Блэкберн «Рипон» представлял собой одномоторный двухместный биплан смешанной конструкции, разрабатывавшийся с 1923 г. в соответствии с требованиями 21/23 к торпедоносцу-разведчику, способному эксплуатироваться как с колесным шасси (в т.ч. в качестве палубного самолета), так и с поплавковым. Разработка велась под фирменным индексом Т.5.
Первый прототип с 12-цилиндровым двигателем жидкостного охлаждения «Нэпир» «Лайон» V (465 л.с.) и колесным шасси вышел на испытания 17 апреля 1926 г., а 26 августа того же года впервые поднялся в воздух второй прототип, выполненный в варианте гидросамолета (на двух поплавках). Поставки серийных машин «Рипон» Mk.II авиации Королевского флота начались в январе 1929 г. Они комплектовались более мощными двигателями «Лайон» XIA (570 л.с).
В общей сложности в Великобритании построили 4 прототипа и 90 серийных «Рипонов», применявшихся только в качестве палубных самолетов. С вооружения их сняли уже в 1934 г. 68 «Рипонов» переоборудовали в вариант «Баффин» с другой силовой установкой, но и они применялись на колесном шасси.
В 1929 г. был создан вариант для ВВС Финляндии — T.5D «Рипон» IIF. Машина отличалась силовой установкой — 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения «Бристоль» «Юпитер» VIII (530 л.с). По требованию заказчика было предусмотрено применение сменного колесного/лыжного/поплавкового шасси, позволявшего эксплуатировать самолет круглый год в сложных условиях Финляндии с её редкой сетью аэродромов, но большим количеством озер. В сентябре 1929 г. прототип «Рипон» IIF передали Финляндии, а в декабре 1930 г. на заводе «Валтион» в Тампере начался выпуск по лицензии. До 1934 г. изготовили 25 машин.
Основные модификации
«Рипон» 11F серии I — 9-цилиндровый двигатель «Гном-Рон» «Юпитер» VI (480 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета (1 синхронный «Виккерс», 2 турельных «Льюис», позже замененных L-33/36). Масса бомбовой нагрузки — 400 кг (4 50-кг или 100-кг бомбы либо 2 200-кг глубинные бомбы). Изготовлено 7 самолетов, три из которых впоследствии в опытном порядке оборудовались другими моторами: «Райт» «Циклон» (575 л.с), «Армстронг Сиддли» «Пантер» (535 л.с.) и BMW 132 (525 л.с).
«Рипон» IIF серии II — 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения «Армстронг Сиддли» «Пантер» ПА (535 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны самолетам серии I. Выпушено 8 машин.
«Рипон» IIF серии III — 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Бристоль» «Пегасус» НМ3 (580 л.с). Стрелковое и бомбовое вооружение — как у предшественников. Построено 10 экземпляров, один из которых в опытном порядке оборудован 12-цилиндровым мотором жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12 (650 л.с).
Летно-технические характеристики гидросамолета Блэкберн Рипон IIF
- Двигатель: Бристоль «Пегасус» IIМ3
- мощность, л.с.: 580
- Размах крыла, м.: 13,9
- Длина самолета, м.: 11,57
- Высота самолета (на поплавковом шасси), м.: 4,02
- Площадь крыла, кв. м.: 63,75
- Масса, кг:
- пустого самолета на поплавковом шасси: 2028
- пустого самолета на колесном шасси: 2315
- максимальная взлетная: 3452
- Максимальная скорость, км/ч:
- с колесным шасси: 220
- с поплавковым шасси: 213
- Потолок, м.: 5000
- Дальность полета, км.: 900
Боевое использование гидросамолётов Blackburn Ripon
К началу советско-финской войны самолеты «Рипон» IIF состояли на вооружении двух групп ВВС Финляндии: Lelv 16 (взаимодействия с армией) располагала 9 самолетами, a Lelv 36 (морская патрульная) имела 6 машин, ещё 6 «Рипонов» находилось в ремонте. Lelv 16 действовала в Северной Карелии, выполнив за время Зимней войны 110 боевых вылетов (главным образом на разведку и разбрасывание листовок). Самолеты Lelv 36, базируясь на гидроаэродроме Кальвик (у Хельсинки), летали на противолодочное патрулирование. После того как один из гидросамолетов этой группы был сбит советскими истребителями 23 декабря 1939 г. у берегов Эстонии, на применение «Рипонов» в дневное время наложили запрет. В общей сложности за время советско-финской войны было потеряно четыре «Рипона».
В 1940 г. на смену «Рипонам» должны были прийти новые гидросамолеты «Фоккер» T.VIIIW-C, но оккупация Нидерландов Германией помешала их поставке. Поэтому ВВС Финляндии вынуждены были сохранить в своем составе 12 поплавковых «Рипонов» IIF. Первоначально они эксплуатировались в группе Lelv 15, а с февраля по июль 1942 г. — в Lelv 12. В ходе войны против СССР «Рипоны» использовались как разведчики и ночные бомбардировщики. С середины 1942 г. шесть остававшихся в строю самолетов этого типа применялись в качестве противолодочных и поисково-спасательных в районе Аландских островов. Боевые потери во Второй мировой войне 1941 — 1944 гг. составили три машины. Последний вылет финского «Рипона» состоялся 16 февраля 1945 г.
«Рипон» IIF, будучи типичным продуктом авиапромышленности второй половины 30-х гг., к началу Второй мировой войны устарел как морально, так и физически. Только нехватка гидросамолетов вынуждала ВВС Финляндии и далее эксплуатировать эти изношенные машины.
Оставьте свой отзыв