Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Хеншель Hs-129

Штурмовик Люфтваффе Хеншель Hs-129

Штурмовик Люфтваффе Хеншель Hs-129

В апреле 1937 г. Рейхсминистерство авиации подготовил тактико-технические требования к перспективному самолету-штурмовику. Предусматривалось создать самолет, способный действовать на малой высоте над вражескими позициями. С этой целью требовалось защитить броней жизненно важные элементы машины — кабину пилота, силовую установку, топливные баки. Стрелковое вооружение предполагалось довольно мощным: две 20-мм пушки MG FF и несколько 7,92-мм пулеметов. Мощность силовой установки должна была находиться в пределах 900-1100 л.с, причем предпочтение отдавалось двухмоторной схеме как обеспечивающей лучшую живучесть над полем боя. Второй член экипажа, обслуживающий оборонительную стрелковую установку, требованиями не предусматривался — самолет предполагалось выполнить одноместным, беззащитным от атак истребителей сзади-сверху. Из четырех фирм, участвовавших в конкурсе, в «финал» вышли две — «Фокке-Вульф» с модифицированным ближним разведчиком Fw-189 и «Хеншель» со специально разработанным двухмоторным монопланом Hs-129. Победа изделия «Хеншеля» в конкурсе обусловливалась отнюдь не его высокими качествами — просто Hs-129 оказался чуть менее плохим, чем штурмовой вариант «рамы».

Прототип Hs 129V1 испытывался с 26 мая 1939 г., а в ноябре-декабре 1939 г. к нему присоединилось ещё два прототипа. Поставки предсерийных машин начались летом 1940 г. Общий объем производства (с учетом прототипов) превысил 870 самолетов.

Технические характеристики самолета Hs 129А-1

Тип двигателей: As 410А
Мощность двигателей, л.с.: 465
Размах крыла, м.: 15,50
Длина самолета, м.: 10,10
Высота самолета, м.: 29
Площадь крыла, кв. м.: 32,0
Масса, кг:
пустого самолета: 3000
нормальная взлетная: 3250
максимальная взлетная: 3900
Скорость, км/ч:
Максимальная: 350
Крейсерская: 270
Сваливания: 130
Скороподъемность, м/с: 4,0
Время набора высоты, мин:
1000 м.: 4,5
3000 м.: 9,6
5000 м.: 21,0
Потолок, м.: 6200
Дальность полета, км.: 900
Длина, м:
Разбега: 420
Пробега: 280
Продолжительность полета, ч.: 3,5

Основные модификации Хеншель Hs 129

Hs 129А-0 — предсерийная партия (12 машин). Двигатели — 12-цилиндровые жидкостного охлаждения «Аргус» As 410А-1 (465 л.с). Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки MG 151/20, 2 7,92-мм пулемета MG 17. Масса бомбовой нагрузки — 100 кг (2 50-кг бомбы).

Hs 129В — установлены 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 14М4/5 (700 л.с). Стрелковое вооружение аналогично Hs 129А-0. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 300 кг.

В 1941 г. путем переделки недостроенных Hs 129А-0 изготовили предсерийную партию Hs 129В-0, в декабре 1941 г. начался выпуск серийных Hs 129В-1, отличающихся облагороженными в аэродинамическом отношении очертаниями носовой части фюзеляжа и переделанным фонарем. Hs 129B-1/R2 вооружался 30-мм пушкой МК 101 в подфюзеляжной установке, Hs 129В-1/R3 имел 4 пулемета MG 17 в подфюзеляжном контейнере.

С мая 1942 г. выпускался Hs 129В-2 с измененной топливной системой. Машины поздних серий получили вместо пулеметов MG 17 — 13,2-мм MG 131. Hs 129B-2/R2 вооружался подфюзеляжной 30-мм пушкой МК 101, а с середины 1943 г. — МК 103. Hs 129В-2/R3 нес под фюзеляжем 37-мм пушку ВК 3,7 (пулеметы при этом снимались). Hs 129В-3 вооружался 75-мм пушкой ВК 7,5 (построено 25 самолетов). В общей сложности выпущено 859 Hs 129В-1, В-2 и В-3 (1 в 1941 г., 219 в 1942-м, 414 в 1943-м и 225 в 1944 г.).

