Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Юнкерс Ju-290

Дальний морской разведчик Люфтваффе Юнкерс Ju-290

Дальний морской разведчик Люфтваффе Юнкерс Ju-290

Четырехмоторный дальний морской разведчик Junkers Ju-290 представлял собой дальнейшее развитие транспортного самолета Ju-90 (который, в свою очередь, был создан на базе не пошедшего в серию тяжелого бомбардировщика Ju 89). От предшественника отличался, прежде всего, увеличенными размерами и более мощной силовой установкой.

Некоторые решения для Ju-290 отрабатывались на прототипах Ju-90V7 и V8, а 16 июля 1942 г. впервые поднялся в воздух опытный образец Ju-290V1 с моторами BMW 801А и подфюзеляжной грузовой рампой с гидроприводом — т.н. «трапоклаппе». В октябре того же года начался выпуск серийных машин.

Производство Ju-290 велось небольшими партиями до конца 1944 г. В общей сложности изготовлено 52 самолета (некоторые источники называют цифру в 65 единиц).

Основные модификации Юнкерс Ju-290

  • Ju-290А-1 — невооруженный транспортный вариант. Двигатели BMW 801L (1560 л.с). Построено 8 единиц, из них три переоборудованы в разведчики Ju-290А-2. Такие самолеты получили РЛС FuG 200 и верхнюю башню с 1 20-мм пушкой MG 151/20.
  • Ju-290А-3 — разведывательный вариант. Двигатели BMW 801D (1700 л.с). Стрелковое вооружение: 4 20-мм пушки MG-151/20 (по 1 в двух верхних башнях с гидроприводом, носовой частью подфюзеляжной гондолы и хвостовой фюзеляжной установке), 3 13,2-мм пулемета MG-131 (по 1 в хвостовой части подфюзеляжной гондолы и боковых окнах). Экипаж — 7 чел. Изготовлено 5 самолетов.
  • Ju-290А-4 — двигатели BMW 801D. Вооружение соответствует Ju-290А-3. «Трапоклаппе» отсутствует. Введена бронезащита кабины пилотов. Построено 5 машин.
  • Ju-290А-5 — двигатели BMW 801G (1700 л.с), введено протектирование топливных баков. Пулеметы в оконных установках заменены пушками MG 151/20. Экипаж — 9 чел. Выпущено 11 единиц.
  • Ju-290А-6 — одна машина, выполненная в 50-местном пассажирском варианте.
  • Ju-290А-7 — вооружение усилено за счет установки дополнительной пушки MG 151/20 в носовой части фюзеляжа. Под крылом и фюзеляжем установлено 3 держателя для подвески противокорабельных управляемых ракет Hs-293 или управляемых авиабомб FX 1400 (возможна также подвеска обычных авиабомб калибром до 1000 кг). С лета 1944 г. построено 19 (по другим данным, 13) самолетов.
  • Ju-290А-9 — разведчик с увеличенной дальностью и сокращенным вооружением (3 20-мм пушки MG 151/20 в носовой, хвостовой установках и верхней башне). Весной 1944 г. построено 3 машины.
  • L-290 «Орел» — 1 экземпляр, достроенный в 1948 г. в Чехословакии в 48-местном пассажирском варианте.

Летно-технические характеристики самолета Ju-290А-5

  • Двигатели: тип BMW 801G
  • мощность, л.с.: 1700
  • Размах крыла, м.: 42,0
  • Длина самолета, м.: 28,64
  • Высота самолета, м.: 6,83
  • Площадь крыла, кв. м.: 203
  • Масса, кг.:
  • пустого самолета: 33 000
  • максимальная взлетная: 45 000
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 440
  • Крейсерская: 350
  • Скороподъемность, м/с.: 3
  • Дальность полета, км.: 6150
  • Потолок, м.: 6000

Боевое применение Юнкерс Ю-290

Прототип и первые серийные Ju-290А-1 на рубеже 1942-1943 гг. были в спешном порядке направлены под Сталинград для снабжения окруженной армии Па-улюса. В январе 1943 г. два Ju-290А-1 вошли в состав тяжелого транспортного отряда LTS 290, с марта действовавшего на Средиземноморском ТВД. Уже к концу апреля обе эти машины были потеряны.

Фото самолета Юнкерс Ю-290 на аэродроме

Фото самолета Юнкерс Ю-290 на аэродроме

Для боевого применения Ju-290А в качестве морских, разведчиков сформировали группу FAGr. 5, дислоцировавшуюся в Мон-де-Марсане (Франция). В конце лета 1943 г. её отряд 1./FAGr. 5 получил первые машины модификации Ju-290А-2. Последующие поставки позволили в ноябре 1943 г. сформировать в составе группы и второй отряд. Ju-290А из этой группы использовались для обнаружения морских конвоев союзников на дальних подступах к Британским островам и наводки на эти конвои подлодок. В августе 1944 г. вследствие высадки союзников во Франции группу передислоцировали в Германию.

Практически до последних дней войны самолеты Ju-290А использовались в группе специального назначения I/KG 200, выполняя секретные операции. В частности, в ходе одной из таких операций, самолет Юнкерс Ju-290А вылетев 27 ноября 1944 г. из Вены, высадил пятерых арабских агентов-парашютистов южнее Мосула (Ирак). Еще одна машина — Ju-290А-6 — в конце апреля 1945 г. перелетела в Барселону. Этот экземпляр в 1950 г. был выкуплен испанским правительством и до 1956 г. эксплуатировался ВВС страны. Ещё один Ju-290А-4 стал американским трофеем и испытывался после войны в США (эта машина, помимо бортового номера, получила в США название «Аллес Капут»!). Чехословацкий L-290 непродолжительное время использовался в качестве пассажирского.

Самолет Junkers Ju-290А относился к достаточно редкому в люфтваффе подклассу дальних четырехмоторных разведчиков Второй мировой войны. Несмотря на свою немногочисленность, они играли важную роль в обеспечении деятельности подлодок на океанских коммуникациях. Однако появление в составе охранения конвоев эскортных авианосцев существенно затрудняло действия дальних разведчиков и вело к потерям среди них.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image