Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Накадзима J1N «Гекко» («Лунный свет»)

Фото японского ночного истребителя Накадзима J1N Гекко

Фото японского ночного истребителя Накадзима J1N Гекко

Самолет задумывался как истребитель сопровождения, предназначенный для обеспечения действий бомбардировщиков берегового базирования. Необходимость такой машины остро проявилась во время войны с Китаем. Сформулированные в июне 1938 г. требования 13-Си предусматривали создание двухмоторного трехместного истребителя, по маневренности не уступающего одномоторному А6М, а по составу радиоаппаратуры и навигационного оборудования соответствующего бомбардировщикам. Вооружение, помимо 1 20-мм пушки и 2 7,7-мм пулеметов, стреляющих вперед, должно было включать ещё 4 таких же пулемета в дистанционно управляемых установках. В конкурсе приняли участие фирмы «Мицубиси» и «Накадзима». Проект первой был отвергнут из-за несоответствия требованиям по вооружению и маневренности — её специалисты считали, что создать двухмоторный самолет с маневренностью как у «Зеро» невозможно в принципе. Проект «Накадзимы», разработанный под руководством К. Накамуры, обещал большее соответствие запросам — по крайней мере, в части состава вооружения.

В декабре 1939 г. был готов макет самолета, получившего обозначение J1N1, и началась постройка прототипа. Но к тому времени задача сопровождения бомбардировщиков была решена — истребители А5М4 получили ПТБ, дальности нового А6М2 также вполне хватало для таких задач. Приоритетность создания J1N1 снизилась, и прототип впервые поднялся в воздух лишь 2 мая 1941 г. На нем стояли моторы «Накадзима» «Сакае» с противоположными направлениями вращения: правый NK1F «Сакае» 21 вращался вправо, а левый NK1G «Сакае» 22 — в противоположную сторону. Вооружение состояло из 1 20-мм пушки «тип 99 модель 1» и 2 7,7-мм пулеметов «тип 97» в передней части фюзеляжа, а также 4 таких же пулеметов в двух дистанционно управляемых башенках с гидроприводом, установленных на фюзеляже (угол горизонтального обстрела — по 60° вправо и влево, вертикального — от +60° до -5°).

Загрузка бомб в Накадзима J1N

Загрузка бомб в Накадзима J1N

Испытания, в которых участвовали ещё два прототипа и 6 предсерийных самолетов, продолжались до августа 1942 г. и показали, что J1N1 уступает А6М2 по всем показателям, кроме дальности. Но фронтовые испытания трех предсерийных машин в кокутае «Тайнань», сражавшемся на Рабауле, показали, что самолет вполне эффективен в качестве разведчика.

Впоследствии J1N1 был модифицирован в ночной истребитель. В общей сложности до конца октября 1944 г. завод в Коидзуми выпустил 486 самолетов, включая прототипы и предсерийные машины (35 до конца 1942 г., 150 в 1943 г. и 301 в 1944 г.). В системе кодов союзников обозначался «Ирвин».

Летно-технические характеристики самолетов J1N1-S (J1N2)

  • Двигатели: Накадзима NK1F
  • мощность, л.с.: 1130
  • Размах крыла, м.: 16,98
  • Длина самолета, м.: 12,20
  • Высота самолета, м.: 4,56
  • Площадь крыла, кв. м.: 40,00
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 4840
  • взлетная: 7010
  • Максимальная скорость, км/ч: 509
  • Время набора высоты 5000, мин.: 9’25»
  • Потолок, м.: 9400
  • Дальность полета, км.: (с ПТБ)2410 (3150)

Основные модификации самолетов Накадзима J1N Гекко

J1N1-C (впоследствии J1N1-R) «морской тип 2 самолет-разведчик модель 11» — первый серийный вариант. Двигатели «Сакае» 21 (1130 л.с). Несколько первых самолетов имели оборонительное вооружение как на прототипах (4 7,7-мм пулемета в двух дистанционно управляемых башенках) остальные получили 1 13,2-мм пулемет «тип 2» на обычной установке в кабине бортстрелка. До марта 1943 г, поставлено 45 единиц, включая 12 самолетов «модели 12». Последние отличались наличием большой верхней башни с 20-мм пушкой «тип 99 модель 1». Выпуск разведчиков продолжался и позже — до конца 1943 г. Точное распределение построенных во второй половине года самолетов на разведчики и истребители неизвестно.