Боевое использование Хеншель Hs-129

Поставки Hs 129В в строевые части начались в январе 1942 г. Первыми их получила формируемая группа ll/Sch.G 1. На Восточный фронт она отправилась в мае. Один из отрядов прибыл в Крым, остальные действовали на Донбассе и в районе Харькова. Самолеты летали на непосредственную поддержку пехоты, периодически привлекаясь и для ударов по объектам в ближнем тылу (например, полевым аэродромам). С июня 1942 г. в боях под Харьковом начали применяться штурмовики, вооруженные 30-мм пушками — их основной задачей стала борьба с танками. С августа 1942 г. под Ржевом на Hs 129В воевал отряд истребителей танков же 13.(Pz)/JG 51. Группа ll/Sch.G 1 в конце 1942 г. действовала на южном фланге Восточного фронта. После реорганизации в начале 1943 г. имеющиеся в ней самолеты Hs 129В сосредоточили в двух отрядах — 4.(Pz)/Sch.G 1 и 8.(Pz)/Sch.G 1, действовавших как отдельные.

С ноября 1942 г. Hs-129В воевали в Северной Африке — в составе отрядов 4.(Pz)/Sch.G 2 в Ливии и 5.(Pz)/Sch.G 1 (переименованного в начале 1943 г. в 8.(Pz)/Sch.G 2) в Тунисе. В третьей декаде апреля 1943 г. уцелевшие после напряженных боев самолеты Hs 129В были эвакуированы в Италию.

Три отряда, действовавшие на Восточном фронте, в конце февраля 1943 г. свели в «Панцерягдкоммадо Вейсс», выполнявшее функции соединения быстрого реагирования и перебрасывавшееся на наиболее угрожаемые участки фронта. В апреле к ним присоединился выведенный из Африки 4.(Pz)/Sch.G 2. В апреле-мае 1943 г. штурмовики действовали над Кубанью и Азовским морем, уничтожая не только танки, но и плавсредства. К началу июля пополненные отряды штурмовиков сосредоточили в районе Белгорода. В ходе операции «Цитадель» они поддерживали наступление 2-го танкового корпуса СС. Потери были тяжелыми — с 14 по 25 июля отряды истребителей танков лишились около 30% своих самолетов. В последующие месяцы штурмовики действовали на Украине, пытаясь сдержать продвижение Красной армии.

В октябре 1943 г. все отряды, вооруженные Hs 129В, свели в группу IV(Pz)/SG 9. «Хеншели» активно участвовали в боях за Днепр, в январе 1944 г. воевали у Бердичева и Черкасс. Один из отрядов в апреле -начале мая воевал в Крыму, после чего группу в полном составе сосредоточили в Румынии. Осенью 1944 г. отряды рассредоточили по Восточному фронту — они сражались в Восточной Пруссии, Польше, Венгрии. Вплоть до конца апреля 1945 г. остатки группы — отряды 10. и 14.(Pz)/SG 9 — воевали в Чехословакии, хотя их боевая активность в последние недели войны существенно ограничивалась хронической нехваткой топлива.

ВВС Румынии с мая 1943 г. получили 40 Hs 129В-2. Ими вооружили 8-ю штурмовую группу, с августа участвовавшую в боях на Украине. В апреле 1944 г. её вывели для отдыха в Румынию, а в течение лета Люфтваффе передали ещё 21 Hs 129В-2. С июня 1944 г. 8-я группа возобновила боевые вылеты. После перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции «Хеншели» участвовали в боях против вермахта. Осенью 1944 г. все исправные Hs 129В-2 свели в 41-ю АЭ, участвовавшую в боях вплоть до мая 1945 г. С вооружения ВВС Румынии Hs 129В-2 сняли в 1949 г.

В августе 1943 г. 4 самолета Hs-129В получила Венгрия, но после испытаний их вернули Люфтваффе.

Вопреки распространенному мнению, Hs 129 отнюдь не задумывался как специализированный противотанковый самолет — при его создании была поставлена задача спроектировать штурмовик, так сказать, «общего назначения», способный поражать разнообразные цели на поле боя как пулеметно-пушечным огнем, так и бомбами. Естественно, среди таких целей были и танки. Для их уверенного поражения пришлось предпринимать меры по вооружению Hs 129В все более тяжелыми пушками.

Самолет Hs 129В оказался единственным специализированным штурмовиком Люфтваффе, но и он был далек от идеала. К тому же, количество таких машин оказалось мизерным по сравнению с дивизиями и корпусами советских штурмовиков Ил-2. Несколько отрядов «Хеншелей» не могли оказать решающего влияния на ход боевых действий в целом. Командование Люфтваффе применяло их в качестве своеобразной «пожарной команды», бросаемой на различные участки фронта.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image