Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Мицубиси G4M

Самолет Второй мировой ВВС Японии Мицубиси G4M

Самолет Второй мировой войны ВВС Японии Мицубиси G4M

В сентябре 1937 г., практически сразу же после начала войны с Китаем, Управление авиации Императорского флота Японии издало спецификацию 12-Си к новому двухмоторному базовому бомбардировщику-торпедоносцу. Определяющим требованием был радиус действия — 4800 км в разведывательном варианте или 3700 — в ударном. Максимальная скорость самолета (с полной нагрузкой) должна была составлять не менее 398 км/ч, а боевая нагрузка — 1 торпеда массой 1055 кг во внутреннем бомбоотсеке или аналогичный по массе груз бомб. После обсуждения спецификации с проектировщиками, заказчик согласился на снижение требований по дальности, но поднял максимальную скорость до 420 км/ч.

Проектирование самолета первоначально возглавил инженер И. Хаттори, вскоре смененный С. Хондзё. Для машины выбрали схему моноплана со среднерасположенням крылом и весьма объемистым фюзеляжем, позволяющим не только поместить внутри довольно габаритную боевую нагрузку, но и создать относительно комфортные условия работы экипажа во время длительных полетов. Хвостовое оперение было однокилевым, шасси — убирающимся. На самолете очень широко применили электроприводы, более надежно работавшие в условиях больших высот и низких температур, чем имевшиеся в то время гидроприводы. В состав оборонительного вооружения, помимо обычных пулеметов, включили 20-мм пушки. В качестве силовой установки выбрали новые 14-цилиндровые двигатели воздушного охлаждения «Мицубиси» МК4А «Касей» 11 (1530 л.с).

Первый из двух прототипов G4M был облетан 23 октября 1939 г. Испытания прошли без особых проблем, но внедрение самолета в серийное производство задержалось — поначалу был признан приоритетным созданный на его базе тяжелый истребитель сопровождения G6M1. Однако сама концепция такой машины оказалась неудачной, после выпуска 30 самолетов работы свернули, и в декабре 1940 г. начался выпуск бомбардировщиков предсерийной партии (13 единиц), а в апреле 1941 г. выпустили первые серийные G4M1.

Общий объем выпуска, продолжавшегося вплоть до окончания войны, составил 2435 самолетов. В системе кодов союзников обозначался «Бетти».

