
Фото японского ночного истребителя Накадзима J1N Гекко
Самолет задумывался как истребитель сопровождения, предназначенный для обеспечения действий бомбардировщиков берегового базирования. Необходимость такой машины остро проявилась во время войны с Китаем. Сформулированные в июне 1938 г. требования 13-Си предусматривали создание двухмоторного трехместного истребителя, по маневренности не уступающего одномоторному А6М, а по составу радиоаппаратуры и навигационного оборудования соответствующего бомбардировщикам. Вооружение, помимо 1 20-мм пушки и 2 7,7-мм пулеметов, стреляющих вперед, должно было включать ещё 4 таких же пулемета в дистанционно управляемых установках. В конкурсе приняли участие фирмы «Мицубиси» и «Накадзима». Проект первой был отвергнут из-за несоответствия требованиям по вооружению и маневренности — её специалисты считали, что создать двухмоторный самолет с маневренностью как у «Зеро» невозможно в принципе. Проект «Накадзимы», разработанный под руководством К. Накамуры, обещал большее соответствие запросам — по крайней мере, в части состава вооружения.
В декабре 1939 г. был готов макет самолета, получившего обозначение J1N1, и началась постройка прототипа. Но к тому времени задача сопровождения бомбардировщиков была решена — истребители А5М4 получили ПТБ, дальности нового А6М2 также вполне хватало для таких задач. Приоритетность создания J1N1 снизилась, и прототип впервые поднялся в воздух лишь 2 мая 1941 г. На нем стояли моторы «Накадзима» «Сакае» с противоположными направлениями вращения: правый NK1F «Сакае» 21 вращался вправо, а левый NK1G «Сакае» 22 — в противоположную сторону. Вооружение состояло из 1 20-мм пушки «тип 99 модель 1» и 2 7,7-мм пулеметов «тип 97» в передней части фюзеляжа, а также 4 таких же пулеметов в двух дистанционно управляемых башенках с гидроприводом, установленных на фюзеляже (угол горизонтального обстрела — по 60° вправо и влево, вертикального — от +60° до -5°).

Загрузка бомб в Накадзима J1N
Испытания, в которых участвовали ещё два прототипа и 6 предсерийных самолетов, продолжались до августа 1942 г. и показали, что J1N1 уступает А6М2 по всем показателям, кроме дальности. Но фронтовые испытания трех предсерийных машин в кокутае «Тайнань», сражавшемся на Рабауле, показали, что самолет вполне эффективен в качестве разведчика.
Впоследствии J1N1 был модифицирован в ночной истребитель. В общей сложности до конца октября 1944 г. завод в Коидзуми выпустил 486 самолетов, включая прототипы и предсерийные машины (35 до конца 1942 г., 150 в 1943 г. и 301 в 1944 г.). В системе кодов союзников обозначался «Ирвин».
Летно-технические характеристики самолетов J1N1-S (J1N2)
- Двигатели: Накадзима NK1F
- мощность, л.с.: 1130
- Размах крыла, м.: 16,98
- Длина самолета, м.: 12,20
- Высота самолета, м.: 4,56
- Площадь крыла, кв. м.: 40,00
- Масса, кг:
- пустого самолета: 4840
- взлетная: 7010
- Максимальная скорость, км/ч: 509
- Время набора высоты 5000, мин.: 9’25»
- Потолок, м.: 9400
- Дальность полета, км.: (с ПТБ)2410 (3150)
Основные модификации самолетов Накадзима J1N Гекко
J1N1-C (впоследствии J1N1-R) «морской тип 2 самолет-разведчик модель 11» — первый серийный вариант. Двигатели «Сакае» 21 (1130 л.с). Несколько первых самолетов имели оборонительное вооружение как на прототипах (4 7,7-мм пулемета в двух дистанционно управляемых башенках) остальные получили 1 13,2-мм пулемет «тип 2» на обычной установке в кабине бортстрелка. До марта 1943 г, поставлено 45 единиц, включая 12 самолетов «модели 12». Последние отличались наличием большой верхней башни с 20-мм пушкой «тип 99 модель 1». Выпуск разведчиков продолжался и позже — до конца 1943 г. Точное распределение построенных во второй половине года самолетов на разведчики и истребители неизвестно.
