«Бульдог» фирмы Бристоль — один из многих истребителей-бипланов, встретивших Вторую мировую войну уже на закате своей карьеры, но, тем не менее, успевших принять участие в боевых действиях. Разработка самолета началась ещё в середине 20-х гг. по спецификации F.9/26.
Спроектированный под руководством Ф.С. Барнуэлла истребитель представлял собой биплан с неубирающимся шасси, вполне традиционный в аэродинамическом отношении, но передовой с точки зрения технологии — цельнометаллический, с широким применением алюминиевых сплавов. Вооружение не отступало от стандарта 20-30-х гг. и было представлено парой 7,7-мм синхронных пулеметов «Виккерс».
Прототип, оборудованный 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения «Бристоль» «Юпитер» VII, впервые поднялся в воздух в мае 1927 г. В состязании с истребителями четырех других фирм изделие «Бристоля» одержало убедительную победу.
Поставки Королевским ВВС серийных «Бульдогов» начались в мае 1929 г. «Бульдог» сделал также неплохую экспортную карьеру. В общей сложности было выпущено более 400 таких истребителей.
Основные модификации Bristol «Bulldog»
- «Бульдог» Mk.II — двигатель «Юпитер» VII (450 л.с), по сравнению с прототипом увеличена длина фюзеляжа. Поставлено 92 серийные машины.
- «Бульдог» Mk.IIA — двигатель «Юпитер» VIIF, модифицированы элероны, внесены некоторые другие изменения в конструкцию. Изготовлено 268 самолетов.
- «Бульдог» Mk.IIIA — вариант с 9-цилиндровым двигателем «Бристоль» «Меркюри» IVS.2 (560 л.с). Построено 2 самолета.
- «Бульдог» Mk.IVA — двигатель «Меркюри» VIS.2 (640 л.с). Изготовлено 17 истребителей.
- «Бульдог» ТМ — двухместный учебный вариант. Двигатель «Юпитер» VIFH. С декабря 1932 г. изготовлено 70 самолетов.
Технические характеристики самолета «Бульдог» Mk.IVA
- Двигатель: Бристоль «Меркюри» VIS.2
- мощность, л.с.: 640
- Размах крыла, м.: 10,26
- Длина самолета, м.: 7,72
- Высота самолета, м.: 2,77
- Площадь крыла, кв. м.: 27,30
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1375
- взлетная: 1860
- Максимальная скорость, км/ч (на высоте 4880 м.): 335
- Скороподъемность, м/с: 7
- Практический потолок, м.: 10200
- Дальность полета, км.: 770
Боевое использование Bristol «Бульдог»
В Королевских ВВС «Бульдог» рассматривался как «истребитель прикрытия зоны», что обусловило довольно большую продолжительность полета (около 3 часов). На «Бульдогах» летали в общей сложности 10 истребительных эскадрилий, но к началу Второй мировой войны таких самолетов практически не осталось даже в школах. А вот в некоторых других странах карьера «Бульдогов» была более продолжительной.
8 «Бульдогов» поставили в Австралию, где последние из них долетали до 1940 г. 12 машин в 1929-1930 гг. поставили в Латвию. В 1930 г. 12 истребителей купила Эстония. 8 из них в 1937 г. было продано республиканскому правительству Испании, где «Бульдоги» приняли участие в гражданской войне. Четыре другие эстонские машины дослужили до момента вхождения Эстонии в состав СССР в 1940 г. Они вместе с пятеркой латвийских «Бульдогов» были приняты на баланс ВВС Красной армии, но реально не использовались.
Четыре самолета в 1931 г. купила Дания, но к моменту германского вторжения в апреле 1940 г. три уцелевшие машины были уже разоружены и использовались только как учебные.
11 Бристоль «Бульдогов» купила Швеция, причем к 1939 г. 9 из них было разбито в авариях, а два уцелевших передали Финляндии.
На рубеже 1934-1935 гг. 17 «Бульдогов» Mk.lVA поставили в Финляндию. К моменту начала «зимней войны» самолеты находились на вооружении истребительной авиагруппы Lelv 26. Именно на самолете этого типа была одержана первая воздушная победа ВВС Финляндии — 1 декабря 1939 г. Т. Уутту сбил советский истребитель И-16. В общей сложности, за период войны «Бульдоги» записали на свой счет 6 побед, но и свои потери были значительными — тихоходные самолеты не могли на равных сражаться с советскими истребителями.
Несмотря на получение двух «Бульдогов» Mk.IIA из Швеции, к 22 июня 1941 г. в эксплуатации находилось лишь 8 машин, использовавшихся как учебные. В ходе новой войны с СССР несколько самолетов передали из школ в разведывательную группу TLelv 17. Последние «Бульдоги» летали в ВВС Финляндии до начала 1944 г.
Для испытаний один «Бульдог» купили США, один — Япония (там даже собирались строить их по лицензии, но все ограничилось сборкой двух самолетов), два — Сиам (Таиланд).
Оставьте свой отзыв