Проектирование самолета велось с 1932 г. по заданию ВМС на торпедоносец-бомбардировщик берегового базирования. Самолет весьма напоминал MB.200, но, в отличие от него, имел низкорасположенное крыло и удлиненный фюзеляж, а верхнюю и нижнюю стрелковые турели выполнили убирающимися. Первый прототип MB.210.01, оборудованный двигателями «Гном-Рон» GR 14Kdrs/Kgrs (800 л.с.) и неубирающимся шасси начал испытания 23 ноября 1934 г. Вскоре построили вторую машину MB.211.01 с 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Y (860 л.с.) и убирающимся шасси. Хотя испытания шли в основном успешно, а MB.210.01 опробовали не только на колесном, но и на поплавковом шасси, на вооружение морской авиации машину не приняли. Зато ею заинтересовались ВВС Франции. MB.210 приняли на вооружение в качестве ночного бомбардировщика.
Серийные самолеты представляли собой своеобразную комбинацию двух прототипов: от MB.210.01 они взяли звездообразные моторы «Гном-Рон», а от MB.211.01 — убирающееся шасси. Первая серийная машина была готова в декабре 1935 г., до марта 1939 г. построили 257 экземпляров.
Основная модификация самолета Блох-210
MB.210BN5 — двигатели GR 14Kirs/Kjrs (900 л.с), в ходе эксплуатации заменяемые на GR 14N10/11 (950 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,5-мм пулемета (в носовой башне, а также в верхней и нижней выдвижных башнях). Масса бомбовой нагрузки — 1600 кг (8 200-кг бомб). Экипаж — 5 чел.
Технические характеристики самолета MB.210BN4 «Верден»
- Двигатели: Гном-Рон GR 14N10/11
- мощность, л.с.: 950
- Размах крыла, м.: 22,81
- Длина самолета, м.: 18,83
- Высота самолета, м.: 6,7
- Площадь крыла, кв. м.: 64,3
- Масса, кг:
- пустого самолета: 6400
- нормальная взлетная: 9700
- максимальная взлетная: 10 200
- Скорость максимальная, км/ч: 332
- Время набора высоты 4000 м, мин.: 12
- Потолок, м.: 9900
Боевое использование торпедоносцев и бомбардировщиков Блох MB.210
Как и MB.200, MB.210 прошел боевое крещение во время гражданской войны в Испании. Республиканское правительство летом 1936 г. купило 3 (по другим данным, 4) таких самолета. MB.210 применялись для патрулирования побережья Каталонии, а также совершили несколько ночных налетов на объекты на Балеарских о-вах.
К сентябрю 1939 г. MB.210 были вооружены 12 групп французских ВВС. Во время «странной войны» они совершили лишь несколько разведывательных полетов. Уже в сентябре началась замена MB.210 более современными самолетами, но к 10 мая 1940 г. в частях первой линии ещё насчитывалось около 120 «Верденов». Они имелись в составе трех групп в Марокко и семи — во Франции, причем практически каждая группа находилась в стадии перевооружения на новые бомбардировщики, одновременно сохраняя и MB.200.
Наиболее интенсивно использовались самолеты GB I/21 и GB II/21, только начавшие освоение «Амио» 351/354. Их MB.210 вступили в бой в ночь на 16 мая 1940 г. «Вердены» совершили несколько налетов на цели у Рейна, в Бельгии и на уже занятой территории Франции. До 17 июня, когда был получен приказ о перелете в Северную Африку, обе группы потеряли 10 самолетов Блох MB.210, а ещё 9 пришлось списать из-за полученных повреждений.
В составе ВВС Виши MB.210 применялись как вспомогательные. После захвата Германией неоккупированной части Франции в ноябре 1942 г. немецкими трофеями стали 37 (по другим данным, 42) таких самолетов. Практического применения им не нашли, хотя имеются сведения, что 6 из них передали Болгарии.
Румыния в 1937-1938 гг. получила 24 MB.210. Эти самолеты участвовали в войне против СССР, летая преимущественно днем. Последней частью, воевавшей на MB.210, стала 58-я АЭ, выведенная с фронта в начале 1942 г. Впоследствии уцелевшие самолеты использовались как учебные и транспортные.
Созданный практически одновременно с MB.200, самолет MB.210 выглядел чуть более передовым за счет введения убирающегося шасси. Но это нововведение не обеспечило качественного скачка в летных характеристиках, и к началу Второй мировой войны MB.210 устарел.
Оставьте свой отзыв