Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Каваниси N1K Kyofu/Shiden

Японский истребитель-перехватчик Каваниси N1K2-J

Японский истребитель-перехватчик Каваниси N1K2-J

Самолет японской фирмы Каваниси под обозначением N1K стал боевой машиной чрезвычайно интересной судьбы, задумывавшийся как поплавковый истребитель, а в конечном итоге превратившийся в один из лучших японских истребителей сухопутного базирования. Проектирование велось в соответствии с заданием 15-Си с 1940 г. под руководством С. Кикухары. Проект под индексом К-20 представлял собой среднеплан с трехпоплавковым шасси, 14-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения «Мицубиси» МК4 «Касей» и вооружением из 2 20-мм пушек и 2 7,7-мм пулеметов. Первый прототип, снабженный двумя соосными винтами, вышел на испытания 6 мая 1942 г. На втором применили обычный трехлопастный винт — именно в такой конфигурации машину в конце 1942 г. приняли на вооружение.

С декабря 1941 г. разрабатывался вариант с колесным убирающимся шасси под обозначением Х-1. Он получил более мощный двигатель «Накадзима» NK9 «Хомаре» с четырехлопастным винтом. Прототип такой машины испытывался с 27 декабря 1942 г.

В общей сложности построили 88 поплавковых истребителей и более 1400 сухопутных (1007 N1K1-J и 418, а по другим данным — 423 N1K2-J). Поплавковый самолет Kawanishi в системе кодов союзников обозначался «Рекс», а сухопутный — «Джордж». В отечественных источниках может встречаться обозначение Н1К.

Основные модификации

Поплавковый истребитель N1K1

Поплавковый истребитель N1K1

N1K1 («морской истребитель-гидроплан «Кефу» [«Порыв»] модель 11) — гидросамолет с двигателем «Касей» 13 (1420 л.с; на 7 предсерийных машинах) или «Касей» 15 (1530 л.с; на серийных самолетах, выпускавшихся с июля 1943 г.). Вооружение — 2 20-мм крыльевые пушки «тип 99-1» и 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 97». К марту 1944 г. на заводе в Нарио построили 88 самолетов.

N1K1-J («морской истребитель-перехватчик «Сиден» [«Фиолетовая молния»] модель 11») — сухопутный вариант. Двигатель — «Хомаре» 11 (1800 л.с; на части предсерийных самолетов) или «Хомаре» 21 (1990 л.с). Вооружение — 4 20-мм пушки «тип 99-1 модель 3» (2 в крыле, 2 в подкрыльевых гондолах; боекомплект 100 снарядов на ствол), 2 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 97» (550 патронов на ствол); под крылом возможна подвеска 2 60-кг авиабомб, а под фюзеляжем — 400-л ПТБ. В 1943-1944 гг. заводы в Нарио и Химейи выпустили около 300 самолетов.

Японский истребитель N1K1-J

Японский истребитель N1K1-J

N1K1-Ja («модель 11а») — установлены пушки «тип 99-2 модель 3», пулеметы отсутствуют. Выпущено порядка 500 экземпляров — 200 в Нарио и 300 в Химейи.

N1K1-Jb («модель 11b») — установлены более компактные пушки «тип 99-2 модель 4», что позволило отказаться от под-крыльевых гондол, разместив все 4 орудия в консолях. Боекомплект 200 снарядов на ствол для внутренних пушек и 100 -для внешних. Возможна подвеска 2 250-кг бомб. Построено около 200 единиц. Выпуск на заводе в Химейи продолжался до июня 1945 г.

N1K2-J («морской истребитель-перехватчик «Сиден Каи» модель 21») — радикальная переделка N1K1-J, из средне-плана ставшего низкопланом, получившего удлиненный фюзеляж, усовершенствованный капот и хвостовое оперение. Двигатель «Хомаре» 21, стрелковое вооружение аналогично N1K1-Jb. Истребитель-бомбардировщик N1K2-Ja («модель 21а») получил держатели для 2 250-кг или 4 60-кг бомб. Пять (по другим данным, 7) предсерийных самолетов изготовили весной 1944 г., серийный выпуск на заводе в Нарио начался в июне 1944 г. Предполагалось наладить постройку N1K2-J ещё на шести заводах, но не более 25 машин из общего выпуска в 418 (или 423) самолетов было собрано вне производственных мощностей фирмы «Каваниси».

