с.: 1080
- Размах крыла, м.: 14,50
- Длина самолета, м.: 11,31
- Высота самолета, м.: 4,70
- Площадь крыла, кв. м.: 36,0
- Масса, кг:
- пустого самолета: 2642
- нормальная взлетная: 3640
- максимальная взлетная: 4000
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 375
- Крейсерская: 220
- Время набора высоты 3000 м., мин.: 6,1
- Практический потолок, м.: 8730
- Дальность полета, км.: 2100
Особенности конструкции
- Металлический трехлопастный воздушный винт изменяемого шага диаметром 3,3 метра;
- 14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения Мицубиси МЛ8Е мощностью 1300 лошадиных сил;
- Однореданный цельнометаллический поплавок крепится к центроплану с помощью N-образных стоек и подкосов;
- Перфорированный тормозные щитки устанавливались на передних стойках, с помощью которых поплавки крепились к центроплану;
- Фюзеляж и обшивка самолета — цельнометаллические;
- Обшивка рулей направления и высоты – полотняная;
- Консоль крыла – складывающаяся, с гидравлическим механизмом складывания;
Боевое использование гидросамолётов Аичи Е16А в годы Второй мировой войны
Одной из первых частей, получивших серийные «Цуюны», стал 634-й кокутай, сформированный в марте 1944 г. Он предназначался для линкоров «Исе» и «Хиуга», переоборудованных в «полуавианосцы». При этом с кораблей демонтировали две кормовые башни главного калибра, оборудовав на их месте ангар с подъемником и две катапульты.
Помимо EI6A1 в состав кокутая вошли пикировщики «Йокосука» D4Y1 Каи, дооборудованные для старта с катапульты (эти машины сохраняли колесное шасси и после выполнения задания должны были садиться на береговых аэродромах). По штату на линкоре должно было базироваться по 22 самолета -по 11 Е16А1 и D4Y1 Каи. По предварительным оценкам, старт всей авиагруппы с корабля требовал около 20 минут. Но на практике эти оценки проверить не удалось. Хотя 23 июня 1944 г. «гермафродиты» вышли в море и провели пробные запуски самолетов (в общей сложности стартовало 6 Е16А1 и 4 D4Y1 Каи) с неплохим результатом, но после поражения в битве за Марианские острова самолеты с кораблей сняли, направив в береговые части. Корабли же в дальнейшем действовали как обычные линкоры. Помимо 634-го кокутая, самолеты Е16А1 поступили на вооружение 801-го кокутая, кокутаев «Йокосука» и «Китаура», 301-го и 302-го хикотаев. В бой они пошли во время сражения за Филиппины. Действуя с береговых баз, «Цуюны» не только вели разведку, но и пытались наносить удары по американским кораблям. На Филиппинах Е16А1 понесли серьезные потери, а большинство уцелевших машин погибли в самоубийственных атаках на американский флот у Окинавы. В итоге до конца войны дослужили считанные единицы «Цуюнов».
Аичи Е16А1 по совокупности летних данных был лучшим японским корабельным разведчиком Второй мировой войны, вот только служить в той роли, для которой создавался, ему не пришлось. Вступив в бой в то время, когда господство в воздухе было полностью на стороне американцев, «Цуюны» оказались в незавидной роли расходного материала и были очень быстро выбиты.
Схемы и чертежи самолета Aichi E16A1 Zuiun
(для увеличения чертежа кликните по картинке)
Оставьте свой отзыв