Основные модификации самолетов Мицубиси G4M

  • G6M1 («эскортный истребитель морской тип 1») -первый серийный вариант. Двигатели «Касей» 11 (1530 л.с). Стрелковое вооружение — 4 20-мм пушки (по 1 в хвостовой, нижней и 2 боковых установках), 1 7,7-мм пулемет в носовой установке. С августа 1940 г. выпущено 30 самолетов, впоследствии переоборудованных в учебные G6M1-K и транспортные G6M1-L2.
  • G4M1 («бомбардировщик морской тип 1 модель 11») — двигатели «Касей» 11 (1530 л.с), с августа 1942 г. (с 406-го самолета) устанавливались моторы МК4Е «Касей» 15 с лучшими высотными характеристиками. Стрелковое вооружение — 1 20-мм пушка в хвостовой установке, 4 7,7-мм пулемета (по 1 в носовой, верхней и двух блистерных установках). Масса бомбовой нагрузки — до 1000 кг (1 торпеда или 1 800-кг либо 500-кг бомба, или же 4 250-кг либо 12 60-кг бомб. Бомбы калибром 500 и 800 кг, а также торпеды подвешивались в полуутопленном положении. Экипаж — 7 чел. До января 1944 г. изготовлено 1172 самолета.
  • G4M2 («тип 1 модель 22») — двигатели МК4Р «Касей» 21 (1800 л.с). Изменен профиль крыла. Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки (в хвостовой установке и верхней башне), 4 7,7-мм пулемета (в носовой установке, боковых блистерах и боковом окне). Размер бомбоотсека увеличен (возможна подвеска 2 500-кг бомб или 1055-кг торпеды нового образца). Экипаж — 7-8 чел. Первый из четырех прототипов вышел на испытания в декабре 1942 г., выпуск серийных самолетов начался в июле 1943 г. Помимо базовой модели (274 самолета) выпускались варианты «модель 22 Ко» с 20-мм пушками вместо пулеметов в боковых блистерах (5 единиц) и «модель 22 Оцу» с другой модификацией 20-мм пушки в верхней башне (150 машин). Общий объем выпуска составил 429 самолетов.
  • G4M2a («тип 1 модель 24») — двигатели МК4Т «Касей» 25 (1850 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны G4M2. Выпущено 713 самолетов, в т.ч. 14 базовой модели, 15 «модели 24 Ко» и 171 «модели 24 Оцу» со стрелковым вооружением как у «модели 22 Ко» и «модели 22 Оцу» соответственно, и 513 — «модели 24 Хей» (вооружение как у «модели 22 Оцу», но в носовой установке смонтирован 13,2-мм пулемет). Часть самолетов «модель 24 Оцу» и «модель 24 Хей» переоборудованы в носители пилотируемых самолетов-снарядов MXY7 под обозначением G4M2e «модель 24 Тей».
  • G4M3 («тип 1 модель 34») — перепроектировано крыло, хвостовое оперение и хвостовая стрелковая установка, усилена бронезащита. Применение протестированных топливных баков уменьшило их емкость, а, следовательно и дальности полета. Двигатели «Касей» 25. Стрелковое вооружение — 2 20-мм пушки (в хвостовой установке и верхней башне), 6 7,7-мм пулеметов (по 2 в носовой установке и боковых блистерах). Выпускались также подварианты «модель 34 Ко», «модель 34 Оцу» и «модель 34 Хей» с соответствующими изменениями вооружения. Общий объем производства, начавшегося в октябре 1944 г., составил 91 машину.

Летно-технические характеристики самолетов Мицубиси G4M1 модель 11

  • Двигатели: Мицубиси МК4А «Касей» 21
  • мощность, л.с.: 1530
  • Размах крыла, м.: 24,88
  • Длина самолета, м.: 19,97
  • Высота самолета, м.: 4,90
  • Площадь крыла, кв. м.: 78,125
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 7000
  • нормальная взлетная: 9500
  • максимальная взлетная: 12 500
  • Скорость максимальная, км/ч: 428
  • Потолок, м.: 9220
  • Дальность полета, км:
  • нормальная: 2850
  • максимальная: 4285

Служба и боевое использование в годы Второй мировой самолетов Мицубиси G4M

Фото кабины торпедоносца модификации G4M2

Фото кабины торпедоносца модификации G4M2

Первой частью, получившей самолеты G4M1, стал кокутай «Такао», дислоцированный на Формозе. 25 июня 1941 г. часть, располагавшую 27 новыми бомбардировщиками, передислоцировали в Ханькоу (Китай), откуда она совершила несколько налетов на цели в Китае. По состоянию на 7 декабря 1941 г. авиация Императорского флота располагала двумя кокутаями, вооруженными G4M1 (по 54 самолета в каждом): «Такао» и половина «Каноя» находились на Формозе, а вторая половина кокутая «Каноя» — в Индокитае. В первый день войны 27 самолетов кокутая «Такао» отбомбились по аэродромам на Филиппинах. В последующие дни налеты на цели на Филиппинах продолжались. 10 декабря 26 машин из дислоцированной в Индокитае половины «Каной» участвовали в уничтожении британских линкоров: вооруженные торпедами «Бетти» потопили «Рипалса» и добили «Принс оф Уэллс», а с 12 декабря эта часть участвовала в налетах на Сингапур.

