Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Хейнкель He-219 «Uhu» (Филин)

Фото ночного истребителя Люфтваффе Хейнкель Хе-219 Уху (Филин)

Фото ночного истребителя Люфтваффе Хейнкель Хе-219 Уху (Филин)

Расширение ударов британской авиации по немецким городам в 1941 г. заставило люфтваффе приспосабливать к роли ночных истребителей не только почти каждый тип двухмоторных самолетов, уже находившихся в строю, но и много машин, ещё находящихся в стадии разработки. Но изначально как ночной истребитель проектировался лишь He-219. Его разработка началась в августе 1941 г. под фирменным индексом Р. 1060. Машина получила характерный силуэт с максимально сдвинутой в нос для лучшего обзора кабиной экипажа, двухкилевым хвостовым оперением и трехстоечным шасси с носовой опорой. Большое внимание уделялось обеспечению выживаемости экипажа — помимо бронезащиты, оба члена экипажа располагали катапультными креслами, приводящимися в действие сжатым воздухом.

Изначально самолет проектировался под установку РЛС. Вооружение должно было состоять из 6 20-мм пушек (боекомплект 300 снарядов на ствол) — 2 в корневой части крыла и 4 в подфюзеляжной гондоле. Такое расположение вооружения освобождало носовую часть фюзеляжа под установку аппаратуры РЛС и предохраняло пилота от ослепления при стрельбе. От первоначально предполагавшегося оборонительного вооружения впоследствии отказались. В качестве силовой установки выбрали 12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения DB 603А (1750 л.С.).

Первый прототип Хейнкель Хе-219V1 вышел на испытания 6 ноября 1942 г. После первых полетов в конструкцию самолета внесли изменения, удлинив фюзеляж и несколько изменив его очертания. К лету 1943 г. построили ещё 11 прототипов, 3 из которых (He-219V7, V8 и V9) в мае были выделены для войсковых испытаний. Эти машины получили РЛС FuG 212С-1 и вооружение из 2 20-мм пушек MG 151/20 в крыле и 4 30-мм МК 108 (боекомплект по 100 снарядов на ствол) под фюзеляжем. Но ещё до того приняли решение о внедрении Heinkel He-219 в серию с планировавшимся объемом выпуска 100, а затем 200 самолетов в месяц. Реально производство никогда не достигло таких показателей — в общей сложности на заводах в Мариэне и Швехате построили примерно 250-300 самолетов (встречаются цифры 252, 268, 274 и даже 315 единиц).

Основные модификации Хейнкель He-219 «Uhu»:

He-219А-0 — предсерийная партия, выпускавшаяся с августа 1943 г. Первые 22 машины использовались как прототипы, получив обозначения He-219V13-V32. На них испытывались различные модификации двигателей, комбинации вооружения и радиоэлектронного оборудования. Остальные самолеты поставлялись с двигателями DB 603А (44 единицы) или DB 603АА (1670 л.с), отличавшихся более мощными компессорами. Вооружение устнавливалось в одном из трех вариантов: М1 (2 20-мм пушки в крыле и 4 30-мм МК 108 под фюзеляжем); М2 (4 30-мм пушки МК 103 под фюзеляжем); М3 (2 20-мм пушки в крыле и 4 30-мм пушки МК 103 под фюзеляжем). Самолеты комплектовались двумя РЛС — FuG 212 и FuG 220, но первая часто снималась. В общей сложности изготовлено 104 самолета He-219А-0, в т.ч. 9 на заводе в Мариэне и 95 — в Швехате.

He-219А-2 — серийный вариант, мало отличавшийся от поздних He-219А-0. Подвариант He-219A-2/R1 вооружался 2 пушками MG 151/20 в крыле, 2 МК 103 под фюзеляжем и 2 МК 108 в установке «Шраге Музик» для стрельбы вперед-вверх. Построено 85 He-219А-2.

He-219А-5 — двигатели He-219АА. Увеличен запас топлива за счет установки дополнительных баков в хвостовых частях мотогондол. Имелось несколько подвариантов, отличавшихся составом вооружения: He-219A-5/R1 — 2 пушки MG 151/20 и 4 МК 108 (2 под фюзеляжем и 2 в установке «Шраге Музик»); He-219А-5/R2 — 4 пушки MG 151/20 (2 в крыле и 2 под фюзеляжем) и 2 МК 108 в установке «Шраге Музик»; He-219А-5/R3 — 2 пушки MG 151/20, 2 МК 103 под фюзеляжем и 2 МК 108 в установке «Шраге Музик». He-219А-5 выпускался с осени 1944 г., количество построенных экземпляров точно не установлено.

