Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Блом и Фосс BV-138 «Seedrache» («Морской змей»)

Фото летающей лодки "Блом и Фосс" BV-138

Фото летающей лодки "Блом и Фосс" BV-138

Одна из наиболее необычных серийно строившихся летающих лодок, получившая за свой характерный внешний вид прозвище «Fliegende Holzscuh» — «летающий ботинок». Проектирование её началось на рубеже 1933 и 1934 гг., когда были сформулированы требования к гидросамолету дальнего действия — океанскому разведчику. Под руководством Р. Фогта были разработаны три эскизных проекта. Хотя ни один из них не удовлетворял требованиям заказчика в полной мере, «проект 8» выбрали для дальнейшего развития. Он отличался относительно короткой лодкой-фюзеляжем (форма которой и дала впоследствии гидросамолету его неофициальное прозвище), крылом типа «чайка» и оперением, вынесенным на двух трубчатых балках. Развитие самолета было довольно длительным ввиду низкого приоритета программы и проблем с выбором силовой установки. В конечном итоге остановились на трех 6-цилиндровых дизелях Jumo 205, один из которых устанавливался на пилоне над фюзеляжем, а два других — на носке крыла как бы в продолжение хвостовых балок.

Первый прототип На 138V1 впервые поднялся в воздух 15 июля 1937 г., а в следующем месяце вышла на испытания вторая машина с прямым крылом вместо «чайки». Испытания показали неудовлетворительные гидродинамические характеристики и недостаточную устойчивость самолета в полете. Для улучшения качеств машины были внесены существенные изменения, опробованные на предсерийных машинах — в частности, длина лодки увеличилась почти на 3 м (с 12,2 до 15,15 м), а сечение хвостовых балок изменили с круглого на прямоугольное. Самолет получил необходимое оборудование для обеспечения относительно комфортных условий работы и отдыха экипажа во время длительных полетов, а также довольно мощное оборонительное стрелковое вооружение, но бомбовая нагрузка была чисто символической (150 кг) — ведь главной задачей гидроплана была разведка. Поменялось и обозначение в связи с переименованием самолетостроительного отделения концерна «Блом унд Фосс» — с Ha-138 на BV-138.

Поставки предсерийных машин начались в феврале 1939 г., серийных – в апреле 1940 г. До конца 1943 г. изготовили 291 BV-138 (включая прототипы), из них 225 фирмой «Блом унд Фосс» и 66 (в 1942-1943 гг.) — «Везер».

Основные модификации Blohm und Voss BV 138 «Seedrache»

  • Морской змей идет на взлетBV 138А — двигатели — Jumo 205С-4 (600 л.с). Стрелковое вооружение — 1 20-мм пушка MG 204 в носовой башне, 2 7,92-мм пулемета в установках в хвостовой части центральной мотогондолы и в хвостовой части лодки-фюзеляжа. Под правой консолью крыла возможна подвеска 3 50-кг бомб. Экипаж — 5 чел. Изготовлено 6 предсерийных BV 138А-0 и 25 серийных BV 138А-1.
  • BV 138В — усилена конструкция планера. В носовой и хвостовой башнях установлены 20-мм пушки MG 151/20, в мотогондоле остался пулемет MG 15. Бомбовое вооружение аналогично BV 138А, но в варианте BV 138B-1/U1 возможна подвеска до 6 50-кг бомб (или 3 150-кг глубинных бомб). Выпущено 10 предсерийных BV 138В-0 с моторами Jumo 205С-4 и 21 серийный BV 138В-1 с двигателями Jumo 205D (880 л.с). Поставки завершились в начале 1941 г.
  • BV 138С-1 — вновь усилена конструкция. Двигатели Jumo 205D. Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки MG 151/20 в носовой и хвостовой башнях, 1 13,2-мм пулемет MG 131 в центральной мотогондоле и 1 7,92-мм пулемет MG 15 в оконной установке с правого борта. Бомбовая нагрузка соответствует BV 138А, но возможно усиление в варианте BV 138C-1/U1 — как у BV 138B-1/U1. Такое усиленное бомбовое вооружение получили 164 самолета. Экипаж — 6 чел. Часть машин оборудовалась РЛС FuG 200. Около 70 самолетов снабжено устройствами для старта с катапульт плавбаз гидроавиации. Некоторое количество гидропланов, получивших обозначение BV 138MS, получили оборудование для траления морских магнитных мин. Изготовлено 227 единиц (в т.ч. 66 фирмой «Везер»).

