Одним из немногих образцов германской авиатехники 30-х гг., разрабатывавшимся исключительно на экспорт — без заказа со стороны рейхсминистерства авиации Германии, стал поплавковый самолет Дорнье Do-22. Проектирование велось с 1934 г. под фирменным обозначением Do C3, впоследствии рейхсминистерство авиации присвоило машине официальный индекс Do-22.
Самолет представлял собой одномоторный подкосный высокоплан цельнометаллической конструкции. Изначально в проект закладывалась возможность применения самолета как с поплавкового, так и с колесного шасси, а также установка оборудования и вооружения в соответствии с требованиями конкретного заказчика. С прицелом на зарубежные рынки выбрали и силовую установку — французский 12-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Y.
Испытания первого прототипа, построенного в поплавковом варианте Do-22W (встречается также обозначение Do-22/See), начались в 1935 г. Машина комплектовалась двигателем HS 12Ybrs (860 л.с). В марте 1938 г. начались испытания второго прототипа — Do-22L в варианте с колесным шасси. Ряд источников утверждают, что в общей сложности построили три прототипа, из них два в варианте гидросамолета.
Несмотря на активную рекламную кампанию, объем полученных зарубежных заказов был невелик. Начиная с июля 1938 г. выпустили 28 серийных машин, все — в гидроварианте.
Основные модификации гидросамолета Дорнье До-22
Dornier Do-22Kg — вариант для Греции, ставшей первым заказчиком этого самолета. Двигатель -HS 12Y21 (910 л.с). Стрелковое вооружение -2 7,92-мм пулемета «Браунинг» (синхронный и турельный). Масса бомбовой нагрузки -250 кг. Экипаж — 3 человека. В 1938-1939 гг. изготовлено 12 единиц (первый экземпляр вышел на испытания 15 июля 1938 г.).
Dornier Do-22Kj — вариант для Югославии. Двигатель — HS 12Ybrs (860 л.с). Поставки самолетов начались в конце 1938 г. Югославия получила 13 самолетов — 12 серийных и первый прототип.
Dornier Do-22Кl — вариант, предназначавшийся для Латвии. В 1939 г. оформлен заказ на четыре экземпляра, но до вхождения этого государства в состав СССР поставить самолеты не успели. Во второй половине 1941 г. машины проданы Финляндии (поэтому в литературе иногда встречается обозначение Do-22Kf).
Летно-технические характеристики гидросамолетов Dornier Do-22Kg
- Двигатель: Испано-Сюиза HS 12Y21
- мощность, л.с.: 910
- Размах крыла, м.: 16,20
- Длина самолета, м.: 13,12
- Высота самолета: 4,83
- Площадь крыла, кв. м.: 45
- Масса, кг:
- пустого самолета: 2545
- максимальная взлетная: 4300
- Максимальная скорость, км/ч:
- на высоте 4000 м.: 355
- на уровне моря: 280
- Скороподъемность, м/с: 8
- Практический потолок, м.: 8000
- Дальность полета, км.: 1600
Боевое использование Дорнье Do-18 в годы Второй мировой войны
В составе ВВС Греции самолетами Do 22Kg укомплектовали 12-ю миру взаимодействия с флотом. В октябре—ноябре 1940 г. самолеты привлекались для патрулирования прибрежных акваторий и сопровождения конвоев. Ввиду острой нехватки самолетов для поддержки сухопутных войск в декабре 1940 — январе 1941 г. 9 Do 22Kg переставили на колесные шасси и передали во 2-ю миру взаимодействия с армией. В дальнейшем они использовались как разведчики и (эпизодически) в качестве ночных бомбардировщиков на албанском фронте. В апреле 1941 г. все греческие Do 22Kg были уничтожены Люфтваффе (преимущественно на земле) — за исключением одного поплавкового самолета, которому удалось перелететь в Египет.
В морской авиации Югославии самолетами Do 22Kj к моменту нападения Германии в апреле 1941 г. было вооружено две эскадрильи — 20-я в Ораховаце (5 самолетов) и 25-я в Зларине (6 машин). К активной боевой работе они приступили 8 апреля. В тот день один из самолетов 20-й эскадрильи обнаружил в море и пытался атаковать крупный итальянский конвой, но был отогнан огнем зенитной артиллерии. Три других Do 22Kj бомбили порт Дураццо (Дуррес) в Албании. 10 апреля одиночные Do 22Kj вели разведку Бари и Бриндизи. Вылеты в эти районы повторились 12 апреля, а на следующий день три Do 22Kj совершили разведывательные полеты у побережья Албании. 16 апреля началась эвакуация в Египет. Цели достигли 7 Do-22Kj. Вместе с единственным греческим Do 22Kg они составили 2-ю эскадрилью (по британской терминологии — звено), поступившую в оперативное подчинение 230-й эскадрильи Королевских ВВС. В течение нескольких месяцев эти самолеты использовались для патрулирования прилегающих акваторий, пока нехватка запчастей не вынудила списать последние Do 22К.
В Финляндии самолеты Do 22К1 поступили на вооружение группы Lelv 6, выполнявшей патрулирование вод Финского залива. В зависимости от обстоятельств самолеты применялись как на поплавковом, так и на колесном шасси. В качестве боевых гидросамолетов Второй мировой они служили до 1944 г., а как вспомогательные — даже после войны, до 1952 г.
Самолет Дорнье Do-22К представлял собой весьма неплохой образец многоцелевого одномоторного моноплана, ориентированного на потребности небогатых стран. Однако в силу ряда обстоятельств он не получил широкого распространения.
Отличные аппараты были у Дорнье и даже авиамузей этой фирмы есть в Германии — все мечтаю съездить туда и сделать фото…