Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Мицубиси J2M «Рейден» («Гром»)

Японский истребитель-перехватчик Мицубиси J2M Рейден

Японский истребитель-перехватчик Мицубиси J2M Рейден

В военных кругах Японии 1938 г. стал периодом оживленных дискуссий, связанных с определением облика перспективных истребителей авиации Императорского флота. Итогом их стало принятое в августе 1938 г. решение о разработке в дополнение к палубному истребителю А6М истребителя-перехватчика берегового базирования.

Новая машина должна была обладать скоростью, превосходящей скорость бомбардировщиков не менее чем на 70 км/ч, высокой скороподъемностью, маневренностью и вооружением из 2 13,2-мм и 2 7,7-мм пулеметов. В сентябре 1939 г. требования были конкретизированы в спецификации 14-Си, предусматривавшей для нового истребителя максимальную скорость 600 км/ч, продолжительность полета на полной мощности двигателя 45 мин, вооружение из 2 20-мм пушек и 2 7,7-мм пулеметов. Разработку на бесконкурсной основе поручили «Мицубиси». Работы над проектом, получившим обозначение М-20, возглавил Д. Хорикоси.

Конструкторы первоначально делали ставку на двигатель жидкостного охлаждения АЕ1 «Ацута», но впоследствии был выбран более мощный 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Мицубиси» МК4 «Касей». Ввиду специфической обтекаемой формы капота с малой площадью отверстий для протока воздуха была применена схема принудительного охлаждения с вентилятором.

Проектирование машины под обозначением М-20 велось относительно медленно, поскольку тот же конструкторский коллектив занимался доводкой и совершенствованием А6М. Первый прототип J2M вышел на испытания лишь 20 марта 1942 г., а серийное производство началось в сентябре 1943 г. Общий объем производства составил более 630 единиц. В системе кодов союзников обозначался «Джек».

Основные модификации

J2M1 — прототипы. Двигатель — МК4С «Касей» 14 (1460 л.с). Вооружение — 2 крыльевые 20-мм пушки «тип 99-1 модель 3» (боекомплект 60 патронов на ствол) и 2 синхронных 7,7-мм пулемета «тип 89» (550 патронов на ствол). Построено 8 самолетов.

J2M2 «морской истребитель-перехватчик модель 11» — двигатель MK4RF «Касей» 23а (1820 л.с.) с системой впрыска водно-метаноловой смеси. Вооружение — 2 20-мм пушки «тип 99-2 модель 3» (100 снарядов на ствол), 2 7,7-мм пулемета. Под крылом возможна подвеска 2 60-кг бомб, а под фюзеляжем -250-л или 300-л ПТБ. Построен 1 прототип и 131 серийная машина (до марта 1944 г.).

Фото истребителя Мицубиси J2M3

Фото истребителя Мицубиси J2M3

J2M3 «модель 21» — двигатель MK4RF «Касей» 23а. Вооружение — 2 20-мм пушки в крыле: 2 «тип 99-2 модель 4» (210 снарядов на ствол) и 2 «тип 99-1 модель 4» (190 снарядов на ствол). На варианте J2M3a «модель 21а» установлено однотипное вооружение — 4 пушки «тип 99-2 модель 4». Усилена обшивка крыла, что позволило повысить скорость пикирования. Введено протектирование фюзеляжного топливного бака. Прототип, переоборудованный из J2M2, испытывался с октября 1943 г. Серийно строился с февраля 1944 г. Построено 435 самолетов, в т.ч. 307 заводом «Мицубиси» в Судзуке (из них 21 J2M3a) и 128 21-м арсеналом в Коза.

J2M4 «модель 32» — высотный вариант. Двигатель MK4R-C «Касей» 23с с турбокомпрессором. Вооружение дополнено 2 20-мм пушками «тип 99», установленными в фюзеляже и стреляющими вперед-вверх. Боекомплект крыльевых пушек уменьшен до 190 снарядов для «тип 99-2 модель 4» и 150 снарядов для «тип 99-1 модель 4». Построено 2 прототипа (второй переоборудован из J2M5), первый из которых испытывался с октября 1944 г. В серийное производство не внедрялся из-за ненадежной работы турбокомпрессоров, но прототипы были переданы в строевую часть.

J2M5 «модель 33» — двигатель MK4Ua «Касей» 26а с треступенчатым механическим компрессором. Вооружение соответствует J2M3, несколько самолетов построены в варианте J2M5a с вооружением как у J2M3a. Ещё несколько машин получили по 2 30-мм пушки «тип 5» (42 снаряда на ствол). Прототип испытывался с мая 1944 г. Фирма «Мицубиси» построила 45 серийных машин, количество самолетов, выпущенных арсеналом в Коза, неизвестно.

J2M6 «модель 31» — развитие Mitsubishi J2M3 с модифицированной в целях улучшения обзора кабиной и усиленной бронезащзитой. Работы по созданию этой модификации имели низкий приоритет, и все свелось к постройке двух прототипов, первый из которых был готов в июне 1944 г.

Летно-технические характеристики самолета Мицубиси J2M1

  • Двигатель: Мицубиси МК4С «Касей»
  • мощность, л.с.: 1460
  • Размах крыла, м.: 10,8
  • Длина самолета, м.: 9,90
  • Высота самолета, м.: 3,82
  • Площадь крыла, кв. м.: 20,05
  • Масса, кг., пустого самолета: 2191
  • максимальная взлетная: 3205
  • Максимальная скорость, км/ч / на высоте, м.: 574/6000
  • Время набора высоты 6000 м., мин: 6’16»
  • Потолок, м.: 11000
  • Дальность полета, км.: (с ПТБ) 1420 (2170)

Боевое использование самолётов Мицубиси J2M

Внедрение J2M2 в строевые части шло крайне медленно: из-за низкого качества выпускаемых самолетов и высокой посадочной скорости машина не пользовалась популярностью среди пилотов. Первой частью, пошедшей в бой на J2M2, стал 602-й хикотай, прикрывавший нефтеперерабатывающие предприятия на Целебесе. С конца сентября 1944 г. его самолеты участвовали в отражении налетов американских бомбардировщиков.

Захваченный американцами Мицубиси J2MВ середине октября 1944 г. «Рейдены» дебютировали на Филиппинах. Примерно в то же время достиг боевой готовности частично укомплектованный Мицубиси J2M2/ J2M3 302-й кокутай, дислоцированный в Йокосуке и включенный в систему ПВО Токио. Часть его «Райденов» силами личного состава были дополнительно вооружены 2 20-мм пушками, установленными наклонно в фюзеляже за кабиной пилота. Также в отражении американских налетов на Японские о-ва принимали участие «Рейдены» 332-го и 352-го кокутаев (и в этих частях наряду с J2M эксплуатировались самолеты других типов). Часть сил всех трех кокутаев привлекались для обеспечения ударов камикадзе в районе Окинавы в апреле-июне 1945 г.

В целом создание истребителя Мицубиси J2M следует признать ошибкой. Перегруженность конструкторского бюро «Мицубиси» не позволила оперативно решать возникающие технические проблемы. В итоге, внедрение самолета в производство, а затем в части непозволительно затянулось. Более того, его разработка оттягивала силы, необходимые для модернизации A6M «Зеро» и создания нового палубного истребителя Второй мировой войны А7М.

Японский гром «Рейден» отличался хорошей огневой мощью, удобством рабочего места пилота и неплохой по японским техническим меркам бронезащитой. Однако его радиус действия считался недостаточным, а маневренность оказалась хуже, чем у американского «мустанга» Р-51.

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image