В конце декабря 1941 г. половину кокутая «Каноя» передислоцировали в Давао на юге Филиппин, откуда его самолеты продолжали налеты на объекты, удерживаемые американцами. Вторая половина вместе с «Такао» продолжала действовать в южном направлении. С января 1942 г. «Бетти» бомбили цели на Яве, в начале февраля участвовали в ударах по кораблям соединения ABDA. 18 февраля 21 G4M1 из кокутая «Такао» нанесли удар по Сурабайе, потопив броненосец береговой обороны «Сурабая», подлодку и эсминец. Несмотря на то, что бомбардировщики действовали без истребительного эскорта, собственные потери были относительно невелики — 4 самолета. 19 февраля G4M1 «Каной» и 1-го кокутая (перевооружившегося с G3M2) участвовали в совместном с палубной авиацией налете на Порт-Дарвин. В боевые действия также вступил прибывший на Рабаул вновь сформированный 4-й коутай. Его боевой дебют, состоявшийся 20 февраля 1942 г., оказался провальным: при налете на авианосец «Лексингтон» было сбито 15 «Бетти» из 17, участвовавших в операции.

После окончательного подавления сопротивления на Филиппинах, Яве и Борнео, для G4M главным театром военных действий стала Новая Гвинея. Здесь действовал 4-й кокутай, базировавшийся в Рабауле. 7 мая 1942 г. 12 его самолетов участвовали в сражении в Коралловом море, атаковав американские крейсера. Успеха «Бетти» не добились, потеряв 6 машин. Главными же задачами 4-го кокутая стали налеты на аэродромы противника в районе Порт-Морсби. Кокутай «Такао», с середины марта 1942 г. базировавшийся на Тиморе, периодически совершал ночные налеты на Порт-Дарвин. С августа 1942 г. основные силы базовых бомбардировщиков участвовали в боях на Гуадалканале. Здесь действовали 4-й кокутай, вновь прибывшее кокутай «Мисава», «Кисарадзу», «Титосе», «Каноя». Части несли значительные потери, и их состав был далеким от штатного — на 24 сентября 1942 г. в них насчитывалось 62 G4M1. С неснижаемой интенсивностью воздушные бои над Новой Гвинеей и Гуадалканалом продолжались до конца года. В них буквально перемалывались присылаемые подкрепления. Общие потери G4M1 в районе Гуадалканала с августа по октябрь 1942 г. составили примерно 100 единиц.

Работая в основном по целям на суше, «Бетти» иногда удавалось поражать и довольно крупные морские цели. В частности, 27 января 1943 г. у о. Рен-нелл двумя торпедами, сброшенными с самолетов 705-го кокутая, был потоплен тяжелый крейсер «Чикаго». В апреле 1943 г. «Бетти» 705-го и 751-го кокутаев участвовали в операции I-Go — серии мощных налетов на аэродромы противника на Новой Гвинее и Соломоновых островах, предпринятой японским командованием в надежде переломить ситуацию. Но в конечном итоге все свелось к новым тяжелым потерям. Наиболее известный эпизод с уничтожением «Бетти» имел место 18 апреля 1943 г., когда американские «Лайтнинги» сбили два самолета 705-го кокутая. На одном из них погиб командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото, совершавший инспекционную поездку по Новой Гвинее и Соломоновым островам. Но, несмотря на понесенные потери, части Mitsubishi G4M продолжали боевую работу. Так, в июне-июле 1943 г. самолеты 753-го кокутая совершили серию налетов на Порт-Дарвин и другие цели на севере Австралии.

Фото самолета G4M, на котором прибыла Японская делегация для подписания капитуляции во Второй мировой войне

Фото самолета G4M, на котором прибыла Японская делегация для подписания капитуляции во Второй мировой войне

С разворачиванием осенью 1943 г. американских десантных операций в районе Соломоновых островов и восточного побережья Новой Гвинеи основные усилия флотских бомбардировщиков были брошены на противодействие десантным соединениям. В этом районе действовали «Бетти» 702-го и 751-го кокутаев. Господство противника в воздухе приводило к тяжелым потерям — например, 22 сентября не вернулось 7 из 8 самолетов 702-го кокутая, отправленных для удара по вражескому плацдарму у Финшхафена. 21 ноября 1943 г. началась американская высадка на островах Гилберта. В числе противостоящих ей сил были G4M 752-го и 755-го кокутаев. Действуя главным образом как торпедоносцы, им удалось добиться ряда попаданий (в частности, 21 ноября был поврежден авианосец «Индепенденс»), но помешать десанту они не смогли.

