Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Боинг B-29 «Superfortress» («Сверхкрепость»)

Стратегический бомбардировщик Суперкрепость Боинг Б-29

Суперкрепость Боинг Б-29

Boeing B-29 «Superfortress» — четырехмоторный стратегический бомбардировщик, разрабатывавшийся в соответствии с подготовленной в январе 1940 г. спецификацией R-40B. Проработка сверхдальнего бомбардировщика велась конструкторами фирмы гораздо раньше — ещё с марта 1938 г. Был разработан ряд эскизных проектов, лучшим из которых признали «модель 341» — моноплан со среднерасположенным крылом и трехопорным шасси с носовым колесом, оборудованный двигателями воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-2800. Именно этот проект и представили заказчику. Но уже в марте 1940 г. спецификация была откорректирована — возросли требования к бомбовой нагрузке и оборонительному вооружению. В итоге проект трансформировался в новый — «модель 345» с 18-цилиндровыми двигателями воздушного охлаждения «Райт» R-3350 «Дуплекс Циклон». Оборонительное вооружение (10 12,7-мм пулеметов и 1 20-мм пушка) размещалось в четырех выдвижных башнях с дистанционным управлением и хвостовой установке. Система управления позволяла любому стрелку (за исключением хвостового) управлять больше чем одной установкой. Таким образом, появилась возможность передавать цель (вражеский истребитель) из зоны видимости одного стрелка к другому, каждый раз концентрируя на противнике максимум огня. Кабины экипажа выполнили герметичными. Вместо привычных гидравлических и пневматических систем для привода большинства агрегатов самолета применили электродвигатели. В мае 1940 г. эскизный проект передали на рассмотрение военным, а в августе фирма получила заказ на два прототипа самолета, получившего обозначение XB-29. Рабочее проектирование возглавил авиаконструктор Э. Белл.

Прототип ХВ-29 с двигателями R-3350-13 впервые поднялся в воздух 15 сентября 1942 г. Испытания шли очень трудно — постоянно возникали проблемы с двигателями, особенно невезучим в этом отношении оказался второй прототип: уже в первом полете 30 декабря 1942 г. один из его моторов загорелся, а 18 февраля 1943 г. самолет потерпел катастрофу. Причиной стал пожар в одной из мотогондол, перекинувшийся на топливные баки. Лишь на третьем прототипе, вышедшем на испытания в июне 1943 г., удалось добиться относительно беспроблемной работы мотоустановки. Это позволило по чертежам Боинг B-29 начать выпуск партии из 14 предсерийных YB-29 с моторами R-3350-21 — первый из них был готов ещё в апреле 1943 г., но совершил первый полет лишь в июле, когда стало ясно, что испытания третьего прототипа идут успешно. В конце августа 1943 г. начались поставки серийных В-29. Их производство осуществляли фирмы «Боинг», «Белл» и «Мартин», а общий объем выпуска, продолжавшегося до мая 1946 г., составил 3965 экземпляров.

Летно-технические характеристики самолетов Боинг В-29 Суперкрепость

  • Двигатели: Райт R-3350-23
  • мощность, л.с.: 2200
  • Размах крыла, м.: 43,05
  • Длина самолета, м.: 30,18
  • Высота самолета, м.: 8,46
  • Площадь крыла, кв. м.: 161,3
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 31 815
  • максимальная взлетная: 61 235
  • Скорость максимальная, км/ч: 603
  • Время набора высоты 7620 м, мин: 38
  • Потолок, м.: 9700
  • Дальность полета, км:
  • нормальная: 2575
  • максимальная: 6435

Основные модификации Boeing B-29 «Superfortress»

Боинг В-29 — двигатели R-3350-23, -23А или -41 (2200 л.с), на последних сериях — R-3350-57 или -57А той же мощности, но повышенной надежности. Стрелковое вооружение — 4 выдвижные башни (две верхние и две нижние) с 2 12,7-мм пулеметами в каждой, хвостовая установка с 2 такими же пулеметами и 1 20-мм пушкой. В ходе производства стали устанавливать новую переднюю верхнюю башню с 4 12,7-мм пулеметами, но затем вновь вернулись к двум пулеметам. На самолетах последних серий не устанавливалась пушка в хвостовой установке. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 9070 кг. Экипаж — 11 чел. Изготовлена 2181 машина (1620 — фирмой «Боинг», 357 — «Белл» и 204 — «Мартин»).

