Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

PZL-37 «Los» («Лось»)

Бомбардировщик PZL-37 Los (Лось)Двухмоторный средний бомбардировщик, разрабатывавшийся с 1934 г. под руководством Е. Домбровского. Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Машина отличалась чистотой аэродинамических форм.

Первый прототип PZL-37/I, оборудованный двигателями «Бристоль» «Пегасус» XIIB (875 л.с.) был облетан 13 декабря 1936 г. На второй машине PZL-37/II, вышедшей на испытания в ноябре 1937 г., получил более мощные моторы «Пегасус» XX (920 л.с.) и гидравлический механизм уборки-выпуска шасси вместо ручного. Также однокилевое оперение заменили двухкилевым.

Серийное производство развернулось в начале 1938 г., в общей сложности построено порядка 120 самолетов.

Основные модификации PZL-37 «Los»:

PZL-37A — двигатели «Пегасус» ХИВ (875 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,92-мм пулемета «Вик-керс» F (по 1 на подвижной установке в носовой части фюзеляжа, верхней и нижней установках). Максимальная масса бомбовой нагрузки — 2850 кг. Она размещалась в крыльевых и двух фюзеляжных бомбоотсеках. Экипаж — 4 чел. Построено 9 (по другим данным, 10) самолетов PZL-37A с однокилевым оперением и 17 (по другим данным, 19) PZL-37Abis с двухкилевым оперением.

PZL-37B — двигатели «Пегасус» XIX, ХХА или ХХВ (920 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,92-мм пулемета PWU обр. 37. Бомбовая нагрузка соответствует PZL-37A. Оперение двухкилевое. Построено около 90 единиц.

Летно-технические характеристики самолетов PZL-37Abis «Лось»

  • Двигатели: Бристоль «Пегасус» XIIB
  • мощность, л.с.: 875
  • Размах крыла, м.: 17,93
  • Длина самолета, м.: 12,92
  • Высота самолета, м.: 4,25
  • Площадь крыла, кв. м.: 53,51
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 4920
  • максимальная взлетная: 9105
  • Максимальная скорость, км/ч: 396
  • Практический потолок, м.: 4800
  • Дальность полета, км: с максимальной бомбовой нагрузкой: 1400
  • с 1760 кг бомб и 900-л дополнительным топливным баком: 2400

Боевое использование PZL-37 «Los»

По состоянию на 1 сентября 1939 г. ВВС Польши насчитывали 86 самолетов PZL-37, но лишь 36 из них находилось в боевых частях — двух дивизионах Бомбардировочной бригады: X (211-я и 212-я АЭ) и XV (216-я и 217-я АЭ). Почти все машины боевых частей принадлежали к модификации PZL-37В. Остальные «Лоси» числились в учебных частях, резерве и ремонте.

Первые три дня войны бомбардировщики провели в бездействии. Лишь 4 сентября 1939 г. 27 «Лосей» были брошены для бомбежки танковых колонн противника в районе Радомско-Пиотркув. Противнику удалось нанести значительный ущерб, но 7 самолетов были потеряны. Боевые вылеты, хотя и с меньшей интенсивностью, продолжались и в последующие дни. К 9 сентября потери достигли 16 машин, и в дивизионы Бомбардировочной бригады передали несколько «Лосей» из учебных частей. Группами по 3-4 машины самолеты продолжали вылетать на бомбардировки частей вермахта, продвигавшихся на юго-восток Польши. 10-11 сентября PZL-37 атаковали противника под Радомно, 12-го — под Равой-Мазовецкой, 14 сентября три «Лося» бомбили части вермахта западнее Львова, а 16-го семь бомбардировщиков выполнили последние боевые вылеты в сентябрьской кампании: четыре машины бомбили противника в районе Грубешов-Владимир-Волынский, а ещё три — у Влодавы.

17-18 сентября остававшиеся в летном состоянии машины эвакуировали на территорию Румынии. В общей сложности в оборонительных боях приняли участие примерно 45 PZL-37, потери составили 26 машин. «Лоси» выполнили 135 боевых самолето-вылетов (из них 25 на разведку), сбросив около 120 т бомб. Помимо потерь Бомбардировочной бригады, 18 самолетов учебного дивизиона были уничтожены вследствие немецких бомбардировок, а около 30 недостроенных машин пустили на слом.

Несколько «Лосей» стали немецкими и советскими трофеями, но использовались они лишь для испытаний. Гораздо более насыщенной была карьера этих машин в Румынии. Туда перелетели 27 PZL-37A и В -17 из боевых частей и 10 из учебных. Самолетами укомплектовали 4-ю бомбардировочную группу (76-ю и 77-ю АЭ). 25 июня 1941 г. три её «Лося» бомбили г. Кошице (в то время принадлежавший Венгрии). Этот налет, приписанный советским бомбардировщикам, стал поводом для вступления Венгрии в войну против СССР.

В июле-августе 1941 г. румынские «Лоси» участвовали в налетах на Одессу и её окрестности, где было сбито 4 PZL-37. Осенью 1941 г. 4-ю группу вывели в Румынию, а её эскадрильи превратили в учебные. В 1943 г. вследствие списания самолетов 77-я АЭ была расформирована, а все уцелевшие «Лоси» были сосредоточены в 76-й эскадрилье.

В апреле-мае 1944 г. она вновь привлекалась к боевым действиям, нанося удары по наступающим советским войскам. В послевоенное время последние PZL-37 эксплуатировались в Румынии до начала 50-х гг. в качестве буксировщиков мишеней.

PZL-37 являлся наиболее современным боевым самолетом польских ВВС в оборонительной войне 1939 г. Компактный и изящный бомбардировщик имел летные данные на уровне немецких, британских, советских самолетов этого класса, а его бомбовая нагрузка превышала аналогичный показатель конкурентов в полтора-два раза. Однако эффект от участия «Лосей» в войне оказался минимальным — слишком мало их было.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image