Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Блох MB.151/152/155

Блох МВ.152

Блох МВ.152

Bloch MB.151 представлял собой одномоторный цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Разрабатывался в инициативном порядке с 1935 г. под руководством М. Русселя. Самолет под обозначением MB.150 должен был получить 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 14Kfs (930 л.с.) и мощное вооружение из 2 20-мм пушек и 2 7,5-мм пулеметов. Прототип впервые поднялся в воздух 4 мая 1937 г. В ходе испытаний на самолете несколько раз меняли двигатель, устанавливая более совершенные модификации «Гном-Рона».

В марте 1938 г. на неплохие результаты испытаний MB. 150 обратило внимание министерство авиации, заказавшее постройку трех прототипов, а вскоре — 25 предсерийных и 450 серийных машин. Поскольку исходный MB. 150 оказался совершенно неприспособленным к массовому производству, его конструкция была радикально переработана. Помимо чисто технологических изменений, применили новое крыло иного профиля и увеличенного размаха.

Прототип самолета, теперь обозначавшегося Блох MB.151, был облетан 18 августа 1938 г. Серийное производство осуществляло государственное объединение SNCASO (поглотившее фирму «Марсель Блох») на заводах в Курбевуайе, Шатеру-Деоле и Бордо-Мериньяке. Поставки начались в марте 1939 г., а общий объем производства составил около 660 единиц.

Технические характеристики самолета МВ.152С1

  • Двигатель: Гном-Рон GR 14N-49
  • мощность, л.с.: 1180
  • Размах крыла, м.: 10,54
  • Длина самолета, м.: 9,1
  • Высота самолета, м.: 3,03
  • Площадь крыла, кв. м.: 17,32
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2158
  • взлетная: 2693
  • максимальная взлетная: 2800
  • Максимальная скорость, км/ч: 509
  • Время набора высоты, мин / м.: 3’24″/2000
  • Дальность полета, км.: 600
  • Практический потолок, м.: 10000

Основные модификации истребителей Блох МБ151

  • МВ.151С1 — двигатель GR 14N-35 (1030 л.с). Вооружение — 2 20-мм пушки HS 404 (боекомплект 60 снарядов на ствол) и 2 7,5-мм пулемета MAC 1934 (500 патронов на ствол) в крыле. Часть самолетов из-за нехватки пушек получили вооружение из 4 7,5-мм пулеметов (приоритетом в поставке пушек пользовался более мощный МВ.152С1). Построено 144 (по другим данным, 140) самолета.
  • МВ.152С1 — двигатель GR 14N-25 (1100 л.с.) или GR 14N-49 (1180 л.с). Вооружение аналогично МВ.151С1. Построено 482 (по другим данным, 474) самолета.
  • МВ.155С1 — доработана аэродинамика фюзеляжа, увеличен запас топлива. Двигатель GR 14N-49 (1180 л.с). Вооружение аналогично МВ.151С1. Построено несколько десятков (предположительно 35).

Серийно не строились МВ.153С1 под мотор R-1830 и МВ.154С1 под R-1820 (последний не был даже испытан как прототип).

Боевое использование истребителей Блох МВ.152

К началу Второй мировой войны ВВС Франции не располагали ни одной боевой частью, вооруженной MB.151/152. Лишь в конце сентября 1939 г. группа GC 1/1 завершила перевооружение на МВ.152С1, а МВ.151С1 получили несколько эскадрилий ПВО, в декабре 1939 г. сведенных в группы GC II/10 и GC III/10. Участие «Блохов» в «странной войне» было весьма ограниченным. К 10 мая 1940 г. ВВС Франции получили более 500 MB. 151/152. На них летали 7 истребительных групп, четыре из которых были сосредоточены в районе Парижа; кроме того, Bloch MB. 151 осваивали флотские эскадрильи АС2 и АСЗ.

Блох МВ.155

Французский истребитель Блох МВ.155

В мае-июне 1940 г. «Блохи» прикрывали контратаки и отходы французских войск, обеспечивали ПВО Парижа и объектов в долине Сены. В течение шести недель было потеряно или брошено на аэродромах около 270 MB. 151/152. В свою очередь, пилоты «Блохов» записали на свой счет 206 подтвержденных и 47 вероятных побед.

В составе ВВС Виши сохранили 6 групп MB.151/152 (также в них эксплуатировалось небольшое количество MB.155) — по 2 в 1-й, 8-й и 9-й эскадрах. Все они находились на территории Франции. Летом 1942 г. GC 1/1 и 11/1 были перевооружены D.520. 20 MB. 152 были поставлены Румынии (в обмен на нефть), где использовались в качестве учебных.

Вследствие занятия вермахтом неоккупированной части Франции немецкими трофеями стали 173 MB.151/152/155. 83 из них признали пригодными для дальнейшего использования и эксплуатировали в качестве учебных.

Греция заказала 25 самолетов MB.151, но до поражения Франции успела получить лишь 9. К моменту нападения Италии 28 октября 1940 г. в строю находилось 6 самолетов, но сведения об их боевом применении довольно скупы.

Самолет MB. 152 мог бы стать неплохим истребителем, получи он более мощный мотор и совершенное вооружение (пушки с ленточным боепитанием вместо барабанного). В том же виде, в каком он был принят на вооружение, MB. 152 уступал Мессершмитту Bf 109Е в скорости и скороподъемности. Недостаточной была дальность -это сделало невозможным эвакуацию «Блохов» в Северную Африку в июне 1940 г. В то же время, самолет отличался неплохой маневренностью, стойкостью конструкции к боевым повреждениям, прекрасными пилотажными характеристиками и простотой в обслуживании.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image