Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Мессершмитт Bf-110 (Me-110)

В середине 30-х гг. ведущие самолетостроительные фирмы Германии участвовали в конкурсе на создание боевого самолета небывалого до тех пор класса «стратегический истребитель». По замыслу командования Люфтваффе самолет должен был использоваться для завоевания господства в воздухе над территорией противника и для сопровождения дальних бомбардировщиков. Предусматривалось также выполнение им задач дальнего истребителя-перехватчика, разведчика и истребителя-бомбардировщика.

Из представленных на рассмотрение комиссии Люфтваффе проектов Хеншель Hs-124, Фокке-Вульф Fw-57 и Байерише Флюгцойгверке Bf-110 лучшим был признан проект Bf 110. Проект был разработан Вилли Мессершмиттом и после перехода фирмы «Байерише Флюгцойгверке» под его контроль Bf-110 часто обозначался также как Me-110.

Мессершмитт Bf110

Мессершмитт Bf110

Испытания первых трех опытных образцов Bf 110 были начаты весной 1935 г. (первый полет — 12 мая 1935 г.), в 1937 г. истребитель Bf 110 принят на вооружение Люфтваффе и запущен в серийное производство. Предсерийная партия из четырех машин была изготовлена в том же году. Это был цельнометаллический двухмоторный моноплан с низкорасположенным крылом и разнесенным хвостовым оперением.

Опытные экземпляры Bf 110 летали с двигателями DB 600А мощностью по 910 л. с. каждый. С этими двигателями самолеты развивали скорость до 510 км/ч.

Основная масса серийных Bf 110 была выпущена с 12-цилиндровыми двигателями водяного охлаждения DB 601 разных модификаций мощностью 1050—1350 л. с. Двигатели приводили во вращение трехлопастные винты VDM с электрическим управлением шагом и с установкой лопастей во флюгерное положение.

Оборудование самолета в значительной степени определялось его назначением. Однако на большинстве машин устанавливался комплект приборов для дальних полетов, в хвостовой части фюзеляжа монтировался дистанционный компас Патин с электрической подачей данных на указатель, а на приборной доске в кабине пилота размещался гирополукомпас Сперри. Стандартным оборудованием была радиостанция FuG 10 с коротковолновым и длинноволновым приемопередающими блоками, блоками радионавигации и слепой посадки. Общий вес радиостанции составлял 162 кг.

Вооружение самолета также определялось его назначением. Модификация ударного истребителя вооружалась четырьмя 7,92-мм пулеметами MG 17. двумя 20-мм пушками MG FF или MG 151/20 и одним  подвижным 7,92-мм пулеметом MG 81Z илиMG 15.

Кроме описанного выше комплекта вооружения на некоторых модификациях Bf 110 четыре пулемета MG 17 заменялись двумя исключительно мощными 30-мм пушками МК 108. на других модификациях пулеметы сохранялись, по пушками МК 108 заменялись пушки MG FF Одна из модификаций ночного истребителя-перехватчика была вооружена двумя 30-мм пушками МК 108 в носовой части фюзеляжа и двумя такими же пушками, установленными в задней части кабины для стрельбы вверх и вперед (схема «Schrage Musik»), Эта модификация использовалась для атак соединений тяжелых бомбардировщиков союзников снизу. Прицеливание производил летчик через специальный коллиматорный прицел.

Кроме встроенного вооружения Bf 110 мог нести и разнообразное подвесное вооружение. При использовании его в варианте истребителя-бомбардировщика это могли быть две бомбы массой до 1000 кг под фюзеляжем и еще четыре 50-кг бомбы под крылом, что было более чем в .3,5 раза больше нормальной бомбовой нагрузки стандартного советского бомбардировщика Пе-2. Иногда вместо бомбодержателей под фюзеляжем подвешивались контейнеры с двумя 20-мм пушками или одной 37-мм пушкой. Ночные истребители-перехватчики вооружались также четырьмя пусковыми установками 210-мм реактивных снарядов Wgr 21.

