Двухмоторная летающая лодка цельнометаллической конструкции Грумман JRF Goose («Гусь») конструктивно представляет собой высокоплан с двигателями, размещенными на передней кромке крыла. Разрабатывалась с 1936 г. по заказу группы американских бизнесменов как самолет-амфибия для деловых полетов. Трехопорное шасси с хвостовым колесом убиралось в фюзеляж. Проектирование самолета под фирменным индексом G-21 возглавил Л. Грумман.
Прототип с 9-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения «Пратт энд Уитни» «Уосп Джуниор» SB (450 л.с.) впервые поднялся в воздух 29 мая 1937 г. Было выпущено 12 гражданских G-21, а также 30 G-21A (отличавшихся увеличенной взлетной массой).
Один из серийных G-21A в 1938 г. переоборудовали в прототип военного многоцелевого транспортного самолета, получившего фирменное обозначение G-26 и флотское XJ3F-1. По результатам его испытаний Бюро аэронавтики сделало вывод о целесообразности принятия самолета на вооружение и заказало первую партию. До октября 1945 г. изготовлено 345 самолетов гидросамолётов «Гусь».
Основные модификации Грумман JRF «Гусь»
- Grumman G-21B — вариант для Португалии, единственная «чистая» летающая лодка (не амфибия) в семействе самолетов «Гусь». Двигатели «Уосп Джуниор» SB (450 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,62-мм пулемета «Браунинг» в носовой и верхней установках. Масса бомбовой нагрузки — 100 кг (2 50-кг бомбы на подкрыльевых узлах). Экипаж — 3-4 чел. Изготовлено 12 экземпляров, поставленных заказчику в апреле-мае 1940 г.
- Grumman JRF-1 — серийный вариант XJ3F-1. Двигатели R-985-48 (450 л.с). Экипаж — 1-2 чел, вместимость — 5—7 пассажиров. В сентябре 1939 -январе 1940 г. поставлено 10 самолетов, в т.ч. 5 машин модификации JRF-1A, приспособленных для буксировки мишеней и аэрофотосъемки.
- Grumman JRF-2 — вариант для авиации Береговой охраны. Двигатели — R-985-SB2. Грузовой/пассажирский отсек приспособлен для перевозки раненых на носилках. С июля 1939 г. по май 1940 г. поставлено 7 единиц.
- Grumman JRF-3 — аналог JRF-2 с автопилотом и противообледенительной системой. В ноябре 1940 г. поставлено 3 самолета для авиации Береговой охраны.
- Grumman JRF-4 — аналог JRF-1 с двигателями R-985-50 и возможностью подвески до 300 кг бомб (2 147-кг глубинные или 2 113-кг обычные бомбы на подкрыльевых узлах). С декабря 1940 г. по май 1941 г. авиации ВМС США поставлено 10 самолетов, ещё 2 переоборудовано в 1942 г. из гражданских G-21A.
- Grumman JRF-5 — двигатели R-985-AN6 (450 л.с). Имели люк для фотосъемки и возможность буксировки мишеней как на JRF-1A, автопилот как на JRF-3 и бомбодержатели как на JRF-4. С июня 1941 г. по май 1945 г. выпущено 184 самолета. 24 машины, переданные Береговой охране, обозначались JRF-5G. Три самолета, поставленных Великобритании, обозначались «Гусь» Mk.I, а три, переданных Канаде — «Гусь» Mk.II.
- Grumman JRF-6B — вариант для Великобритании, предназначавшийся для подготовки штурманов. Британское обозначение — «Гусь» Mk.I А. Изготовлено 50 самолетов, из них 44 поставлено Великобритании, 5 (под обозначением ОА-9) — ВВС Армии США и один — Боливии.
- Grumman ОА-9 — вариант G-21 для Армии США, рассчитанный на 6 пассажиров. Двигатели — R-985-17 (450 л.с). С ноября 1938 г. по октябрь 1939 г. поставлено 26 самолетов.
- ОА-13 — мобилизованные гражданские G-21 А, поступившие в ВВС Армии США в 1942 г. (3 ОА-13А) и в 1945 г. (2 ОА-13В).
Удачная многоцелевая амфибия Грумман «Гусь» проектировалась как гражданский гидросамолёт.
Лётно-технические характеристики гидросамолетов Grumman JRF-5
- Двигатели: Пратт энд Уитни R-985-AN6
- мощность, л.с.: 450
- Размах крыла, м.: 14,94
- Длина самолета, м.: 11,74
- Высота самолета, м.: 4,93
- Площадь крыла, кв. м.: 43,9
- Масса самолета, кг:
- пустого: 2466
- взлетная: 3636
- Скорость, км/ч:
- максимальная: 324
- крейсерская: 308
- Скороподъемность, м/с.: 5,6
- Потолок, м.: 6495
- Дальность полета, км.: 1030
Служба и боевое применение летающих лодок Grumman Goose
В морской авиации США амфибии JRF поступали во вспомогательные эскадрильи, дополнив одномоторные машины J2F. Их главными задачами были связь, перевозка пассажиров и грузов, а также обеспечение спасения на море. Машины JRF-4 и JRF-5 эпизодически привлекались и для патрулирования прибрежных акваторий.
Двухмоторные амфибии «Гусь» Береговой охраны, помимо поисково-спасательных операций, привлекались для картографирования местности. С началом Второй мировой войны их начали использовать для противолодочного патрулирования прибрежных районов в рамках «патруля нейтралитета». Аналогичные задачи «Гусь» решали вплоть до 1945 г.
В авиации Армии США машины ОА-9 и ОА-13 заменили устаревшие амфибии «Дуглас» ОА-3 и ОА-4. Служили они в качестве штабных транспортных и морских спасательных.
Португальские G-21B служили как патрульные и транспортные до начала 50-х гг.
В Великобритании самолеты «Гусь» Mk.IA применялись в основном в Вест-Индии. В частности, на них летала 749-я учебная эскадрилья авиации Королевского флота, дислоцировавшаяся на о. Тринидад.
Шесть самолетов «Гусь» получили Королевские австралийские ВВС. Их эксплуатировала 1-я аэромедицинская часть, действовавшая на Средиземноморском ТВД.
Один гражданский Grumman G-21 до войны был приобретен авиацией японского Императорского флота, где эксплуатировался под обозначением LXG.
Франция получила 17 самолетов «Гусь» (12 в 1952 г. и 5 в 1954 г.). Они широко применялись в Индокитае, а затем в Алжире как самолеты связи, а также как штурмовики. В последнем качестве французские амфибии получили 4 бомбодержателя для 50-кг бомб и 2 7,62-мм пулемета в носовой части, а некоторые — ещё и спаренные 7,62-мм пулеметы в проеме левой двери. Последние из них были списаны в 1961 г.
В послевоенное время самолеты JRF в небольшом количестве поступали в ВВС или ВМС Аргентины, Боливии, Бразилии, Кубы, Парагвая, Перу, Японии и Швеции.
Созданный как бизнес-гидросамолет, Грумман «Goose» оказался, пожалуй, наиболее удачной легкой амфибией середины 20-го века. В послевоенные годы десятки таких «демобилизованных» машин попали в частные руки. Они проходили всевозможные модернизации и переоборудования, и к настоящему времени около 30 из них все ещё эксплуатируется. Более того, в 2007 г. одна из небольших американских фирм возобновила выпуск таких машин под обозначением G-21G «Super Goose» (с турбовинтовыми двигателями).
Оставьте свой отзыв