Представитель большого семейства одномоторных цельнометаллических бипланов различного назначения Хоукер Оспрей был разработан конструкторами фирмы «Хоукер». Созданный на базе легкого бомбардировщика «Харт», «Оспрей» представлял собой морской разведчик-корректировщик, приспособленный для действий как с колесного, так и с поплавкового шасси.
Прототип испытывался летом 1930 г. Серийный выпуск начался в 1932 г.
До 1935 г. изготовили 132 машины.
Основные модификации
«Оспрей» Mk.I (37 самолетов) и Mk.II (14 единиц) отличались типом поплавков. Двигатель -12-цилиндровый жидкостного охлаждения «Роллс-Ройс» «Кестрел» IIMS (535 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета (синхронный «Виккерс» и турельный «Льюис»). Возможна подвеска до 100 кг бомб. Экипаж — 2 чел.
«Оспрей» Mk.III — внесены изменения в электрооборудование, самолет укомплектован спасательной надувной лодкой. Силовая установка, стрелковое и бомбовое вооружение соответствуют прежним модификациям. Выпущено 52 машины.
«Оспрей» Mk.IV — двигатель «Кестрел» V (640 л.с). Изготовлено 26 единиц.
«Оспрей» для Швеции — поплавковый гидросамолет с 9-цилиндровым мотором воздушного охлаждения «Бристоль» «Меркюри» VIA (600 л.с). Стрелковое вооружение — 2 8-мм пулемета т/22 (синхронный и турельный). Экипаж -2 чел. В 1934—1935 гг. поставлено 6 машин.
Лётно-технические характеристики самолетов Хоукер «Оспрей» Mk.IV
- Двигатель: Роллс-Ройс «Кестрел» V
- мощность, л.с.: 640
- Размах крыла, м.: 11,28
- Длина самолета, м.:
- на колесном шасси: 8,94
- на поплавках: 9,70
- Высота самолета (на колесном шасси), м.: 3,17
- Площадь крыла, кв. м.: 31,49
- Масса, кг:
- пустого самолета: 1544
- взлетная: 2245
- Максимальная скорость, км/ч:
- с колесным шасси: 283
- на поплавках: 270
- Потолок, м.: 7165
- Дальность полета, км.: 520
Боевое использование гидропланов Hawker Osprey в годы Второй мировой войны
В авиации Королевского флота самолеты «Оспрей» применялись как в палубных эскадрильях авианосцев, так и в качестве катапультных разведчиков на крейсерах. Но в 1938 г. такие самолеты были сняты с вооружения боевых частей. До 1940 г. остававшиеся в строю «Оспрей» (как на колесном, так и на поплавковом шасси) применялись в ВВС Великобритании в качестве самолетов связи и буксировщиков мишеней.
В Швеции «Оспрей» получил обозначение S9. Самолеты этого типа служили в качестве разведчиков-корректировщиков на гидрокрейсере «Готланд» до 1943 г., после чего были переданы на береговые базы. Некоторое время они применялись для прибрежного патрулирования, а затем до 1947 г. служили как буксировщики мишеней.
Два экземпляра«Оспрей»Мк.III поставили Португалии, а одну машину, с мотором «Испано-Сюиза» HS 12Xbrs — Испании.
Хоукер «Оспрей» представлял собой отличный пример приспособления удачного сухопутного самолета для применения в качестве морской машины – поплавкового гидросамолёта. Однако к началу Второй мировой войны этот аэроплан успел устареть и не нашёл должного применения в боевых условиях.
Оставьте свой отзыв