В-29А — изменена конструкция центроплана с целью упрощения технологии изготовления, что привело к уменьшению запаса топлива. Двигатели R-3350-57, -57А или -59. Стрелковое вооружение — 12 12,7-мм пулеметов (4 в передней верхней башнях, по 2 в задней верхней, двух нижних башнях и хвостовой установке). Фирмой «Боинг» построено 1119 самолетов.

Boeing В-29В — облегченный вариант с сокращенным составом оборудования и вооружения. Из стрелкового вооружения оставлена лишь одна хвостовая установка с тремя (на первых сериях — двумя) 12,7-мм пулеметами. Максимальная бомбовая нагрузка — 10 340 кг. Выпускался фирмой «Белл» с февраля 1945 г., построено 311 экземпляров.

F-13A (с 1946 г. FB-29, с 1947 г. — RB-29) — фоторазведчик. С августа 1944 г. переоборудовано 117 В-29А.

В послевоенное время значительное количество «Сверхкрепостей» переоборудовано в специализированные варианты: учебный ТВ-29 (со снятым стрелковым оружием), спасательный SB-29 (16 машин), заправщики КВ-29М (92) и КВ-29Р (116), метеоразведчик WB-29, бомбардировщик для действий в Арктике B-29F (6), бомбардировщик с системой дозаправки в воздухе B-29L (72).

Боевое использование Боинг B-29 Сверхкрепость

Первыми начали освоение В-29 экипажи 58-го бомбардировочного крыла, объединявшего 4 группы. К январю 1944 г. техника пилотирования «Сверхкрепостей» была освоена, и началась отработка боевого применения. В бой новые самолеты должны были пойти против Японии — применение В-29 в Европе не предполагалось, там вполне хватало дальности В-17 и В-24. Базируясь в Индии, соединения «Сверхкрепостей» должны были использовать аэродромы подскока в Китае, что позволяло достать до целей на Японских о-вах.

Первые В-29 прибыли в Индию в апреле 1944 г. 5 июня 98 бомбардировщиков отправились в первый боевой вылет, целью которого был железнодорожный узел у Бангкока. Результат оказался провальным — 14 самолетов возвратились на базы из-за неисправностей двигателей, 42 при возвращении пришлось садиться на запасные аэродромы из-за выработки топлива, ещё 5 разбилось при посадке. При этом вблизи цели упало лишь 18 бомб. Ещё менее результативным оказался второй вылет, предпринятый 14 июня: из 75 самолетов 18 не выполнили задание по различным причинам, 1 разбился на старте и 6 — при посадке, ещё 1 был сбит зенитками. На цель — металлургический завод Явате на о. Кюсю — упала лишь одна бомба. В последующие месяцы В-29 бомбили заводы в Манчьжурии, нефтеперерабатывающие заводы на Суматре, ряд объектов в Японии — все с мизерным результатом. Ситуацию удалось исправить, назначив 29 августа 1944 г. на должность командующего 20-й ВА, объединявшей части «Сверхкрепостей», генерала К. Лимэя, ранее командовавшего 8-й ВА в Англии. Он сумел в самые сжатые сроки перестроить боевую работу бомбардировщиков, и уже в сентябре 1944 г. в результате налетов Б-29 на объекты в Манчьжурии объем промышленного производства там сократился на треть. Последней крупной операцией В-29 с использованием китайских аэродромов, которые было крайне трудно снабжать, стали удары по японским войскам в районе Ханькоу 18 декабря 1945 г. Далее В-29 работали с аэродромов Индии: бомбили доки Сингапура, минировали реки Янцзы и Хуанхэ, акватории у Сайгона, выполняли другие задачи. Последний налет из Индии состоялся 29 марта 1945 г.

Американский бомбардировщик Boeing B-29 Superfortress

Фото бомбардировщика Boeing B-29

С октября 1944 г. американские Boeing В-29 начали осваивать базу на о. Сайпан. Туда передислоцировали 73-е крыло. К концу месяца там сосредоточили около 100 «Сверхкрепостей». 28 октября 18 самолетов впервые отправились с Сайпана в боевой вылет. Целью была японская ВМБ на атолле Трук. 24 ноября самолеты 73-го крыла впервые отработали по целям на Японских о-вах — авиазаводах в предместьях Токио. В дальнейшем налеты на Японию стали систематическими, но успех пришел не сразу -в большинстве случаев удары наносились с высоты 8000-9000 м в условиях плохой видимости, вследствие чего большинство бомб ложилось мимо цели. Первым успешным налетом 73-го крыла считается рейд 13 декабря 1944 г. на моторостроительный завод в Нагое, в результате которого выпуск самолетов в Японии снизился на четверть. Захват в декабре 1944 г. о. Иводзима, находящегося на полпути от Марианских о-вов к Японии, позволил организовать сопровождение «Сверхкрепостей» истребителями P-51D.