Летно-технические характеристики самолетов Блом унд Фосс BV 138А-1 «Морской Змей»

  • Двигатели: Jumo 205С-4
  • мощность, л.с.: 600
  • Размах крыла, м.: 26,9
  • Длина самолета, м.: 19,85
  • Высота самолета, м.: 5,9
  • Площадь крыла, кв. м.: 108,5
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 10 800
  • нормальная взлетная: 13 762
  • максимальная взлетная: 16 215
  • Скорость, км/ч:
  • максимальная: 264
  • крейсерская: 237
  • Скороподъемность, м/с: 3,9
  • Практический потолок, м.: 3600
  • Дальность полета, км:
  • нормальная: 1245
  • максимальная: 3900

Служба и боевое применение Blohm und Voss BV 138 «Seedrache»

Силовая установка Blohm un Voss BV-138 Seedrache

Силовая установка Blohm un Voss BV-138 Seedrache

Начало поставок серийных BV 138А-1 совпало по времени с операцией «Везерюбунг» — занятием Дании и Норвегии. Поэтому первые машины этого типа поступили в транспортную группу KGr.z.b.V 108, занимавшуюся переброской войск и грузов в Норвегию. В июне 1940 г. BV 138А-1 вооружили отряд 1 ./Ku.FI.Gr. 506, с октября действовавший над Бискайским заливом. К концу года к нему присоединился 2./Ku.FI.Gr. 906 с гидропланами той же модификации. В ходе службы самолеты BV 138А-1 зарекомендовали себя не с лучшей стороны ввиду проблем с мотоустановками и пушечным вооружением. В середине 1941 г. оба отряда вывели из Франции для перевооружения более современными модификациями «Морского змея».

В начале 1941 г. в части начали поступать «Блом и Фосс» BV-138В. Весной их получил отряд 2./Ku.FI.Gr. 406, с июля базировавшийся в Норвегии и действовавший против арктических конвоев.  Разворачивание производства BV 138С позволило перевооружить ими новые части, и в Норвегии появились вооруженные этими машинами 2./Ku.FI.Gr. 906 (летом 1941 г.), З./Ku.FI.Gr. 406 (в декабре 1941 г.) и 1./SAGr. 125 (также в декабре). В июле 1943 г. дислоцированные в Норвегии «Морские змеи» были сведены в группу SAGr. 130 трехотрядного состава. Модификации BV 138В и BV 138С показали себя надёжными и эффективными машинами. Возросшая прочность корпуса позволяла выдерживать тяжелые повреждения от огня противника. Вкупе с высокой мореходностью это также позволило использовать новые тактические приёмы. BV 138 могли вылетать в Атлантику, садится на воду и дрейфовать до появления конвоя. Кроме того, BV 138 имели возможность осуществлять дозаправку с подводных лодок.

Помимо Северной Атлантики BV 138С действовали и на других ТВД. В частности, с ноября 1941 г. на Черном море, базируясь на Констанцу и Варну, воевало штабное звено группы SAGr. 125 и её 3-й отряд, частично вооруженные «Морскими змеями». Самолеты этого типа летали над Черным морем вплоть до конца лета 1944 г. В первой половине 1944 г. на Варну базировался и отряд 1./SAGr. 131 с самолетами BV 138С.

Спуск летающей лодки с авианосца

Спуск летающей лодки с авианосца

В мае 1943 г. BV 138 вновь появились над Бискайским заливом — сюда прибыл отряд 3./Ku.FI.Gr. 406, позже реорганизованный в 1./SAGr. 129. На Средиземное море попало относительно немного «Морских змеев» — буквально единичные экземпляры BV 138С с весны 1943 г. базировались на Крите в составе 3./SAGr. 126.

Самолеты BV 138MS входили в состав минно-тральной авиагруппы MSGr. 1, отряды которой действовали на различных ТВД.

К весне 1944 г. количество BV 138С в действующих частях сильно уменьшилось: сказалось прекращение производства и высокие потери в условиях полного превосходства противника в воздухе. Последнее применение зафиксировано 1 мая 1945 года, когда один из BV 138 из 3./SAGr. 130, базировавшейся в Копенгагене, совершил ночью посадку на одном из озер возле Берлина. Он должен был вывести двух курьеров (по некоторым данным, с завещанием Гитлера). Но, из-за неразберихи с документами, вместо них пилот вывез в Копенгаген 10 раненых.

Гидросамолет BV 138, особенно в модификации С оказался весьма удачной машиной. Его продолжительность полета достигала 18 часов, а простота техобслуживания позволяла проводить даже достаточно сложный ремонт силами экипажа после посадки в море. Наличие трёх огневых точек с хорошими зонами обстрела позволяло BV 138 не только успешно защищаться, но даже атаковать противника.

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image