Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Дуглас RD/OA-4 «Dolphin» («Дельфин»)

Фото двухмоторной амфибии Дуглас "Дельфин".

Фото двухмоторной амфибии Дуглас "Дельфин".

В конце 20-х гг. фирма «Дуглас» начала разработку «летающей яхты» — двухмоторного гидроплана, ориентированного на частных потребителей. Машина, получившая название «Синбад», представляла собой летающую лодку-моноплан с высокорасположенным крылом. Двигатели с тянущими пинтами устанавливались на стойках над крылом. Конструкция планера была смешанной: металлическая лодка-фюзеляж и деревянное крыло. Первый экземпляр «Синбада» с моторами «Райт» J-5C (300 л.с.) вышел на испытания в июне 1930 г. Вопреки ожиданиям, заказов на летающую лодку не последовало. «Синбад» в 1931 г. купила Береговая охрана США, в составе которой самолет служил до ноября 1939 г.

Пытаясь сделать машину более привлекательной для потребителей, фирма решила превратить её из чистой летающей лодки в амфибию. Такой самолет назвали «Долфин» («Дельфин»). Помимо введения колесного шасси с убирающимися (поднимающимися выше ватерлинии) основными и хвостовым колесами, новая машина отличалась от «Синбада» очертаниями носовой части лодки и некоторыми другими изменениями. Помимо двух пилотов самолет вмещал 6—8 пассажиров. Изначально предполагалось применять амфибию как в гражданских, так и в военных целях.

Прототип «Долфина» не строился — в 1931 г. сразу начался выпуск серийных машин. В общей сложности до 1935 г. изготовили 58 таких самолетов — в основном военного назначения (22 для армейской авиации США, 11 для морской авиации и 11 — для Береговой охраны).

Основные модификации гидросамолётов Дуглас «Дельфин»

  • RD-1 (первоначально XRD-1) -транспортный вариант для ВМС. Двигатели «Райт» R-975E (435 л.с). Вооружение отсутствует. Экипаж — 2 чел. Вместимость — 6-8 чел. В 1931-1932 гг. поставлено 2 машины — одна для ВМС и одна для Береговой охраны (обозначалась RD — без цифрового индекса).
  • ОА-3 (первоначально Y1C-21, затем С-21) — вариант для авиации Армии США, в основном соответствовавший RD-1. Двигатели — «Райт» R-975-3 (350 л.с). Поставлено 8 единиц.
  • ОА-4 (первоначально Y1C-26, затем С-26) — увеличена площадь крыла, длина фюзеляжа, размеры вертикального оперения. Двигатели — «Пратт энд Уитни» R-985-1 (300 л.с), в 1936 г. замененные на R-985-9 (400 л.с), после чего обозначение самолетов сменили на ОА-4С. Построено 2 машины.
  • ОА-4А (первоначально Y1C-26А, затем С-26А) — вариант для авиации Армии США, отличавшийся незначительными деталями от ОА-4. Выпушено 8 самолетов, 4 из них переоборудовано в ОА-4С.
  • ОА-4В (первоначально С-26В) — двигатели «Пратт энд Уитни» R-985-9 (400 л.с). Поставлено 4 машины.
  • С-29 — аналог ОА-4 с двигателями «Пратт энд Уитни» R-1340-29 (550 л.с). Поставлено 2 самолета.
  • RD-2 — аналог Y1C-26 для авиации ВМС. Поставлено 4 машины, комплектовавшихся двигателями «Пратт энд Уитни» R-1340 различных модификаций мощностью 450-500 л.с.
  • RD-3 — моторы «Пратт энд Уитни» R-1340-4 или R-1340-96 (450 л.с). В 1934-1935 гг. поставлено 6 единиц.
  • RD-4 — вариант RD-3 для Береговой охраны. Комплектовались «гражданскими» двигателями «Пратт энд Уитни» «Уосп» С1 (420 л.с.) и имели увеличенный запас топлива. Поставлено 10 самолетов.

Летающие лодки Douglas Dolphin использовались в Береговой охране США для поисково-спасательных операций

Летающие лодки Douglas Dolphin использовались в Береговой охране США для поисково-спасательных операций.

Летно-технические характеристики летающей лодки Douglas OA-4 Dophin OA-4A

  • Двигатели: Пратт энд Уитни R-985-1
  • мощность, л.с.: 300
  • Размах крыла, м.: 18,29
  • Длина фюзеляжа, м.: 13,84
  • Высота самолета, м.: 4,62
  • Площадь крыла, кв. м.: 55
  • Масса самолета, кг.
  • пустого.: 2718
  • взлетная: 3888
  • Скорость, км/ч максимальная: 220
  • Время набора высоты, мин: 3050 м. — 21,1
  • Потолок, м.: 4025
  • Дальность полета, км.: 1115

Боевое использование гидросамолетов Douglas «Дельфин»

Гражданская летающая лодка Дуглас "Долфин"В авиации Армии США первым предназначением для самолетов ОА-3/ОА-4 стало поисково-спасательное обеспечение дальних перелетов бомбардировщиков США. Впоследствии их использовали в качестве связных и патрульных. Помимо континентальной части США они базировались на Гавайских островах, в зоне Панамского канала и на Филиппинах. К марту 1940 г. армейские ОА-3/ОА-4 сняли с вооружения.

В авиации ВМС амфибии RD различных модификаций применялись в качестве курьерских — для перевозок личного состава и срочных грузов. Один из самолетов RD-2 служил в качестве президентского самолета. Во Второй мировой войне принимали участие главным образом самолеты RD-4 авиации Береговой охраны. Они применялись для патрулирования прибрежных вод и поисково-спасательных операций на Тихом океане.

В 1940 г. пять гражданских «Долфинов» различных модификаций реквизировали Королевские австралийские ВВС. Самолеты поступили в состав 4-го звена связи и применялись в качестве транспортных в Австралии и на Новой Гвинее до 1944 г.

Один гражданский «Дельфин» в 1934 г. приобрели ВМС Аргентины.

Гидросамолёт-амфибия Douglas «Дельфин», задумывавшаяся прежде всего как гражданская машина, оказалась весьма подходящей для применения в качестве вспомогательного военного самолета. Однако изготовили их очень немного, и во Второй мировой войне принимали участие считанные экземпляры «Долфинов»[1].

ПРИМЕЧАНИЯ
  1. К слову говоря, современная индустрия выпускает сотни моделей игрушечных самолетов — сборные модели из бумаги, пластика, дерева и т.д. Некоторые мастера-умельцы предпочитают постройку моделей с нуля — по чертежам, с использованием афтермаркета и оригинальных фотографий. Существуют даже фирмы, специализирующиеся на радиоуправляемых копийных моделях самолетов. Безграничен океан фантазий. []

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image