Несмотря на хорошие скоростные характеристики и мощное вооружение, Bf 110 оказался непригодным для выполнения боевых задач в качестве истребителя, По скороподъемности и маневренности он уступал всем основным истребителям противника, что было в основном обусловлено недостаточной для столь тяжелой машины мощностью двигателей. Высоту 5000 м самолет набирал примерно за 8,4 минуты, а полный вираж на высоте 1000 м выполнял за 30 секунд. Для сравнения: британский истребитель «Спитфайр» Mk. VB поднимался на высоту 6100 м за 6 минут 24 секунды, а на вираж тратил 18,8 секунды.

Большие потери, понесенные эскадрами, вооруженными истребителями Bf 110, заставили командование Люфтваффе перенацелить их на ведение разведки, нанесение бомбовых ударов и дальний перехват бомбардировщиков противника. Однако с наибольшим успехом Bf 110 использовался как ночной истребитель-перехватчик ПВО. В носовой части фюзеляжа Bf 110 имелось достаточно места для размещения громоздкой аппаратуры радиолокатора, а возросшее из-за торчащих во все стороны антенн аэродинамическое сопротивление в какой-то степени компенсировалось увеличением мощности устанавливаемых на самолете двигателей.

В этом качестве Bf 110 оказался эффективнее не только переоборудованных в перехватчики бомбардировщиков Ju 88 и Do 217. но и новейших истребителей-перехватчиков Не 219. В начале 1944 г. в системе ПВО рейха использовалось 320 Bf 110 разных модификаций, что составляло около 60 % общего числа истребителей ПВО.

Производство Bf 110 продолжалось до марта 1945 г. и было прекращено только после того, как на территорию завода Мессершмитта ворвались советские танки.

Боевое применение Мессершмитт Bf-110 (Me-110)

К моменту начала Второй мировой войны Мессершмитт Bf-110 находился на стадии внедрения в части люфтваффе — из 12 запланированных групп «церштереров»1 ими были вооружены лишь три: l(Z)/LG 1 (Bf-110С), а также I/ZG 1 и I/ZG 76 (Bf-110В/С), ещё две находились в стадии перевооружения. В Польской кампании и операции «Везерюбунг» Bf-110 применялись в качестве дальних истребителей. В блицкриге на Западе в мае-июне 1940 г. участвовало уже 9 групп Bf-110, привлекавшихся для сопровождения бомбардировщиков и борьбы за господство в воздухе. При этом были понесены довольно ощутимые потери — 82 самолета, почти четверть первоначального состава групп.

В «битве за Британию» участвовало 8 групп «церштереров», а также частично вооруженная Bf-110C/D группа истребителей-бомбардировщиков Erpr.Gr. 210. К 7 сентября 1940 г. в четырех из восьми групп «разрушителей» не оставалось ни одного исправного самолета — стало ясно, что как истребитель сопровождения Bf-110 себя исчерпал. Тем не менее, он продолжал применяться в качестве истребителей-бомбардировщиков.

В начале 1941 г. группа III/ZG 26 (Bf-110C/D) прибыла на Сицилию, откуда участвовала в налетах на Мальту, а затем действовала в Северной Африке. I и II/ZG 26 (Bf-110С/Е) в апреле 1941 г. принимали участие в войне против Югославии и Греции, а в мае совместно с II/ZG 76 — в захвате Крита.

К моменту нападения на Советский Союз Bf-110 рассматривался, прежде всего, не как истребитель сопровождения, а как скоростная ударная машина. В операции «Барбаросса» участвовали 4 группы таких самолетов — I и II/SKG 210, а также I и II/ZG 26. Они наносили бомбоштурмовые удары по аэродромам, железнодорожным узлам, колоннам и скоплениям войск, действуя в полосе группы армий «Центр». В конце августа-сентябре 1941 г. группы I и II/ZG 26 действовали в районе Ленинграда, а впоследствии -вновь в полосе группы армий «Центр».

