Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Каваниси H6K

Фото летающей лодки Каваниси H6K в полёте

Фото летающей лодки Каваниси H6K в полёте

В 1932 г. фирма «Каваниси» получила тактико-технические требования 8-Си к «морской экспериментальной большой летающей лодке», предусматривающие проектирование гидросамолета-моноплана дальнего действия, причем сразу двух вариантах — трех— и четырехмоторном, получивших внутрифирменные обозначения R и Q. До сентября 1933 г. велось эскизное проектирование и продувки моделей в аэродинамической трубе, а затем результаты работ представили заказчику. Флот не остановил свой выбор на одном из предложенных фирмой вариантов, а сформулировал новую редакцию требований — 9-Си. В соответствии с ней предусматривалось создание четырехмоторного гидросамолета с дальностью полета, превышающей аналогичный показатель новейшего изделия Сикорского — гидросамолета S-42, только что вышедшего на линии авиакомпании «Пан Америкэн». Разработкой нового гидросамолета под внутрифирменным обозначением «проект S» занялся коллектив авиаконструкторов под руководством Й. Хасигучи и С. Кикухара. Уже первые прикидки показали принципиальную возможность создания гидросамолета с дальностью полета 4600 км и скоростью 220 км/ч. Кроме разведывательных задач, самолет мог применяться в роли дальнего бомбардировщика, а также транспортного самолета. В последнем амплуа его главной задачей считалось снабжение морских десантов.

В конструктивном отношении самолет был цельнометаллическим высокопланом, вернее даже парасолью, поскольку для обеспечения взлета и посадки при высокой волне крыло подняли над фюзеляжем на системе мощных подкосов. Крыло имело большое удлинение и состояло из центроплана и отъемных консолей с поддерживающими поплавками. Размах крыла составлял 40 м -больше, чем у любого другого японского самолета. Четыре мотора воздушного охлаждения разместили в мотогондолах на набегающей кромке центроплана. Для облегчения обслуживания двигателей на плаву по бокам каждой мотогондолы устроили специальные откидные площадки. Фюзеляж-лодку выполнили по двухреданной схеме, оптимизировав его обводы не только для взлета-посадки на воду, но и для длительного нахождения на плаву на якоре в условиях умеренного волнения. Осадка лодки составляла около 0,5 м. Вертикальное оперение — двухкилевое. Оборонительное вооружение состояло из трех пулеметов в носовой, кормовой и верхней точках, причем последнюю впервые в японской авиации оснастили механизированной башней.

Первый прототип нового гидросамолета оборудовали 9-цилиндровыми моторами «Накадзима» «Хикари» 2 мощностью 840 л.с. Он впервые поднялся в воздух 14 июля 1936 г. До конца года изготовили ещё два прототипа с более мощными (1000 л.с.) 14-цилиндровым и моторами «Кинсей» 43 фирмы «Мицубиси». Прототипы получили обозначение Н6К1, или же «морская летающая лодка тип 97 модель 1». Серийное производство началось в 1938 г., когда изготовили 8 машин, и завершилось в 1942 г. (правда, последнюю летающую лодку Н6К собрали в 1943 г.). В обшей сложности построили 215 таких машин. В системе кодов союзников обозначался «Мэвис».

Основные модификации четырехмоторной летающей лодки Каваниси H6K

  • Н6К2 («летающая лодка морской тип 97 модель 1-1») — двигатели «Кинсей» 43 (1000 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,7-мм пулемета «тип 92» в носовой установке, верхней и хвостовой башнях. Масса бомбовой нагрузки, подвешиваемой под подкосами крыла, — 1000 кг; возможна подвеска 2 800-кг торпед. Экипаж -9 чел. В 1938 г. изготовлено 8 самолетов, 2 из них переоборудованы в транспортные Н6КЗ.
  • Н6К4 («тип 97 модель 2-2») — двигатели «Кинсей» 43 или (с августа 1941 г.) — «Кинсей» 46 (1200 л.с). На 70% увеличен запас топлива. Стрелковое вооружение — 1 20-мм пушка «тип 99 модель 1» в хвостовой башне, 4 7,7-мм пулемета «тип 92» (по 1 в носовой установке, верхней башне и двух боковых блистерах). Масса бомбовой нагрузки и состав экипажа соответствуют Н6К2. В 1939-1942 гг. выпущено 129 машин (18 в 1939 г., 33 в 1940-м, 65 в 1941-м и 13 — в 1942 г.).
  • Н6К5 («тип 97 модель 23») — двигатели «Кинсей» 51 (1300 л.с.) или «Кинсей» 52 той же мощности. Вместо открытой носовой установки применили застекленную турель за пилотской кабиной. В 1942 г. выпустили 36 самолетов.
  • H6K2-L («морская транспортная летающая лодка тип 97») — транспортный вариант на базе Н6К4 (а не Н6К2, как это следовало бы из обозначения). Двигатели — «Кинсей» 43. Вооружение отсутствует, оборудованы два пассажирских салона на 18 мест и камбуз. Построили 14 экземпляров H6K2-L (5 в 1940 г., 3 в 1941-м и 6 в 1942-м). Часть из них передали гражданской авиакомпании «Дай Ниппон Коку К.К.».
  • H6K4-L — транспортный вариант с двигателями «Кинсей» 46. Построили 20 самолетов -19 в 1942 г. и один в 1943 г.