J1N1-C Каи — переделка разведчика в истребитель. Экипаж уменьшен до 2 человек. На месте кабины наблюдателя установлены 4 20-мм пушки «тип 99 модель 2 Каи» (боекомплект 100 снарядов на ствол), причем 2 из них стреляли под углом 30° вперед-вверх, а 2 — под таким же углом вперед-вниз.

Фото японского морского ночного истребителя Накадзима J1N-S Гекко
J1N1-S «морской ночной самолет-истребитель «Гекко» модель 11» (позже Л N2 «модель 21») — строился серийно с августа 1943 г. Вооружение соответствовало J1N1-C Каи. Некоторые самолеты получили прожектор в носовой части. С 1944 г. на части машин устанавливались РЛС — первоначально «тип 3», оптимизированная для обнаружения морских целей, а позже — истребительные FD1 или FD2. Японские радары отличались низкой точностью и надежностью, поэтому в частях их часто снимали. Допускалась подвеска двух 330-л ПТБ или двух бомб калибром до 250 кг (в т.ч. фосфорных, предназначенных для бомбежки сомкнутого строя вражеских самолетов).
J1N1-Sa «модель 11а» (позже J1N3 «модель 21а») — установлено 5 пушек «тип 99 модель 2-3» (3 стреляли вперед-вверх и 2 — вперед-вниз). Стандартной была РЛС FD2. Выпускался с весны 1944 г. На самолетах последних серий устанавливалось лишь 3 пушки «тип 99 модель 4» (нижние не ставились), боекомплект увеличен до 200 снарядов на ствол.
Боевое использование Накадзима J1N Gekko
Боевой дебют истребителей J1N1-C Каи состоялся в мае 1942 г. на Рабауле в составе 251-го кокутая. Машина показала себя вполне способной бороться с американскими тяжелыми бомбардировщиками, что открыло путь к серийному производству варианта J1N1-S, а 251-й кокутай в сентябре был реорганизован в ночной истребительный. Первые серийные J1N1-S в августе 1943 г. поступили в 202-й кокутай, прикрывавший нефтепромыслы на Еюрнео. С февраля 1944 г. на J1N1-S воевал 321-й кокутай, базировавшийся на Сайпане и Тиниане. С июня 1944 г. такие самолеты применял на Филиппинах 153-й кокутай. Его «Гекко» использовались не только как ночные истребители, но и в качестве истребителей-бомбардировщиков для ударов по американским кораблям и катерам, а с декабря 1944 г. — и по аэродромам, захваченным американцами на Филиппинах.
На территории Японии с 1944 г. «Гекко» поступили на вооружение ряда частей, отвечавших за ПВО военно-морских баз — 203-го, 210-го, 302-го, 332-го, 352-го кокутаев. Практически все части, в которых служили J1N1-S, имели смешанный состав, эксплуатируя также самолеты других типов. Ввиду прекращения производства и боевых потерь к лету 1945 г. в строю оставались единичные экземпляры J1N1-S. На завершающем этапе войны позже J1N (как истребители, так и разведчики) применялись в качестве самолетов камикадзе.
Спроектированный как истребитель сопровождения, Накадзима J1N оказался невостребованным в этом качестве. Приспособленный для роли ночного истребителя, «Гекко» довольно успешно применялся для борьбы с бомбардировщиками Боинг В-17 и В-24, но противостоять более скоростным и высотным американским бомбардировщиком В-29 ему было трудно. J1N сняли с производства в ожидании выпуска более современного ночного истребителя «Аичи» S1A1, но последний так и не был построен до конца войны.
Оставьте свой отзыв