18 февраля 1944 г. американская палубная авиация нанесла мощный удар по японской базе на о. Трук. Хотя авиация на береговых аэродромах понесла серьезные потери, G4M 755-го кокутая были отправлены вдогонку американскому соединению и смогли повредить торпедой авианосец «Интрепид». В последующие месяцы основные усилия частей, вооруженных «Бетти», сводились к попыткам противодействовать американским десантным операциям. В июне 1944 г. 5 кокутаев, вооруженных G4M, участвовали в сражении за Марианские острова. Осенью 1944 г. главным районом, где воевали «Бетти», стали Филиппины — здесь действовали части 752-го, 761-го, 762-го, 763-го кокутаев. Но уже к январю 1945 г. G4M на Филиппинах не осталось. 761-й и 763-й кокутаи из-за невозможности восполнить потери пришлось расформировать, а 762-й начал перевооружение на самолеты P1Y.

В феврале-марте 1945 г. G4M 704-го хикотая совершали ночные налеты на Иводзиму. К апрелю 1945 г. количество боеготовых частей, вооруженных «Бетти», сократилось до четырех бомбардировочных и одного разведывательного хикотаев. К тому времени японская авиация уже рассматривала тактику камикадзе как главное средство противодействия американскому флоту в условиях полного господства противника в воздухе. Применялись в качестве камикадзе и «Бетти» (первые случаи самоубийственных атак этих самолетов Второй мировой отмечались с октября 1944 г.). Но более эффективным было признано использование G4M в качестве носителя самолета-снаряда «Ока» MXY7, управляемого пилотом-камикадзе. Испытания системы завершились к концу октября 1944 г., после чего началась отработка приемов боевого применения экипажами самолетов-носителей G4M2e специально сформированного 721-го кокутая (в составе 708-го и 711-го хикотаев). К февралю 1945 г. подготовка была окончена, а 21 марта состоялся дебют нового оружия, оказавшийся провальным: все 15 носителей, пытавшихся выйти на дальность пуска к американскому авианосному соединению, были сбиты палубными истребителями, так и не сумев выпустить хотя бы один самолет-снаряд. 1 апреля 1945 г., в день начала высадки американцев на Окинаве, три G4M2e сумели произвести пуски своего оружия. Один из самолетов-снарядов попал в одну из орудийных башен линкора «Вест Вирджиния», причинив кораблю повреждения. 12 апреля самолетами-снарядами «Ока» удалось потопить 1 и повредить 2 вражеских эсминца. В последующем операции с участием самолетов-носителей и снарядов «Ока» проводились ещё несколько раз (последняя — 22 июня 1945 г.), но ни одного корабля уничтожить не удалось — было лишь повреждено несколько эсминцев. Главной причиной неудач была невозможность обеспечить носителям надежное истребительное прикрытие для выхода на рубеж пуска (дальность полета MXY7 не превышала 36 км).

Последней операцией с участием «Бетти» стала доставка 19 августа 1945 г. на о. Иэсима японской делегации для переговоров о капитуляции Японии во Второй мировой войне. Выполнили эту миссию два самолета — G4M1 и G6M1-L2.

Самолет Мицубиши G4M стал воплощением японских приоритетов в бомбардировочной авиации — он обладал солидной дальностью полета, но очень небольшой бомбовой нагрузкой, а бронезащита и протектирование топливных баков поначалу вообще отсутствовали. Оборонительное вооружение было довольно сильным, но это нивелировалось отсутствием какой-либо защиты топливных баков, что делало самолет довольно уязвимым.

Ключевые слова: , , , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image