В январе 1945 г. соединения Боинг В-29 перешли к новой тактике: теперь они действовали преимущественно ночью, наносили удары со средних высот, применяя зажигательные бомбы. 3 января эту тактику опробовали при налете на Нагою. 4 февраля массированному удару подвергся Кобе — наряду с 73-м крылом город бомбили эскадрильи 313-го крыла, прибывшего на о. Тиниан. Вскоре на Гуам прибыло ещё одно соединение «Сверхкрепостей» — 314-е крыло. Размах боевых операций постоянно возрастал. 9 марта на Токио совершили налет 325 В-29, сбросивших 1665 т зажигательных бомб. Впервые был использован напалм. Погибло до 150 тыс. человек, более миллиона лишилось крыши над головой. Американские же потери составили 14 самолетов. На следующий день была сожжена Нагоя, затем — Осака.

В апреле 1945 г. на Марианские о-ва прибыло из Индии 58-е крыло, а из США — 315-е крыло, вооруженное В-29В. Теперь американцы могли использовать против Японии примерно 700 «Сверхкрепостей». Помимо ударов по городам, часть самолетов стали выделять для других задач. Ещё с конца марта в рамках подготовки высадки на Окинаве В-29 нанесли несколько массированных ударов по аэродромам противника. 315-е крыло занималось, главным образом, уничтожением нефтехранилищ и нефтеперерабатывающих заводов, а 313-е крыло с конца июня до середины августа занималось минными постановками, выставив в прибрежных водах Японии около 13 тыс. акустических мин.

В-29 суждено было стать первым (и единственным) типом самолета, применившим в боевых условиях ядерное оружие. Для этого в декабре 1944 г. сформировали 509-ю смешанную группу. В её состав вошла 393-я АЭ, получившая 15 В-29, приспособленных для сброса атомных бомб. После продолжительных тренировок на территории США со сбросом массогабаритных макетов нового оружия, эскадрилью в конце апреля 1945 г. передислоцировали на Тиниан. 6 и 9 августа самолеты этой части сбросили две атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. В результате первого удара в Хиросиме было поражено 129 тыс. людей, из них 78 тыс. — смертельно. Разрушения были эквивалентны налету 2000 «Сверхкрепостей». В Нагасаки погибло 35 тыс. чел., 60 тыс. было ранено. Параллельно с ядерными бомбардировками продолжались и обычные налеты. Последним днем массовых налетов на Японию стало 14 августа, когда по различным целям отработали около 740 В-29.

После окончания Второй мировой войны Боинги Б-29 составили основу сформированного в марте 1946 г. Стратегического авиационного командования — в его состав первоначально вошло 14 групп, вооруженных этим типом самолета. Помимо территории США, они базировались в Великобритании. С 1949 г. началась замена В-29 самолетами В-50, представлявшими собой дальнейшее развитие «Сверхкрепости». В 1950-1953 гг. В-29 применялись в войне в Корее, после чего были сняты с вооружения боевых частей.

В 1950 г. 84 самолета Boeing В-29А и 3 RB-29A передали Великобритании, где они получили обозначение «Вашингтон» В Мк.1. В Королевских ВВС они эксплуатировались до 1955 г.

Три самолета В-29, совершивших вынужденные посадки на советской территории в 1944 г., прошли испытания в СССР и стали образцами для создания стратегического бомбардировщика Ту-4.

Вне всякого сомнения, В-29 являлся лучшим тяжелым бомбардировщиком времен Второй мировой войны. По скорости на больших высотах он превосходил не только бомбардировщики, но и многие истребители. Самолет отличался большой бомбовой нагрузкой, мощным и высокоэффективным оборонительным вооружением, современным бортовым оборудованием.

Схемы и чертежи Boeing B-29 Superfortress

Чертежи Боинга Б-29

Схема Boeing B-29 Superfortress

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image