Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фарман F.221 (F.222)

Тяжелый бомбардировщик Фарман Ф-221

Тяжелый бомбардировщик Фарман Ф-221

Семейство тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков фирмы Фарман разрабатывались ещё с середины 20-х гг. под руководством М. Рока. Типичное для фирмы «Фарман» подкосное высокорасположенное крыло со значительной хордой и толщиной сочеталось в них с угловатым фюзеляжем прямоугольного сечения. Силовая установка состояла из четырех двигателей, объединенных в тандемные пары, каждая из которых приводила в движение тянущий и толкающий винты. Двигатели устанавливались на концах пары коротких крыльев, выступавших из нижней части фюзеляжа.

Прототип F.220.01, оборудованный 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Lbr (600 л.с.) впервые поднялся в воздух 26 мая 1932 г. Военными он не был принят, но стал основой для машины F.221.01, отличающейся другим составом силовой установки, измененным хвостовым оперением и усовершенствованными стрелковыми башнями. Он вышел на испытания в мае 1933 г., а с 1935 г. такие самолеты строились небольшой серией. Сам же прототип F.221.01 был перестроен в вариант F.222.01 с убирающимся шасси вместо неубираемого.

В такой конфигурации самолет испытывался во второй половине 1935 г., а затем строился серийно.

Общий объем выпуска военных вариантов F.221/222 (включая прототип) составил 47 единиц.

Основные модификации Фарман F.221

  • Farman F.221 — 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 14Kdrs (800 л.с). Стрелковое вооружение — три 7,5-мм пулемета (по 1 в носовой и верхней башнях, а также нижней полуубирающейся установке). Масса бомбовой нагрузки — 2000 кг. Экипаж -5 человек. До апреля 1936 г. выпущено 10 самолетов.
  • Farman F.222.1 — моторы GR 14Kirs (870 л.с). Установлено убирающееся шасси. Стрелковое вооружение аналогично F.221. Масса бомбовой нагрузки — 2500 кг (максимальная — 4200 кг). Изготовлено 11 машин.
  • Farman F.222.2 — моторы GR 14N11/15 (950 л.с). Модифицирована носовая часть фюзеляжа. До 1938 г. выпущено 24 единицы.

Технические характеристики самолета Farman F.222.2BN5

  • Двигатели: Гном-Рон GR 14N11/15
  • мощность, л.с.: 950
  • Размах крыла, м.: 36,0
  • Длина самолета, м.: 21,46
  • Высота самолета, м.: 5,19
  • Площадь крыла, кв. м.: 188,7
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 10 400
  • нормальная взлетная: 15 200
  • максимальная взлетная: 18 705
  • Скорость максимальная, км/ч: 321
  • Время набора высоты 4000 м, мин.: 13,5
  • Потолок, м.: 8000
  • Дальность полета с бомбовой нагрузкой 2500 кг, км.: 2000

Боевое использование самолётов Фарман Ф-221

К началу Второй мировой войны самолеты F.221 были выведены в резерв или в колонии — на них летала эскадрилья ЕВ 2/41 в Индокитае. Более современные F.222 состояли на вооружении двух групп 15-й бомбардировочной эскадры, а 5 самолетов этого типа с июля 1939 г. служили в Сенегале, в составе смешанной авиагруппы GAA 43. Эти самолеты с начала войны патрулировали побережье Западной Африки в поисках надводных кораблей и подводных лодок противника. В ноябре 1939 г. три Farman F.222 передали морской авиации. Они были оборудованы дополнительными топливными баками, занимающими 2 из 4-х секций бомбоотсека. Самолеты вошли в состав эскадрильи 10Е и с середины января 1940 г. базировались в Марокко, осуществляя патрульные полеты в Атлантике.

Фотография Farman F.221 на аэродроме. Хорошо видны тандемные авиадвигатели

Фотография Farman F.221 на аэродроме. Хорошо видны тандемные авиадвигатели

Самолеты 15-й эскадры начали боевую работу в ночь на 22 декабря 1939 г., но бомб они не сбрасывали — летая над городами Германии и оккупированной Чехии, разбрасывали листовки и вели разведку. Лишь 14 мая 1940 г. начались ночные бомбардировочные налеты на цели в Рейнской области, Вюртемберге и Баварии. До 15 июня, когда был получен приказ о перебазировании в Северную Африку, самолеты GB 1/15 и GB 11/15 сбросили на противника около 135 т бомб. Боевых потерь не было, лишь один самолет разбился при неудачной посадке в ночь на 1 июня. В качестве бомбардировщика использовался и один из флотских Фарманов F.222 — с 14 по 22 июня 1940 г. он совершил несколько ночных налетов на объекты в Италии.

После поражения Франции группа GB 11/15 была расформирована, a GB 1/15 — реорганизована в транспортную. Остававшиеся в Индокитае самолеты F.221 эскадрильи ЕВ 2/41 в январе 1941 г. в ходе конфликта с Таиландом совершили несколько боевых вылетов на аэродромы противника, но к концу года были списаны. Фарманы F.222 выполняли транспортные задачи в Сирии и Северной Африке, а после высадки союзников в Марокко 4 машины вошли в состав ВВС Свободной Франции и эксплуатировались до конца 1943 г.

Самолеты Farman F.221/222 принадлежали к тому же поколению тяжелых бомбардировщиков, что и советские ТБ-3. И так же, как ТБ-3, их французские «одноклассники» к началу Второй мировой войны безнадежно устарели.

Чертежи и схемы Фарман F.221

Чертежи Фарман Ф.222

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image