J1N1-C Каи — переделка разведчика в истребитель. Экипаж уменьшен до 2 человек. На месте кабины наблюдателя установлены 4 20-мм пушки «тип 99 модель 2 Каи» (боекомплект 100 снарядов на ствол), причем 2 из них стреляли под углом 30° вперед-вверх, а 2 — под таким же углом вперед-вниз.

Фото японского морского ночного истребителя Накадзима J1N-S Гекко

Фото японского морского ночного истребителя Накадзима J1N-S Гекко

J1N1-S «морской ночной самолет-истребитель «Гекко» модель 11» (позже Л N2 «модель 21») — строился серийно с августа 1943 г. Вооружение соответствовало J1N1-C Каи. Некоторые самолеты получили прожектор в носовой части. С 1944 г. на части машин устанавливались РЛС — первоначально «тип 3», оптимизированная для обнаружения морских целей, а позже — истребительные FD1 или FD2. Японские радары отличались низкой точностью и надежностью, поэтому в частях их часто снимали. Допускалась подвеска двух 330-л ПТБ или двух бомб калибром до 250 кг (в т.ч. фосфорных, предназначенных для бомбежки сомкнутого строя вражеских самолетов).

J1N1-Sa «модель 11а» (позже J1N3 «модель 21а») — установлено 5 пушек «тип 99 модель 2-3» (3 стреляли вперед-вверх и 2 — вперед-вниз). Стандартной была РЛС FD2. Выпускался с весны 1944 г. На самолетах последних серий устанавливалось лишь 3 пушки «тип 99 модель 4» (нижние не ставились), боекомплект увеличен до 200 снарядов на ствол.

Боевое использование Накадзима J1N Gekko

Боевой дебют истребителей J1N1-C Каи состоялся в мае 1942 г. на Рабауле в составе 251-го кокутая. Машина показала себя вполне способной бороться с американскими тяжелыми бомбардировщиками, что открыло путь к серийному производству варианта J1N1-S, а 251-й кокутай в сентябре был реорганизован в ночной истребительный. Первые серийные J1N1-S в августе 1943 г. поступили в 202-й кокутай, прикрывавший нефтепромыслы на Еюрнео. С февраля 1944 г. на J1N1-S воевал 321-й кокутай, базировавшийся на Сайпане и Тиниане. С июня 1944 г. такие самолеты применял на Филиппинах 153-й кокутай. Его «Гекко» использовались не только как ночные истребители, но и в качестве истребителей-бомбардировщиков для ударов по американским кораблям и катерам, а с декабря 1944 г. — и по аэродромам, захваченным американцами на Филиппинах.

На территории Японии с 1944 г. «Гекко» поступили на вооружение ряда частей, отвечавших за ПВО военно-морских баз — 203-го, 210-го, 302-го, 332-го, 352-го кокутаев. Практически все части, в которых служили J1N1-S, имели смешанный состав, эксплуатируя также самолеты других типов. Ввиду прекращения производства и боевых потерь к лету 1945 г. в строю оставались единичные экземпляры J1N1-S. На завершающем этапе войны позже J1N (как истребители, так и разведчики) применялись в качестве самолетов камикадзе.

Спроектированный как истребитель сопровождения, Накадзима J1N оказался невостребованным в этом качестве. Приспособленный для роли ночного истребителя, «Гекко» довольно успешно применялся для борьбы с бомбардировщиками Боинг В-17 и В-24, но противостоять более скоростным и высотным американским бомбардировщиком В-29 ему было трудно. J1N сняли с производства в ожидании выпуска более современного ночного истребителя «Аичи» S1A1, но последний так и не был построен до конца войны.

Чертежи и схемы самолёта

Чертежи и схемы истребителя Накадзима J1N Gekko

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image