He-219А-7 — выпускались с февраля 1945 г. Первые 5 машин имели двигатели DB 603А, остальные -DB 603Е (1800 л.с). От установки первоначально планировавшихся и ещё более мощных DB 603G отказались, поскольку они требовали недоступного в последние месяцы войны высокооктанового бензина. Стандартным было принято вооружение из 2 пушек MG 151/20 в крыле (по 400 снарядов), 2 MG 151/20 под фюзеляжем (по 500 снарядов) и 2 МК 108 в установке «Шраге Музик» (по 100 снарядов), однако большинство изготовленных машин выполнено в модификации He-219A-7/R4 без установки «Шраге Музик». Построено 21 самолет. Кроме того, в апреле 1945 г. собрано 6 He-219A-7/R5 с двигателями Jumo 213Е (1750 л.с).

Целый ряд модификаций He-219 не внедрялся по различным причинам в серийное производство: He-219А-1 — первоначально планировавшийся вариант с двигателями DB 603Е; He-219А-3 — трехместный истребитель-бомбардировщик с моторами DB 603G; He-219А-4 — вариант с увеличенным размахом крыла и моторами Jumo 222;

He-219А-6 — максимально облегченный «охотник» за «Москито» с двигателями DB 603Е. Ещё более глубокую модернизацию представляли варианты He-219В, He-219С, Не 319 и Не 419, но они так и остались на бумаге.

Летно-технические характеристики самолета Хейнкель Хе-219А-2

  • Двигатели: DB603А
  • мощность, л.с.: 1750
  • Размах крыла, м.: 18,50
  • Длина самолета, м.: 14,50
  • Высота самолета, м.: 4,40
  • Площадь крыла, кв. м.: 44,50
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 8120
  • взлетная: 12500
  • Максимальная скорость, км/ч:
  • у земли: 490
  • на высоте 6300 м.: 560
  • ремя набора высоты, мин:
  • 2000 м.: 3′ 30″
  • 8000 м.: 18′
  • Практический потолок, м.: 10 300
  • Дальностьполета, км.: 2240

Боевое использование Хейнкель Хе-219

Боевой дебют He-219 (прототипов, выделенных для войсковых испытаний) состоялся в июне 1943 г. в составе группы I/NJG 1, дислоцировавшейся в Голландии. Именно эта группа впоследствии наиболее широко эксплуатировала He-219А. Самолет показал себя очень неплохим ночным истребителем, однако в ноябре-декабре 1943 г. наблюдается пауза в его боевом применении. Вызвана она была широким применением британской авиацией пассивных помех «Уиндоу», против которых радары FuG 212 оказались бессильными. В конце 1943 г. экипажи He-219А осваивали новую РЛС FuG 220, а в январе 1944 г. вновь пошли в бой. Несколько He-219А-0/А-2 в феврале 1944 г. попали в группу NJGr. 10, а летом 1944 г. они появились и в II/NJG 1. Возможно, попали такие самолеты и в другие части, но вплоть до окнца войны наиболее интенсивно He-219А использовался именно в I/NJG 1. К концу года она располагала 40 такими самолетами, но их боеготовность была низкой из-за нехватки запчастей. К тому же, британские ночные истребители «Москито» развернули настоящую охоту за «Уху», причинявшими серьезный ущерб бомбардировщикам Королевских ВВС.

1 января 1945 г. в ходе операции «Боденплатте» He-219А использовались в качестве лидеров для групп одномоторных истребителей-бомбардировщиков. В ночь с 21 на 22 февраля 1945 г. все исправные He-219А приняли участие в большом воздушном сражении, в ходе которого 120 ночных истребителей атаковали 800 вражеских бомбардировщиков. Героем того боя стал Й. Хагер из II/NJG 1, записавший на свой счет 8 сбитых бомбардировщиков в течение 17 минут — рекорд результативности для He-219А в одном вылете. Однако противостоять натиску союзников люфтваффе уже не могли…

После окончания войны 5 He-219А испытывались в Великобритании, а 3 — в США. Два самолета, собранных из имеющихся узлов, но лишенных РЛС, некоторое время эксплуатировались в Чехословакии под обозначением LB-79.

В послевоенные десятилетия вокруг He-219 сложилась легенда лучшего ночного истребителя люфтваффе. И действительно, «Уху» отличался легкостью в управлении, хорошими пилотажными качествами, отличным радиоэлектронным оборудованием. Он стал первым в мире серийным самолетом, оборудованным катапультными креслами, спасшими жизнь многим пилотам — в течение войны зафиксировано около 60 случаев их применения в боевой обстановке. Однако мощность двигателей DB 603А была явно недостаточной, а более мощную силовую установку самолет так и не получил. В целом машина проигрывала своему британскому «визави» — «Москито».

Схемы и чертежи ночного истребителя Хейнкель Хе-219

Черетежи Хейнкель Хе-219 Уху (филин)

Ключевые слова: , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image