Весной 1942 г. на Восточном фронте оставались лишь 2 группы «церштереров» — I и II/ZG 1, на вооружении которых, помимо Bf-110Е, появились и новые Bf-110F-2. В мае-августе 1942 г. здесь воевали также I и II/ZG 2, вскоре отведенные в Рейх для комплектования частей ПВО. В 1942 г. «разрушители» воевали, в основном, на южном участке фронта — над Украиной, Доном и Кубанью, а также Сталинградом. Применялись они почти исключительно в качестве ударных. Последней группой Bf-110, действовавшей на Восточном фронте, стала I/ZG 1, принимавшая участие летом 1943 г. в Курской битве, а затем выведенная в Германию.

Фиаско концепции «церштерера», ставшее очевидным уже во время «битвы за Британию», отнюдь не поставило крест на карьере Bf-110. Хотя эти самолеты и продолжали применяться на фронте в качестве ударных машин, гораздо большее число «сто десятых» несло службу по защите воздушного пространства рейха в эскадрах ночных истребителей. Поначалу в эти соединения поступали обычные «церштереры» Ме-110 модификаций С, D и Е, но с весны 1942 г. начались полномасштабные поставки оборудованных РЛС самолетов Bf-110F-4. В 1942-1944 гг. Bf-110 были основным вооружением семи ночных истребительных эскадр; кроме того, для ПВО привлекались и обычные группы «церштереров», действовавшие днем. Самолет Bf-110 гораздо лучше подходил для установки РЛС, чем более современные Me-210/410, хотя его скоростные качества и продолжительность полета считались недостаточными.

На экспорт Bf-110 поставлялся очень ограниченно. В 1940 г. 5 Bf-110С-4 для испытаний приобрел СССР. В 1942 г. три Bf-110С поставили Италии — там они применялись для подготовки экипажей ночных истребителей. 2-3 Bf-110 эксплуатировались в качестве учебных в Румынии. В конце 1944 г. Германии передала несколько Bf-110F-4 и 6 Bf-110G-4 101-й ночной истребительной эскадрилье венгерских ВВС.

Порожденный «доктриной Дуэ» Bf-110 очень короткое время применялся в том качестве, в котором был задуман — как дальний истребитель сопровождения и завоевания превосходства в воздухе. Уже летом 1940 г. стало ясно, что для этих целей машина не годится. Тем не менее, конструкция мессершмитта Bf-110 была подходящей для модификации, и машину адаптировали для роли скоростного бомбардировщика, разведчика и, наконец, — ночного истребителя. После польской кампании Bf-110 оказался незаменимым в захвате Норвегии, участвовал в блицкриге на Западе и «битве за Англию». На Восточном фронте для «сто десятого» главными стали ударные функции. Наконец, оборудованный радаром, он стал основным типом ночного истребителя в силах защиты рейха. Несмотря на ряд «врожденных» недостатков (прежде всего — малую дальность полета) Bf-110 удержался в производстве до февраля 1945 г., а в боях применялся, фактически, до последних дней войны.

Технические характеристики Bf 110C-4

  • Экипаж: 2 человека
  • Максимальная взлетная масса: 6750 кг
  • Размеры: длина х высота х размах крыла: 12,65 х 3,50 х 16,27 м
  • Силовая установка, количество двигателей х мошность: 2 х 1100 л. с.
  • Максимальная скорость полета на высоте 7000 м.: 560 км/ч
  • Скороподъемность: 11 м/с
  • Практический потолок: 10 000 м
  • Дальность полета: 775 км
  • Вооружение: 4 х 7,92-мм пулемета МG 17, 2 х 20-мм пушки МС 151/20 1 х 7,92-мм пулемет МС 15 или спаренный пулемет MG 81Z
  • Максимальная бомбовая нагрузка: 500 кг