Оцените внушительные размеры четырехмоторной летающей лодки ВВС Японии

Этот японский гидросамолет с четырьмя двигателями обладал внушительными размерами.

Летно-технические характеристики гидросамолёта Kawanishi H6K2

  • Двигатель: Мицубиси «Кинсей» 43
  • мощность, л.с.: 1000
  • Размах крыла, м.: 40,0
  • Длина фюзеляжа, м.: 24,9
  • Высота самолета, м.: 6,27
  • Площадь крыла, кв. м.: 170
  • Масса самолета, кг:
  • Пустого: 10 340
  • нормальная взлетная: 16 000
  • максимальная взлетная: 23 000
  • Скорость, км/ч: максимальная: 331
  • Крейсерская: 235
  • Потолок, м.: 7600
  • Дальность полета (максимальная): 4125(6100)

Боевое использование гидропланов Каваниси H6K

Первые Н6К1 были переданы в строевые части уже в феврале 1938 г. В том же году началось поступление машин Н6К2. Обе модификации использовались исключительно для освоения нового гидросамолета личным составом. По-настоящему боевой стала модификация Н6К4. В частности, уже в 1939 г. четыре такие летающие лодки отправились на т.н. «арктические испытания» — кампанию демонстрации силы против СССР, с которым тогда велись переговоры о статусе Охотского моря. Вскоре после этого дюжину гидросамолетов отправили в южную часть Тихого океана — на этот раз для «тропической подготовки». Здесь проводились полеты в открытом океане с дозаправкой от морских танкеров, большое внимание уделялось отработке ночных полетов. Отряд облетел почти все атоллы Маршалловых островов, сфотографировав попутно британские тихоокеанские владения.

По состоянию на 7 декабря 1941 г. японский флот располагал 66 гидросамолетами Н6К4. 24 из них дислоцировались на Формозе (Тайване), остальные — в метрополии (24 в Иокогаме, 15 в Сасэбо и три в Йокосуке). Первыми в бой вступили лодки из кокутая «Иокогама» — на второй день войны они бомбили острова Бейкера и Гавланд. Спустя неделю в бой вступили Н6К4 дислоцированного на Формозе кокутая «Токо» — они поддерживали японское вторжение на Филиппины.

В январе 1942 г. с «Мэвисами» столкнулись австралийцы. 4 января 11 Н6К4 бомбили аэродром австралийский ВВС Вуканау возле Рабаула. 23 января Н6К4 бомбили аэродром Намлеа на острове Буру в Голландской Ост-Индии. А 14 февраля кокутай «Иокогама» был передислоцирован в захваченный Рабаул, что позволило существенно расширить радиус действия его летающих лодок. Вообще же Рабаул стал одной из главных баз дальних разведчиков — 26 августа сюда перевели и кокутай «Токо», вскоре реорганизованный в 851-й кокутай.

Обслуживание двигателей гидросамолета Каваниси на ходу

В конце января 1942 г. активизировал свои действия американский флот — соединение TF.8 с авианосцем «Энтерпрайз» готовилось к удару по центральной части Маршалловых островов, в то время как TF. 17 (авианосец «Йорктаун») должно было атаковать три острова на юге — Джалуит, Макин и Милле. В ходе налета на Макин на воде были уничтожены два «Мэвиса». Таким образом, разведчики не смогли предупредить о приближении американского соединения и сами стали его жертвой. В тот же день Н6К4 из кокутая «Иокогама» дважды пытались атаковать американские корабли, но безуспешно. Один из «Мэвисов» был сбит «Уайлдкэтами» из эскадрильи VF-42, что стало первой воздушной победой авиагруппы «Йорктауна».

