В январе 1940 г. Управление авиации выдало требования к двухмоторной учебной летающей лодке — переходной машине для подготовки пилотов новых четырехмоторных гидропланов «Каваниси» Н8К. Задание на проектирование на безконкурсной основе получила фирма «Аичи». Возглавил работы по новой машине под фирменным индексом АМ-212 М. Мори.
Самолет представлял собой моноплан-парасоль с крылом, поднятым над фюзеляжем на подкосах. Конструкция планера цельнометаллическая, обшивка — частично фанерная и полотняная. В качестве силовой установки выбрали 9-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Накадзима» «Котобуки» 41 Каи 2 (710 л.с.) — далеко не новые, но отработанные в производстве и надежные в эксплуатации. Самолет получил трехстоечное убираемое шасси с носовым колесом, но амфибией не был — шасси выполняло лишь роль тележки для выкатывания машины на сушу.
Первый из трех прототипов Н9А1 был облетан в сентябре 1940 г. Результаты испытаний оказались неутешительными: самолет был труден в пилотировании, а летные характеристики — ниже требуемых. В конструкцию пришлось внести серьезные изменения, увеличив размах крыла (на 3 м) и его площадь, а также изменив расположение двигателей (изначально они находились над крылом, а теперь их переместили под крыло).
В таком виде машину приняли на вооружение, но объем серийного производства оказался невелик — 28 самолетов. 24 из них построила в 1942-1943 гг. фирма «Аичи», а ещё 4 экземпляра в 1944 г. — «Ниппон Хикоки».
Основная модификация
Н9А1 («учебная летающая лодка морская тип 2 модель 11») — двигатели «Котобуки» 42 или 43 (710 л.с). Вооружение стандартно не устанавливалось, но при выполнении боевых задач возможна установка двух 7,7-мм пулеметов «тип 92» на носовой и верхней турелях, а также подвеска глубинных бомб общей массой 250 кг. Экипаж — 5 человек, имеются места для 3 курсантов.
Технические характеристики Aichi H9A
- Двигатели: Накадзима «Котобуки» 43
- мощность, л.с.: 710
- Размах крыла, м.: 24,0
- Длина самолета, м.: 16,95
- Высота самолета, м.: 5,25
- Площадь крыла, кв. м.: 63,3
- Масса, кг:
- пустого самолета: 4900
- взлетная: 7000
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 317
- Крейсерская: 222
- Время набора высоты 3000 м. мин.: 11,25
- Практический потолок, м.: 6780
- Дальность полета, км.: 2150
Боевое применение гидросамолётов Аичи Н9А во Второй мировой войне
Поставки серийных летающих лодок Н9А1 начались в мае 1942 г. Применялись они в соответствии с главным предназначением — то есть как учебные, но с 1943 г. начали использоваться и как транспортные и связные, а с 1944 г. — для противолодочного патрулирования прибрежных вод. Применение Н9А1 носило весьма ограниченный характер. Косвенным свидетельством этого является факт, что летающая лодка вплоть до конца войны так и не получила своего обозначения в кодовой системе союзников — то есть попросту не была замечена ими.
Задумывавшаяся как узкоспециализированная учебная машина, Аичи H9A1 имела определенный потенциал для развития в качестве транспортной, спасательной и вспомогательной патрульной летающей лодки. Но реализован этот потенциал не был, поскольку у авиации Императорского флота имелись совершенно другие приоритеты.
Оставьте свой отзыв