Особенности конструкции Мессершмитт Bf110

  • Крыло трапециевидной формы имело однолонжеронную металлическую конструкцию с гладкой работающей обшивкой. Свободное пространство центроплана крипа занято четырьмя протектированными топливными баками;
  • Двухместная кабина экипажа отличалась весьма мощной броневой защитой. В передней части кабины находилось сиденье пилота, за ним располагаюсь место стрелка-радиста. На некоторых модификациях в кабине оборудовано также место для третьего члена экипажа — штурмана;
  • Цельнометаллическое разнесенное двухкилевое хвостовое оперение, кили относительно небольшого размера в минимальной степени ограничивали углы обстрела пулеметов задней огневой точки;
  • Фюзеляж представлял собой металлический монокок овального поперечного сечения, обшивка выполнена из гладких листов дюралюминия;
  • В полете обе стойки колесного шасси убирались в отсеки мотогондол двигателей;
  • Подвесной топливный бак;
  • Трехлопастный винт типа VDM с изменяемым в полете шагом;
  • Двигатель водяного охлаждения DB 601;
  • В носовой части фюзеляжа размещалось основное вооружение самолета: четыре 792-мм пулемета MG 17 и две 20-мм пушки MG151/20 или MG FF;

Модификации Bf 110

За периоде 1938 по 1945 г. всего было выпущено 6170 самолетов Bf 110 в восьми основных модификациях (А, В, С, D, Е, F, G, Н) и в 67 вариантах. Из общего числа выпущенных машин 3028 использовались в качестве истребителей, 2240 — в качестве ночных истребителей-перехватчиков, а 494 применялись для ведения разведки.

Основные модификации и варианты самолета Bf 110:

Bf 110А-0 — самолеты предсерийной партии из четырех машин, на которых вместо двигателей DB 600А (910 л. с.) установлены двигатели Jumo 210Da (680 л. с).

Bf 110В — самолеты первой серийной модификации, выпущенной в количестве 45 машин в варианте истребителя В-1 и в варианте разведчика В-2. Большая часть этих самолетов затем была переоборудована в учебно-тренировочный самолет В-3.

Bf 110С — выпущенная с января 1939 г. серийная модификация с двигателями DB 601. Концы крыла срезаны по образцу истребителя Bf 109 в отличие от самолетов первых серий, у которых крыло имело закругленные концы. Размах крыла при этом уменьшался с 16,81 до 16,30 м. Самолет выпускался в следующих вариантах:

Bf 110С-1 — основной вариант с двигателями DB 601A-1S (1100 л. с). Вооружение состояло из четырех 7,92-мм пулеметов MG 17, двух 20-мм пушек MG FF и одного подвижного 7,92-мм пулемета MG 15.

Bf 110С-2 — истребитель с новой радиостанцией FuG 10 вместо устанавливавшейся ранее FuG IIIа.

Bf 110С-3 — истребитель с двумя модернизированными пушками MG FF.

Bf 110С-4 — истребитель-бомбардировщик с усиленным бронированием и двумя бомбодержателями ETC 250 под фюзеляжем. Силовая установка варианта Bf 110С-4/В была представлена двумя двигателями DB 601N-1 мощностью 1200 л. с. каждый.

Bf 110С-5 — истребитель-фоторазведчик с аэрофотоаппаратом Rb50/30 который устанавливался на месте двух пушек MG FF.

Bf 110С-6 — истребитель с двумя 30-мм пушками МК 101 вместо 20-мм пушек MG FF.

Bf 110С-7 — дальнейшее развитие С-6 с двумя бомбодержателями ETC 500 и с усиленным шасси.

Bf 110D — модификация истребителя с увеличенной дальностью полета, была представлена следующими вариантами:

Bf 110D-1/R1 — дальний истребитель с подвесным баком емкостью 1200 л под фюзеляжем.

Bf 110D-1/R2 — дальний истребитель с двумя подвесными баками емкостью 900 л каждый под крылом.

Bf 110D-1/U1 — появившийся в сентябре 1940 г. ночной истребитель-перехватчик, который был оснащен инфракрасным пеленгатором.

Bf 110D-2 — дальний истребитель-бомбардировщик с двумя бомбодержателями ETC 500 и с двумя подвесными баками по 300 л каждый.

Bf 110D-3 — дальний истребитель сопровождения с двумя подвесными баками емкостью по 300 или 900 л каждый.