5 февраля «Мэвисы» снова потрепали нервы австралийцам — пять Н6К4 бомбили Порт-Морсби, не причинив, правда, существенных потерь. В дальнейшем гидросамолеты кокутая «Иокогама», дислоцированные в Рабауле, привлекались лишь к разведывательным полетам. По состоянию на начало мая 1942 г. кокутай располагал 16 «Мэвисами» (правда, 5 мая состав части уменьшился — один из Н6К4 был сбит палубным «Уайлдкэтом»).

Летающие лодки Н6К4 вели разведку перед сражением в Коралловом море. А накануне сражения за Мидуэй на острова Джалуит и Вотье перебросили вооруженный «Мэвисами» 14-й кокутай (в обшей сложности 24 гидросамолета — 18 на Джалуит и шесть на Вотье). Его летающие лодки должны были стать первыми гидросамолетами, перебазировавшимися на Мидуэй в случае захвата острова. Но, как известно, этим планам сбыться не было суждено.

Рутина разведывательной службы для кокутая «Иокогама» прервалась в конце июля 1942 г., когда его экипажи привлекли для «беспокоящих» налетов на Австралию, имевших целью подорвать у австралийцев «волю к сопротивлению». Трижды — 26, 28 и 29 июля — звенья «Мэ-висов» с баз на Соломоновых островах бомбили Таунсвилл, а в ночь на 31 июля был нанесен удар по местечку Моссман у Кэрнса. Эффективность налетов оказалась близкой к нулю — несколько зданий было повреждено, а единственным пострадавшим оказался раненый мальчик.

Налеты на Австралию стали последним ярким эпизодом в карьере Н6К. Со второй половины 1942 г. из разведывательных частей их постепенно вытесняли более совершенные четырехмоторные летающие лодки Н8К — например, переброшенный в конце августа в Рабаул 14-й кокутай перевооружили новой техникой уже к ноябрю. «Мэвисы» же переводились во внутренние районы, где привлекались к сопровождению конвоев. В частности, их эксплуатировал кокутай «Сасэбо», а 15 декабря 1943 г. специально для эскортной службы сформировали 901-й кокутай. Эта часть, имевшая смесь из «Мэвисов», более современных Каваниси Н8К и поплавковых гидросамолетов, прикрывала коммуникации между Формозой, Сайпаном, Филиппинами, Голландской Ост-Индией и Китаем. Но и во внутренних районах тихоходные Н6К все чаще становились жертвой — здесь их «доставали» американские PB4Y — четырехмоторные патрульные бомбардировщики, «оморяченные» «Либерейторы». В итоге уже в 1944 г. «Мэвисы» практически исчезли из разведывательных частей. А вот в качестве транспортников они использовались вплоть до окончания боевых действий. Гидросамолеты Каваниси H6K2-L и H6K4-L служили, в частности, в транспортном отряде кокутая «Йокосука», обслуживающего перевозки высокопоставленных флотских офицеров. Как уже отмечалось, «Мэвисы» эксплуатировались и гражданской авиакомпанией «Дай Ниппон Коку К.К.». Они летали на линиях, связывавших Японию с тихоокеанскими островами, Индокитаем и Сиамом.

После капитуляции Японии несколько Н6К, попавших в руки американцев, непродолжительное время ещё летали, используясь для вспомогательных целей. Минимум один «Мэвис» попал в руки индонезийских повстанцев и совершил несколько вылетов, пилотируемый японскими летчиками. К сожалению, сведения о дальнейшей судьбе этого гидросамолета отсутствуют.

Задуманный в начале 30-х гг., четырехмоторный гидросамолет Н6К к началу войны на Тихом океане оказался устаревшим. Его «ахиллесовой пятой» была уязвимость — огромные топливные баки не были протектированы, полностью отсутствовала бронезащита экипажа, а оборонное вооружение было откровенно слабым. Тем не менее «Мэвис» продержался в серийном производстве до конца 1942 г., а в частях (хоть и на второстепенных ролях) сохранялся до завершения боевых действий.

Схемы и чертежи самолета

Чертежи японского гидросамолета Каваниси H6K

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image