Двухмоторный поплавковый моноплан смешанной конструкции (с преобладанием древесины) с высокорасположенным крылом, угловатым фюзеляжем и мотогондолами, размещенными на подкосах между крылом и фюзеляжем Центр NC-470 разрабатывался с 1934 г. на фирме «Фарман» под руководством Рока и Каресса в инициативном порядке как учебная машина, призванная заменить используемые в этом качестве устаревшие гидропланы.
Первоначально проект обозначался F.470, но после вхождения фирмы «Фарман» в государственный концерн SNCAC, обозначение поменяли на NC.470. Проект был готов к концу 1935 г., а в феврале следующего года его представили военным. Те высказали несколько замечаний относительно силовой установки и некоторых других деталей, но в целом проект одобрили. Фирме выдали заказ на первую партию в 10 самолетов, причем без поплавков — в целях экономии предполагалось использовать поплавки от снимаемых в то время с вооружения торпедоносцев «Фарман» F. 168.
Прототип NC.470.01 впервые поднялся в воздух (на колесном шасси) 27 декабря 1937 г. Весной следующего года он прошел испытания на поплавках, а летом 1938 г. начались поставки серийных машин.
Впоследствии заказ увеличили до 45 экземпляров, но реально на заводе в Туссу-ле-Нобль успели построить лишь 25 (по другим данным — 35) самолет.
Основные модификации Centre (SNCAC) NC-470
- NC.470 — 9-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 9Акх (480 л.с). Стрелковое вооружение — 1 7,5-мм пулемет «Дарн» на верхней турели (предусмотрена возможность установки ещё двух таких пулеметов в носовой и нижней установках). Масса бомбовой нагрузки — 200 кг (4 50-кг бомбы). Экипаж — 6 чел. (инструкторы и курсанты). Выпущено 24 (по другим данным, 34) машины.
- NC.471 — двигатели «Гном-Рон» GR 9Kgr (500 л.с). Вооружение и состав экипажа аналогичны NC.470. Заказано 5 машин, но изготовлена лишь одна.
- Не был реализован проект NC.472, предусматривавший применение американских моторов «Пратт энд Уитни» S3H-1-G «Уосп» — работы по нему прекратили в декабре 1939 г.
Летно-технические характеристики гидросамолета
- Двигатели: Гном-Рон GR 3Акх
- мощность, л.с.: 480
- Размах крыла, м.: 24,45
- Длина самолета, м.: 16,10
- Высота самолета, м.: 4,85
- Площадь крыла, кв. м.: 95,00
- Масса, кг:
- пустого самолета: 3710
- взлетная: 6000
- Скорость, км/ч:
- Максимальная: 230
- Крейсерская: 190
- Время набора высоты 2000 м, мин.: 9,6
- Потолок, м.: 6000
- Дальность полета, км.: 1140
Боевое использование гидросамолетов Centre NC.470 в годы войны
Несмотря на то что SNCAC NC.470 изначально задумывался как чисто учебная машина, командование морской авиации, ощущая нехватку морских патрульных самолетов, приняло решение направить новые гидропланы в боевые эскадрильи. К моменту вступления Франции во Вторую мировую войну 3 сентября 1939 г. эскадрилья 3S4 получила три NC.470 и один NC.471. Впоследствии NC.470 поступали в школу морской авиации в Уртэне. К концу года она располагала 14 такими самолетами, а по состоянию на 2 мая 1940 г. там находилось 24 машины (включая переданные из 3S4). Когда 10 мая началось немецкое наступление, несколько NC.470 из школы передали в эскадрилью Е11. Позже четыре NC.470 перебросили в Карубу (Тунис), где их пытались использовать для поиска итальянских кораблей и подводных лодок.
После поражения Франции самолеты Centre NC.470 вернулись вновь в учебные части. Когда в ноябре 1942 г. Вермахт занял южную часть страны, немецкими трофеями стали 14 NC.470. Непродолжительное время они применялись как учебные, причем несколько машин переставили на колеса. От планов переделать NC.470 в транспортные или передать Италии отказались ввиду изношенности самолетов. Архаично выглядевший Centre NC.470 оказался «лишним» самолетом, не нашедшим широкого применения. Создание специализированного учебного гидроплана не было среди приоритетов французской морской авиации — что отразилось и на затянутых сроках внедрения машины.
Оставьте свой отзыв