Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Глостер «Метеор»

Фото реактивного истребителя Глостер "Метеор" ВВС Великобритании

Фото реактивного истребителя Глостер "Метеор" ВВС Великобритании

Истребитель Глостер «Метеор» стал первым британским реактивным самолетом, вступившим в бой (и вторым в мире после Мессершмитт Me-262). Начал проектироваться в августе 1940 г. под руководством Дж. Картера. Исходя из относительно небольшой тяги создававшихся в то время турбореактивных двигателей, для самолета выбрали двухмоторную схему с размещением ТРД на крыле (это обеспечивало наиболее удобный подход для обслуживания капризных двигателей).

В декабре 1940 г. была готова общая компоновка машины, получившей индекс G.41. В аэродинамическом плане машина представляла собой вполне обычный моноплан с прямым крылом, горизонтальным оперением, поднятым примерно на середину высоты киля, и трехстоечным шасси с носовым коле сом. Самолет должен был получить вооружение из 4 20-мм пушек и гермокабину. Общие требования к машине определялись спецификацией F.9/40.

Готовность G.41 к практическому применению (так же, как и его немецкого реактивного самолёта Me-262) определялась, в первую очередь, готовностью двигателей. Министерство авиации заказало 500 новых машин и требовало, чтобы поставки начались в середине 1942 г., но первый из восьми прототипов, укомплектованный двигателями «Де Хэвилленд» Н.1 (предусмотренные проектом ТРД «Уиттл» W.2B ещё не были готовы) вышел на испытания лишь 5 марта 1943 г. Вторая машина с ТРД W.2B впервые поднялась в воздух 17 июня 1943 г. За ней последовали и остальные прототипы, а выпуск серийных «Метеоров» начался только в январе 1944 г.

Общий объем производства превысил 1500 экземпляров, но подавляющее большинство из них было выпущено уже после войны. Производство «Метеоров» продолжалось до 1956 г.

Летно-технические характеристики самолетов «Метеор» F Mk.1

  • Двигатели: Роллс-Ройс  «Дервент» I
  • тяга, кгс: 910
  • Размах крыла, м.: 13,1
  • Длина самолета, м.: 12,6
  • Высота самолета, м.: 3,96
  • Площадь крыла, кв. м.: 34,8
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 4771
  • взлетная: 5341
  • максимальная взлетная: 6257
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • у земли: 661
  • на высоте 9144 м.: 718
  • Скороподъемность, м/с.: 11
  • Практический потолок, м.: 13100
  • Дальность полета, км.: 850

Основные модификации Глостер «Метеор»

«Метеор» F Мк.1 — двигатели «Роллс-Ройс» W.2B/23 «Уэлланд» I (770 кгс). Вооружение — 4 20-мм пушки «Бритиш Испано» Mk.V (боекомплект 150 снарядов на ствол). Построено 20 самолетов, являвшихся, по сути, предсерийной партией.

«Метеор» F Мк.3 — первая крупносерийная модификация. ТРД «Роллс-Ройс» W.2B/37 «Дервент» I (910 кгс) или IV (1090 кгс), но на первых 15 самолетах -W.2B/23C «Уэлланд». Стрелковое вооружение аналогично F Мк.1; под крылом возможна подвеска 2 454-кг авиабомб или 16 НАР. Существенно увеличен запас топлива, установлен новый фонарь кабины. С сентября 1944 г. выпущено 210 самолетов.

В послевоенные годы появились многочисленные модификации «Метеора» с более мощными двигателями, модифицированным оборудованием и пр.: истребители F Мк.4 и F Мк.8, истребители-разведчики FR Мк.9, разведчики PR Mk.10, ночные истребители NF Mk.11, 12, 13 и 14, учебные Т Мк.7, а также буксировщики мишеней ТТ Мк.20 и дистанционно управляемые самолеты-мишени U Мк.15, 16 и 21.

Боевое использование реактивных Gloster «Meteor»

Gloster Meteor в полётеПервой эскадрильей, вооруженной «Метеорами» (и единственной, летавшей на самолетах модификации F Мк.1) стала 616-я АЭ, приступившая к переучиванию в июле 1944 г. Процесс освоения новой машины затруднений не вызвал — основной проблемой стало освоение шасси с носовой стойкой. Ввиду высоких скоростных качеств реактивного истребителя первой задачей, поставленной перед эскадрильей, стал перехват самолетов-снарядов V-1. 4 августа 1944 г. была одержана первая победа, а в дальнейшем пилоты «Метеоров» при перехвате самолетов-снарядов широко использовали прием «tip and run»: приблизившись к цели, вводили истребитель в вираж. Гироскопический автопилот V-1 не мог справиться с внезапными возмущениями, вызванными потоком воздуха от истребителя, и, потеряв управление, самолет-снаряд падал.

В середине декабря 1944 г. 616-я АЭ начала получать «Метеоры» F Мк.3. В январе 1945 г. 4 «Метеора» были передислоцированы на континент — на один из бельгийских аэродромов, где несли дежурство в системе ПВО. С апреля эскадрилья в полном составе базировалась в Нидерландах, летая на вооруженную разведку и штурмовку наземных целей. До конца войны не было зафиксировано ни одного воздушного боя между «Метеорами» и самолетами Люфтваффе, хотя, например, 2 мая при штурмовке аэродромов 616-я АЭ в нескольких вылетах уничтожила 46 самолетов противника. В апреле 1945 г. начала освоение «Метеоров» F Мк.3 вторая часть — 504-я АЭ, но до окончания войны она так и не достигла боеготовности.

В послевоенные годы Глостер «Метеор» стал одним из основных истребителей Королевских ВВС. Кроме того, такие машины поставлялись в Бельгию и Нидерланды (в этих двух странах также строились по лицензии), Данию, Францию, Австралию, Израиль, Сирию, Египет, Аргентину, Бразилию и Эквадор. Самолеты этого типа участвовали в войне в Корее (австралийские), Суэцком конфликте 1956 г. (британские, израильские, египетские). Королевские ВВС использовали их в локальных конфликтах в Кении, Адене, Малайе, на Кипре, ВВС Франции — в Алжире. Эксплуатация «Метеоров» в строевых частях Королевских ВВС продолжалась до 1961 г., а в ряде стран (например, в Бразилии и Эквадоре) они служили до начала 70-х гг.

Создаваемый с 1940 г., Глостер  «Метеор» по-настоящему проявил свой потенциал уже в послевоенное время — его развитие, как и других реактивных истребителей первого поколения, тормозилось проблемами с силовой установкой.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image