Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Бреге Br.691/693/695

Фото самолета Бреге Br-691

Фото самолета Бреге Br-691

Проектирование самолета началось в 1934 г. в соответствии с требованиями ВВС Франции на двухмоторный трехместный тяжелый истребитель. Разработку возглавил Ж. Рикар, создавший компактный цельнометаллический среднеплан с двухкилевым оперением и убирающимся шасси. Вооружение самолета, получившего обозначение Вг.690, состояло из двух 20-мм пушек в носовой части фюзеляжа и 7,5-мм пулемета на верхней установке, а силовая установка -из моторов «Испано-Сюиза» HS 14А В02/03 (680 л.с). Победителем в конкурсе, в котором участвовало 5 фирм, стал проект «Потэза» Р.630, что резко замедлило постройку прототипа Вг.690.01, начавшуюся в 1935 г. Тем не менее, работы продолжались — теперь новая машина «Бреге» должна была стать двухместным штурмовиком.

Прототип Вг.690.01 в первоначальном, истребительном, варианте был облетан 23 марта 1938 г. Самолет показал полное превосходство над Потезом Р.630 по летным данным, хорошую управляемость и отличную маневренность. Уже в июне был выдан заказ на 100 штурмовиков, а фирма «Бреге» приступила к подготовке серийного производства. Такой подход позволил внедрить самолет в производство очень быстро: прототип штурмового варианта Br.691.01 впервые поднялся в воздух 22 марта 1939 г., а уже 15 мая была выпущена первая серийная машина. Общий объем выпуска составил примерно 350 машин.

Технические характеристики самолетов Бреге BR.691АВ2

  • Двигатели: Испано-Сюиза HS 14АВ10/11
  • мощность, л.с.: 725
  • Размах крыла, м.: 13,37
  • Длина самолета, м.: 9,67
  • Высота самолета, м.: 3,19
  • Площадь крыла, кв. м.: 29,62
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3100
  • максимальная взлетная: 5000
  • Скорость максимальная, км/ч: 480
  • Время набора высоты 4000 м, мин.: 7
  • Потолок, м.: 8500
  • Дальность полета, км.: 1350

Основные модификации Breguet BR.691

Br.691АВ2 — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 14А В10/11 (725 л.с). Стрелковое вооружение — 1 20-мм пушка и 2 7,5-мм пулемета в носовой части, 1 такой же пулемет на верхней установке и 1 в подфюзеляжной неподвижной установке, стреляющий назад-вниз. Масса бомбовой нагрузки — 400 кг (8 50-кг бомб в бомбоотсеке). Экипаж — 2 чел. Изготовлено 75 самолетов.

Вг.693АВ2 — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 14М6/7 (700 л.с). Стрелковое и бомбовое вооружение соответствуют Br.691. Построено 224 единицы.

Вг.695АВ2 — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» R-1535-SB4-G (825 л.с). Стрелковое и бомбовое вооружение соответствуют Br.691. Выпущено 50 самолетов.

Боевое использование Бреге BR.691

Освоение Br.691 в строевых частях началось в октябре 1939 г., когда первые самолеты получила группа GBA I/54. В следующем месяце началось перевооружение и второй группы 54-й эскадры, а в январе 1940 г. -51-й эскадры. В апреле начались поставки Вг.693. Процесс перевооружения сильно тормозился из-за задержек с поставками оборудования — по этой причине из 224 выпущенных Вг.693 и 50 Вг.695 на вооружение ВВС действительно поступили только 106 и 33 самолета соответственно. Штурмовиками «Бреге» до июня 1940 г. успели перевооружить 5 групп, из них 4 принимали участие в боевых действиях (GBA I/54 и GBA И/54 в составе 18-го групмента, a GBA 1/51 и GBA 11/51 — 19-го групмента), пятая же (GBA И/35), начавшая перевооружение лишь в марте 1940 г., рассматривалась как резерв техники и экипажей. По состоянию на 10 мая в строю числилось 19 Br.691 и 38 Вг.693.

Боевую работу штурмовики «Бреге» начали 12 мая 1940 г., когда обе группы 18-го групмента атаковали вражеские колонны у Тонжерна. Самолеты GBA I/54 были встречены сильнейшим зенитным огнем. В итоге из 11 машин, отправившихся на задание, на аэродром вернулись только две, причем одна с такими повреждениями, что ремонту не подлежала. Группа GBA Н/54 потеряла в тот день 1 самолет из 7, вылетевших на штурмовку. 19-й групмент в то время ещё завершал освоение Вг.693, и в бой вступил только 20 мая, когда 14 машин штурмовали противника в районе Арраса.

Французский пикировщик Бреге Br-691 на аэродроме

Французский пикировщик Бреге Br-691 на аэродроме

В дальнейшем действия по колоннам войск противника оставались главной задачей штурмовых групп. Быстро был найден оптимальный способ боевого применения «Бреге» — атака с пикирования под углом примерно 45° со сбросом бомб на высоте примерно 300 м. При этом подход к цели выполнялся на бреющем полете. Такой прием позволял несколько снизить потери, которые были очень ощутимыми: до поражения Франции 18-й и 19-й групаменты выполнили около 500 самолетовылетов и потеряли 47 самолетов. Последние боевые вылеты состоялись 22 июня 1940 г. В боевых действиях использовались, преимущественно, Вг.693, хотя в июне отмечалось и применение Вг.695 — прежде всего, группой GBA П/54 (в боях было потеряно 2 Вг.695).

В отличие от большинства других самолетов, эвакуация которых в Северную Африку началась с 17 июня, пикирующие бомбардировщики (пикировщики) «Бреге» участвовали в боях вплоть до последнего дня кампании. В Северную Африку перелетели только 3 Вг.693. Оставшиеся во Франции самолеты вошли в состав ВВС Виши, сохранивших две штурмовые группы — GBA 1/51 и GBA П/54. В них наряду с Вг.693 имелось и несколько Вг.693. Когда в ноябре 1942 г. неоккупированная зона Франции была занята нацистами, эти самолеты стали немецкими трофеями. Германия передала их Италии, но применения «Бреге» новые хозяева так и не нашли.

Самолеты семейства Br.691/693/695 были далеко не худшими во французских ВВС, а опыт их боевого применения показал полезность штурмовиков в бою. Однако «ахиллесовой пятой» «Бреге» оказались двигатели. Моторы «Испано-Сюиза» оказались крайне ненадежными, «Гном-Рон» не подходили штурмовику по высотным характеристикам (они были оптимизированы для средних высот), а установка американских двигателей с большим, чем у французских, диаметром привела к снижению скорости.

Чертежи и схемы самолета Бреге Br-693

Французский пикировщик Бреге Br-691 на аэродроме

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image