Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Кертис SC «Seahawk» («Морской ястреб»)

Катапультный корабельный гидросамолет Кертис SC Seahawk

Катапультный корабельный гидросамолет Кертис SC Seahawk

С началом боевых действий на Тихом океане для чинов американского флота стало очевидным, что имеющиеся корабельные самолеты-разведчики не полностью удовлетворяют требованиям современной войны на море. Прежде всего это касалось их уязвимости от вражеских истребителей. Поэтому в июне 1942 г. Бюро аэронавтики выпустило требования к новому корабельному самолету с радикально улучшенными летными характеристиками. Вопреки установившейся практике, конкурс не объявляли — заказ на проектирование сразу передали фирме «Кертисс». Её конструкторы учли печальный опыт создания неудачного самолета S03C Seamew, и новую машину, получившую фирменный индекс «модель 97» и флотское обозначение SC, постарались сделать максимально простой. Отказались и от новаторства в области мотоустановок, применив старый и проверенный 9-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Райт» R-1820.

Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан чистых аэродинамических форм с низкорасположенным крылом и трехпоплавковым шасси (существовала возможность установки сменного колесного шасси). В отличие от практически всех других самолетов подобного назначения «модель 97» была одноместной. Самолет весьма напоминал японский поплавковый истребитель A6M2-N. На основе этого сходства некоторые авторы делают вывод о том, что создание SC происходило под прямым влиянием японской машины.

В марте 1943 г., после одобрения проекта, фирма «Кертисс» получила заказ на постройку пяти прототипов XSC-1 (три последних из них иногда относят к серийной партии). Первый XSC-1, оборудованный двигателем R-1820-62 (1350 л.с), вышел на летные испытания 16 февраля 1944 г. Машина показала отличные летные характеристики: с колесным шасси (неубирающимся) по скоростным качествам она не отставала от истребителя «Грумман» F4F.

Поставки серийных машин начались осенью 1944 г. ВМС США заказали в общей сложности 946 самолетов SC, но в связи с завершением войны объем выпуска ограничили 577 машинами (включая прототипы). Все самолеты фирма «Кертисс» производила на заводе в Колумбусе и поставляла на колесном шасси, поплавки поставляла фирма «Эдо» по отдельному контракту.

Фото гидросамолета Curtiss Seahawk на корабельной катапульте

Фото гидросамолета Curtiss Seahawk на корабельной катапульте.

Основные модификации гидросамолетов Кертис «Сихоук»

SC-1 — двигатель R-1820-62 (1350 л.с). Стрелковое вооружение — 2 12,7-мм пулемета «Браунинг» в крыле. Масса бомбовой нагрузки — до 300 кг. Под правой консолью крыла возможна подвеска контейнера с РЛС AN/APS-4. Экипаж — 1 человек. Изготовлено 562 серийные машины.

SC-2 — двигатель R-1820-76 (1425 л.с). Состав вооружения аналогичен SC-1. Подкрыльевые узлы модифицированы для обеспечения возможности подвески НАР. Изменен капот мотора, применен новый безпереплетный фонарь. Экипаж — 1 человек. Прототип XSC-2 переоборудован из серийного SC-1. Выпущено 10 серийных SC-2.

Поплавовый гидросамолет Кертис SC "Морской ястреб" на воде

Поплавовый гидросамолет Кертис SC «Морской ястреб» на воде.

Летно-технические характеристики Curtiss SC «Seahawk»

  • Двигатель: Райт R-1820-62
  • мощность, л.с:. 1350
  • Размах крыла, м.: 12,49
  • Длина самолета, м.: 11,08
  • Высота самолета, м.: 3,89
  • Площадь крыла, кв. м.: 26,01
  • Масса самолета, кг:
  • Пустого: 2867
  • Взлетная: 4082
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 504
  • Крейсерская: 210
  • Скороподъемность, м/с: 12,7
  • Потолок, м.: 11 370
  • Дальность полета, км.: 1000

Служба и боевое применение Кертис SC «Сихуок»

Транспортировка гидроплана по воде

Транспортировка гидроплана по воде

Поставки серийных гидропланов SC-1 на корабли ВМС США начались в октябре 1944 г. Первыми их получили тяжелые («большие») крейсера «Гуам» и «Аляска». Каждый корабль получил по 4 «Сихоука» из состава эскадрильи VCS-I6. Самолеты «Аляски» и «Гуама» участвовали в обстрелах объектов на Филиппинах и о. Окинава, а также и в других операциях завершающего периода войны на Тихом океане. Гидросамолеты SC-1 поступали также на легкие крейсера типа «Кливленд» и тяжелые — «Балтимор». Корабли этих типов составляли основу крейсерских сил американского флота в конце Второй мировой войны.

Весной—летом 1945 г. «Сихоуки» появились и на катапультах линкоров. К моменту капитуляции Японии на 49 линкорах и крейсерах было развернуто в общей сложности 139 SC-1. Помимо осуществления корректировки артиллерийского огня, они привлекались для противолодочного охранения, а также поисково-спасательных операций. В последнем случае «Сихоук» нес на подкрыльевых узлах сбрасываемые контейнеры с надувными спасательными плотиками.

В послевоенные годы количество боевых Curtiss «Seahawk» быстро сокращалось. К декабрю 1948 г. такие самолеты, сведенные в эскадрильи VO-1 и VO-2, оставались лишь на десяти кораблях. А в феврале следующего года последний корабль — линкор «Миссури» — сдал свои «Морские ястребы» на берег.

Самолет Кертис SC «Сихоук», вне всякого сомнения, являлся лучшим не только в США, но и, пожалуй, во всем мире корабельным гидросамолетом-корректировщиком эпохи Второй мировой войны. Однако поступление его на вооружение совпало по времени с внедрением совершенных радиолокационных комплексов, существенно снизивших потребности флота в самолетах подобного класса. А в послевоенное время «Сихоуки» были окончательно вытеснены палубными вертолетами.

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image