Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Хеншель Hs-123

Биплан-пикировщик Люфтваффе Хеншель Hs-123

Биплан-пикировщик Люфтваффе Хеншель Hs-123

Хеншель Hs-123 (в отечественны хдокументах — Хш-123) — одномоторный одноместный биплан с неубирающимся шасси, разрабатывавшийся с 1933 г. под руководством Ф. Николауса. Машина проектировалась под 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения BMW 132А-3 (650 л.с.) и вооружение из 2 синхронных 7,92-мм пулеметов MG 17 и 4 50-кг бомб. Три прототипа пикировщика были готовы к началу лета 1935 г., но вскоре два из них были разбиты — при попытке вывода из пикирования самолеты разрушались в воздухе, а пилоты гибли. Расследование показало, что причиной катастроф является недостаточная прочность центроплана.

На дополнительно заказанном четвертом прототипе (Hs 123V4), вышедшем на испытания в августе 1935 г., этот узел был усилен, и теперь самолет легко выходил из пикирования под углом более 80°. В итоге, самолет признали пригодным к серийному производству. Два прототипа Хеншель Hs 123V5 и Hs 123V6 должны были стать прототипами для Hs 123В и С, но эти варианты серийно не строились.

Объем серийного выпуска, продолжавшегося до октября 1938 г., составил 255 единиц (116 построено «Хеншелем» и 129 — фирмой AGO).

Основная модификация Хеншель Hs-123

Hs 123А — двигатель BMW 132Dc (880 л.с). Стрелковое вооружение — 2 синхронных 7,92-мм пулемета MG 17. Бомбовая нагрузка — 1 250-кг бомба под фюзеляжем (вместо неё возможна подвеска ПТБ), 4 50-кг бомбы под крылом (вместо них возможна подвеска 2 контейнеров с 92 2-кг осколочными бомбами). Построено 16 предсерийных Hs 123А-0 и 229 серийных Hs 123А-1.

Летно-технические характеристики самолета Henschel Hs 123А

  • Двигатель: BMW 132DC
  • мощность, л.с.: 880
  • Размах крыла, м.: 10,50
  • Длина самолета, м.: 8,33
  • Высота самолета, м.: 3,20
  • Площадь крыла, кв. м.: 24,85
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1500
  • взлетная: 2215
  • Максимальная скорость, км/ч: 341
  • Скороподъемность, м/с: 15
  • Практический потолок, м.: 9000
  • Дальность полета, км:
  • с ПТБ: 860
  • с 200 кг. бомб: 480

Боевое использование бипланов Хеншель Хш-123

Осенью 1936 г. первые Hs 123А начали поступать в группы пикировщиков, но их карьера в этом качестве оказалась короткой — вскоре на смену им пришли Ju 87. «Хеншели» же были переклассифицированы в штурмовики. Именно в этом качестве они применялись в гражданской войне в Испании — в декабре 1936 г. туда прибыли 5 Hs 123А, а впоследствии поставлено ещё 11 машин (в ВВС Испании последние из них летали до 1945 г.).

Опыт применения штурмовиков в Испании был признан удачным. В августе 1938 г. самолетами Hs 123А вооружили 2 штурмовые группы, но спустя три месяца их расформировали. Единственной штурмовой частью люфтваффе накануне Второй мировой войны была инструкторская группа ll(Schl.)/LG 2, располагавшая 40 Hs 123А. В ходе Польской кампании группа взаимодействовала с 16-м танковым корпусом вермахта, штурмуя опорные пункты и скопления войск противника. Потери составили 3 самолета.

С 10 мая 1940 г. группа ll(Schl.)/LG 2 (50 самолетов, из них 45 исправных) поддерживала войска 6-й армии, атаковавшей Бельгию, затем взаимодействовала с танковой группой Клейста, принимала участие в боях под Седаном, а с 21 мая была придана 19-му танковому корпусу Гудериана. После блицкрига на Западе группу начали перевооружать истребителями-бомбардировщиками Bf 109Е, но отряд 10.(Schl.)/LG 2 на Hs 123А участвовал в войне против Югославии и Греции.

По состоянию на 22 июня 1941 г. в составе ll(Schl.)/LG 2 наряду с 38 Bf 109Е имелось и 22 Hs 123А. В начальном периоде войны против СССР «хеншели» действовали на северном направлении, затем участвовали в сражениях у Брянска и Вязьмы, «битве под Москвой». Вследствие реорганизации штурмовых частей в январе 1942 г. Hs 123А были сосредоточены в отряде 7./SchlG 1. В мае 1942 г. он воевал в Крыму, затем участвовал в боях под Харьковом и других сражениях на южном фланге Восточного фронта.

Летом 1943 г. 7./SchlG 1 действовал на Курской дуге, а весной 1944 г. воевал в Крыму. Последние «хен-шели» служили в отряде до середины 1944 г.

Помимо Германии и Испании, Hs 123А служили в ВВС Китая — эта страна закупила 12 «хеншелей», в 1938 г. участвовавших в боях с японцами. В частности, они бомбили вражеские корабли на р.Янцзы.

Задуманный как пикирующий бомбардировщик, Henschel Hs 123А оказался весьма востребованным в роли штурмовика. Несмотря на слабое вооружение и небольшую бомбовую нагрузку, «хеншель» благодаря своей маневренности был способен наносить «точечные» удары. К тому же, машина оказалась весьма устойчивой к боевым повреждениям и неприхотлива в эксплуатации -в условиях полевых аэродромов Восточного фронта, зимой или в слякоть часто Hs 123А был единственным типом самолета, способным подняться в воздух. В январе 1943 г. даже высказывалось предложение возобновить производство Hs 123А — но к тому времени вся оснастка для его выпуска была уничтожена.

Схемы и чертежи Хеншель Hs-123

Чертежи биплана Хеншель Hs-123

Чертежи биплана Хеншель Hs-123

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image