Летно-технические характеристики самолета Каваниси N1K1

  • Двигатель: Мицубиси МК4Е «Касей» 15
  • мощность, л.с.: 1530
  • Размах крыла, м.: 12
  • Длина самолета, м.: 10,56
  • Высота, м.: 4,75
  • Площадь крыла, кв. м.: 23,5
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 2752
  • взлетная: 3500
  • максимальная взлетная: 3712
  • Максимальная скорость, км/ч: 480
  • Скороподъемность, м/с.: 12,8
  • Потолок, м.: 10560
  • Дальность полета, км.: 1650

Боевое использование японских самолетов Каваниси N1K

Ввиду небольшого количества построенных машин, гидроистребители N1K1 «Кефу» нашли довольно ограниченное применение. По нескольку таких самолетов распределили среди дислоцированных в метрополии авиационных соединений, отвечающими за прикрытие военно-морских баз — кокутаев «Курэ», «Сасэбо», «Цукуба», «Титосе», «Гёнзан», «Йокосука» и «Оцу». Часть самолетов в составе 453-го, 934-го и 936-го кокутаев направили на юг — голландскую Ост-Индию, на Целебес и Борнео. По оценке командования, новые самолеты достигли «умеренных» успехов, не столько уничтожая противника, сколько сковывая его действия.

Первой частью, получившей N1K1-J, стал 341-й кокутай, начавший перевооружение в январе 1944 г. Процесс этот занял довольно много времени — часть самолетов постоянно находилась в ремонте из-за аварий двигателя и шасси. Боевой дебют «Сиденов» состоялся 12 октября 1944 г. во время отражения американского налета на Формозу, а с 24 октября 341-й кокутай участвовал в боях на Филиппинах. В ходе боев на Филиппинах части, вооруженные «Сиденами» понесли значительные потери, не оправдав возлагавшихся на них надежд. Однако большинство потерь было следствием штурмовок японских аэродромов базирования либо неисправностей двигателя и шасси.

С декабря 1944 г. N1K1-J действовали в составе 210-го кокутая, входившего в систему ПВО Японии. Позже такие самолеты получил 601-й кокутай и ряд других частей, дислоцированных в метрополии.

Практически все серийные N1K2-J поступили на вооружение 343-го кокутая. Эта элитная часть была сформирована 25 декабря 1944 г. Она должна была обеспечить превосходство в воздухе на отдельных участках, создав тем самым условия для ввода в бой летчиков-камикадзе, обладавших гораздо худшей подготовкой. В бою 343-й кокутая дебютировал в марте 1945 г., отражая налеты американской палубной авиации. В апреле-мае 343-й и 210-й кокутай участвовали в операции «Кикусуй» — массированных атаках камикадзе на американские корабли у Окинавы. В дальнейшем «Сиден Каи» действовали в системе ПВО, но с июля 1945 г. их боевая активность существенно снизилась — самолеты берегли для отражения готовившейся американской высадки на Японские о-ва.

К моменту капитуляции в списках морской авиации Японии ещё числилось 376 «Сиденов» и «Сиденов Каи», а также 31 гидроистребитель «Кефу». Большинство из них было отправлено на слом. 10 самолетов были отправлены для изучения в США: 4 N1K1, 2 N1K1-J и 4 N1K2-J.

В целом Каваниси N1K1 был неплохим военным самолетом Второй мировой войны, но вместе с тем — узкоспециализированным типом истребителя, попавшим в части тогда, когда потребность в нем отпала. Самолеты Kavanishi N1K1-J и N1K2-J можно считать лучшими серийными истребителями японского флота. Эти машины, особенно «Сиден Каи», отличались хорошей маневренностью, мощным вооружением и относительно неплохой живучестью, особенно на фоне других японских истребителей. Взлетно-посадочные характеристики самолета оценивались как очень хорошие, а пилотирование — как приятное.

Схемы и чертежи Каваниси N1K1-J

Схема и чертежи Каваниси N1K1-J

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image