Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Накадзима Ки-27

Японский истребитель Накадзима Ки-27 ОцуПуть к принятию на вооружение авиации Императорской армии истребителя-моноплана был довольно извилист. Ещё в 1934 г. фирма «Накадзима» представила на конкурс самолет Ки-11 — подкосный моноплан с неубирающимся шасси, несколько напоминавший американский «Боинг» Р-26. Однако заказчик выбрал более привычный и консервативный биплан «Кавасаки» Ки-10. Не повезло и со следующим монопланом Ки-12. Эту машину, оборудованную двигателем HS 12Ycrs с мотор-пушкой и снабженную убирающимся шасси военные сочли чересчур сложной для массового применения. Конструкторы «Накадзимы» во главе с Т. Коямой в инициативном порядке приступили к разработке более простого истребителя под фирменным индексом РЕ — свободнонесущего моноплана с неубирающимся шасси и 9-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения «Накадзима» Ха-1 Ко (650 л.с). Именно эта машина стала основой для будущего Ки-27, отличавшегося от РЕ лишь в деталях (например, пилотскую кабину сделали полностью закрытой). В июне 1935 г. «Накадзиме» наряду с «Кавасаки» и «Мицубиси» были выданы заказы на постройку каждой фирмой двух прототипов новых истребителей.

В июле 1936 г. был облетан опытный РЕ, а уже 15 октября поднялся в воздух первый прототип Ки-27. Вторая машина, вышедшая на испытания в декабре 1936 г., имела крыло увеличенной с 16,4 до 17,6 кв. м площади, что позволило улучшить маневренность. На сравнительных испытаниях конкуренты — «Кавасаки» Ки-28 и «Мицубиси» Ки-33 — показали несколько более высокие скорость и скороподъемность, но зато Ки-27 оказался более маневренным — а именно этому качеству традиционно отдавали преимущество японские пилоты-истребители. В итоге, на вооружение приняли самолет «Накадзимы».

В общей сложности было построено 2069 Ки-27, в т.ч. 2019 на заводе «Накадзима» в Ота (до ноября 1942 г.) и 50 — фирмой «Тачикава». В ряде источников упоминается о выпуске Ки-27 фирмой «Манею» в Харбине (Маньчжурия). Но, вероятнее всего, здесь имеет место путаница с Ки-79 — двухместным учебным самолетом, созданным «Манею» на базе Ки-27. В системе кодов союзников Ки-27 обозначался «Нейт», но наряду с официальным кодом широко использовалось прозвище «Абдул», которое самолет получил во время боев в Китае.

Летно-технические характеристики самолёта Ки-27 Оцу

Двигатель: Накадзима Ха-1 Оцу
мощность, л.с.: 710
Размах крыла, м.: 11,31
Длина самолета, м.: 7,53
Высота самолета, м.: 3,25
Площадь крыла, кв. м.: 18,56
Масса, кг:
пустого самолета: 1110
взлетная: 1790
максимальная взлетная: 1910
Максимальная скорость на высоте 3500 м, км/ч.: 470
Время набора высоты 3000, мин.: 2’59»
Потолок, м.: 12250
Дальность полета, км (с ПТБ) 630 (1100)

Основные модификации Накадзима Ки-27

Ки-27 — предсерийные самолеты, отличавшиеся от второго прототипа ещё большей площадью и размахом крыла, увеличенным килем, переделанными капотом двигателя и фонарем кабины. Часть самолетов получила двигатель Ха-1 Ко, часть -Ха-1 Оцу (710 л.с). Вооружение — 2 7,7-мм синхронных пулемета «тип 89» (боекомплект 500 патронов на ствол). С июня по декабрь 1937 г. построено 10 самолетов. Ки-27 Ко (в некоторых публикациях фигурирует как Ки-27а; «истребитель армейский тип 97 модель Ко») -двигатель Ха-1 Оцу. Выпускался в течение 1938 г., построено около 300 машин.