Мессершмитт Bf-110D-3

Мессершмитт Bf-110D-3

Bf 110Е — выпускавшаяся с весны 1941 г. модификация с новыми двигателями DB 601N, защищенными топливными баками с усовершенствованным приборным оборудованием. Основные варианты самолетов этой модификации:

Мессершмитт Bf110E

Мессершмитт Bf-110E

Bf 110Е-1 — истребитель-бомбардировщик с четырьмя дополнительными бомбодержателями ETC 50 под крылом, с учетом 1000-кг бомбы на бомбодержателе под фюзеляжем бомбовая нагрузка составила 1200 кг.

Bf 110Е-1/U1 — ночной истребитель-перехватчик с инфракрасным пеленгатором.

Bf 110Е-2 и Е-3 — истребители-бомбардировщики и дальние фоторазведчики.

Bf 110F — самолеты этой модификации выпускались параллельно с модификацией Е и отличались в основном двигателями DB 601F с форсажной мощностью 1350 л. с. Имелись следующие варианты:

Bf 110F-1 —истребитель-бомбардировщик с двумя бомбодержателями ETC 500 и четырьмя ETC 50.

Bf 110F-2 — тяжелый истребитель без бомбодержателей.

Мессершмитт Bf110F-2

Мессершмитт Bf-110F-2

Bf 110F-3 — дальний фоторазведчик.

Bf 110F-4 — ночной истребитель-перехватчик с усовершенствованным радиооборудованием и инфракрасным локатором. Вместо 20-мм пушек MG FF установлены 30-мм пушки МК 108, в исполнении Bf 110F-4/U1 в задней части кабины установлены две дополнительные 30-мм пушки МК 108 для стрельбы вперед и вверх. В исполнении ночного истребителя-перехватчика Bf 110F-4a самолет оборудован радиолокатором FuG-202 «Лихтенштейн», 20-мм пушки MG FF заменены пушками MG 151/20 того же калибра.

Bf 110G-1 — тяжелый дневной истребитель, первый вариант модификации с двигателями DB 605В мощностью 1475 л. с. и усиленной броневой защитой. Вооружение, как правило, состояло из четырех 7,92-мм пулеметов MG 17 и двух 20-мм пушек MG 151/20.

Bf 110G-2 — вариант с усиленным оборонительным вооружением — установлен подвижный спаренный 7,92-мм пулемет MG 81Z. Вариант G-2 выпускался в исполнениях G-2/R1 с подвесным контейнером с 37-мм пушкой ВК-3,7, G-2/R2 с системой форсирования двигателей GM-1 и G-2/R3 с двумя 30-мм пушками МК 108 вместо четырех 7,92-мм пулеметов MG 17.

Bf 110G-3 — дальний фоторазведчик.

Мессершмитт Bf-110G-4

Мессершмитт Bf-110G-4

Bf 110G-4 — ночной истребитель-перехватчик, выпускался в следующих вариантах:

Bf 110G-4a — ночной истребитель-перехватчик с радиолокатором FuG 212 «Лихтенштейн» С-1, имел подварианты Bf 110G-4a/ R1 с 37-мм пушкой ВК 3,7, Bf 110G-4a/R2 с системой форсирования двигателя GM 1 и Bf 110G-4a/R3 с двумя 30-мм пушками МК 108 вместо носовых пулеметов MG 17.

Bf 110G-4B — ночной истребитель-перехватчик с новым радиолокатором FuG 220 «Лихтенштейн» SN-2.

Bf 110G-4C — ночной истребитель-перехватчик с модифицированным радиолокатором FuG 220b, способным выделять воздушные цели на фоне помех, создаваемых союзниками с помощью сброса с самолетов металлизированных бумажных полос. Bf 110Н — модификация, выпускавшаяся параллельно с модификацией «G». На самолетах этой серии было усилено шасси и хвостовое оперение и устанавливались двигатели DB 605Е. Самолеты выпускались в вариантах, аналогичных вариантам модификации «G».

Примечания:
  1. От немецкого Zerstorer — тяжелый истребитель, «разрушитель». []

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image