Ки-27 Оцу («тип 97 модель Оцу») — двигатель и стрелковое вооружение без изменений, но предусмотрена возможность подвески под центропланом 4 25-кг авиабомб или 2 130-л ПТБ. Увеличена площадь остекления фонаря — Ки-27 Оцу стал первым в мире серийным истребителем с каплевидным фонарем. Усовершенствован капот, внесены некоторые другие изменения.

Ки-27 Каи — модифицированный облегченный вариант, появившийся в 1940 г. как «подстраховка» на случай проблем с доводкой Ки-43. Построено 2 самолета, массово не производился, поскольку Ки-43 был успешно внедрен в серию.

Ки-27 Каизо («учебный истребитель армейский тип 97») — переоборудованные для применения в школах Ки-27. Самолет оставался одноместным. С колес и стоек шасси снимались обтекатели, хвостовой костыль иногда заменялся колесом. Часть самолетов получила оборудование для буксировки мишеней.

Боевое использование Ки-27

Принятие на вооружение Ки-27 практически совпало с началом очередной японо-китайской войны. Уже в марте 1938 г. три Ки-27 Ко были отправлены в Китай, дебютировав в бою месяц спустя. Поставки новых истребителей позволили начать развертывание истребительных сентаев на базе ранее существовавших смешанных частей. Летом 1938 г., в частности, были сформированы 55-й сентай в Японии, 64-й в Маньчжурии, 33-й и 77-й в Китае. Последний заслуживает особого упоминания — на его вооружении Ки-27 состояли ровно пять лет, до лета 1943 г.!

Самолеты Ки-27 обеспечили японской авиации безусловное преимущество над китайскими истребителями. Пять сентаев с Ки-27 (в общей сложности до 200 самолетов) в мае-сентябре 1939 г. принимали участие в боях с советской авиацией на Халхин-Голе. Самолет показал полное превосходство над И-15бис, но уступал в скорости И-16, особенно на высотах ниже 5000 м.

Японский истребитель Накадзима Ки-27 ОцуК декабрю 1941 г. авиация Императорской армии насчитывала в частях первой линии порядка 600 истребителей. Большинство из них составляли Ки-27 Оцу — на них летало 15 сентаев (5 в Индокитае, 2 на Тайване, 4 в Маньчжурии, 1 в Китае, 3 в Японии). Новый Ки-43 только осваивался в частях. «Индокитайские» сентаи участвовали в оккупации Малайи и Сингапура, 24-й сентай с Тайваня и переброшенный из Манчжурии 50-й сентай воевали на Филиппинах. Здесь оказалось, что считавшийся устаревшим Ки-27 вполне способен вести воздушный бой даже с Р-40, и добиваться при этом успехов. Затем 24-й и 50-й сентаи участвовали в оккупации Голландской Ост-Индии. Весной 1942 г. главным ТВД для Ки-27 стала Бирма. С мая 1942 г. под влиянием рейда Дуллитла в Японии началось спешное формирование новых сентаев для ПВО метрополии. 7 из них первоначально получили Ки-27 Оцу, но вскоре были перевооружены более современными машинами. В дальнейшем такие самолеты применялись в Японии главным образом в качестве учебных.

Летом 1942 г. первые Ки-27 Оцу были переданы Маньчжоу-Го. Такими самолетами укомплектовали два сентая, прикрывавшие Мукден. На антикварных Ки-27 манчжурские пилоты пытались даже перехватывать В-29. Для этого истребителям следовало заблаговременно набрать высоту примерно 8000 м и атаковать бомбардировщики с пологого пикирования в переднюю полусферу. Для второго захода шансов уже не было, поскольку в наборе высоты Ки-27 не имел шансов угнаться за В-29.

12 Ки-27 Оцу японцы передали Сиаму, но там они использовались исключительно как учебные.

Самолет Ки-27, без сомнения, принадлежал к лучшим в мире образцам истребительной авиации второй половины 30-х гг. Отлично проявив себя в Китае в 1938-1939 гг., он к началу войны на Тихом океане был уже устаревшим, но тем не менее, активно использовался в кампаниях начального периода.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image