Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Накадзима Ки-84 «Хаяте»

Лучший японский истребитель Второй мировой войны Накадзима Ки-84

Лучший японский истребитель Второй мировой войны Накадзима Ки-84

Накадзима Ки-84 представлял собой одномоторный цельнометаллический истребитель-моноплан, задумывавшийся как машина, сочетающая маневренность Ки-43 с присущими Ки-44 высокими скоростью и скороподъемностью, а также мощным вооружением. Дополнительно требовалось кардинально уменьшить трудоемкость изготовления самолета. Требования к новой машине, переданные фирме «Накадзима» 29 декабря 1941 г., предусматривали вооружение из 2 20-мм пушек и 2 12,7-мм пулеметов. 14-цилиндровый двигатель «Накадзима» Ха-45 расчетной мощностью порядка 2000 л.с. должен был обеспечить максимальную скорость 680 км/ч.

Разработку самолета возглавил Я. Кояма. Эскизный проект был одобрен 27 мая 1942 г., после чего машине присвоили обозначение Ки-84. Испытания первого прототипа Ки-84.01 начались в конце апреля, а второго Ки-84.02 — в июне 1943 г. С августа начался выпуск предсерийных Ки-84 — их строил завод № 1 фирмы «Накадзима» в Ота. Серийные самолеты выпускались тем же предприятием с апреля, а заводом № 4 в Уцуномия — с мая 1944 г. В марте 1945 г. начался выпуск Ки-84 предприятием «Манею Хикоки» в Харбине (Манчжурия), но здесь успели собрать лишь 95 самолетов. Завод № 1 выпустил 2561 самолет, № 4 — 727. Таким образом, общий объем производства с учетом предсерийных машин составил 3510 самолетов, из них ВВС Императорской армии приняли 3470 машин. В системе кодов союзников обозначался «Фрэнк».

Технические характеристики самолета Ки-84 Ко

Двигатель: Накадзима Ха-45-12
мощность, л.с:. 1850
Размах крыла, м.: 11,24
Длина самолета, м.: 9,92
Высота самолета, м.: 3,39
Площадь крыла, кв. м.: 21,00
Масса, кг:
пустого самолета: 2660
взлетная: 3613
максимальная взлетная: 3890
Максимальная скорость на высоте 6120 м, км/ч: 631
Время набора высоты 5000, мин.: 5’54»
Потолок, м.: 10500
Дальность полета, км (с ПТБ) 1695 (2170)

Основные модификации Накадзима Ки-84 «Хаяте»

Ки-84 — предсерийная партия (125 единиц). Двигатель Ха-45-11 (1825 л.с). Вооружение — 2 20-мм пушки Хо-5 в крыле (боекомплект по 150 снарядов) и 2 12,7-мм синхронных пулемета Хо-103 в фюзеляже (по 350 патронов).

Ки-84 Ко («самолет истребитель, армейский тип 4 модель Ко») — основной серийный вариант. Вооружение соответствует предсерийным машинам. Под крылом предусмотрена подвеска двух авиабомб калибром 30-250 кг. На первых партиях устанавливался двигатель Ха-45-11, в дальнейшем — Ха-45-12 (1850 л.с). Затем появился вариант с мотором Ха-45-21 (2100 л.с). Но поскольку проблемы в работе топливной системы, отмечавшиеся ещё на предсерийных машинах, устранить не удавалось, выход был найден в установке мотора Ха-45-23 (1925 л.с), снабженного системой впрыска топлива с пониженным рабочим давлением. Все варианты двигателя оборудовались системой впрыска водно-метаноловой смеси, а в фюзеляже имелся бак на 130 л такой смеси.

Ки-84 Оцу («тип 4 модель Оцу») — вооружение усилено за счет замены фюзеляжных пулеметов пушками Хо-5. Количество выпущенных самолетов неизвестно, но вероятно, оно не превышало 10 % общего производства Ки-84.

Ки-84 Хей («тип 4 модель Хей») — в крыле установлены 2 30-мм пушки Хо-155-II, в фюзеляже — 2 20-мм Хо-5. Часть самолетов получила лишь по одной 30-мм пушке в правой консоли (в левой устанавливали 20-мм пушку). Построено небольшое количество. Последние серии Ки-84 Оцу и Ки-84 Хей получили двигатели Ха-45-25 (2025 л.с).

Ки-84 Тей («тип 4 модель Тей») — истребитель, предназначенный для атаки вражеских бомбардировщиков снизу. В дополнение к 4 пушкам Хо-5, как на Ки-84 Оцу, за кабиной пилота установлена пятая такая же пушка, стреляющая вперед-вверх под углом 45°. Построено лишь два прототипа.

Ки-84-ll («тип 4 модель 2») — самолет с частичной заменой дюралевых узлов деревянными (в хвостовой части, оперении, законцовках крыла), выпускавшийся с весны 1945 г. заводом в Ота. Обозначение являлось неофициальным, поскольку военные обозначали «деревянные» самолеты как Ки-84 Оцу либо Ки-84 Хей в зависимости от установленного вооружения. Количество изготовленных Ки-84-ll не установлено, так как отдельного учета выпущенных машин этой модификации не велось. Самолеты Ки-84-И комплектовались моторами Ха-45-21, -23 либо -25.

Испытывались, но не успели попасть в серию, самолеты Ки-106 (цельнодеревянный вариант Ки-84 разработки фирмы «Тачикава»), Ки-113 (разрабатывавшийся «Накадзимой» вариант с частичной заменой дюралевых деталей стальными) и Ки-116 (созданная фирмой «Манею» модификация с мотором «Мицубиси» Ха-33-62). Ещё целый ряд модификаций так и не был завершен постройкой до момента капитуляции Японии.

Около 20 самолетов Ки-84 в конце 1944 г. в полевых условиях переоборудованы в двухместные учебные. При этом в кабине инструктора отсутствовали какие-либо органы управления, и он мог помочь обучаемому лишь указаниями.

Боевое использование Накадзима Ки-84

Боевой дебют Ки-84 состоялся в конце августа 1944 г. в Китае. Первым в бой на новых истребителях пошел 22-й сентай. В октябре в Китае начал боевые действия на Ки-84 85-й сентай, в ноябре — 25-й. В декабре 1944 г. новые истребители получил 104-й сентай, обеспечивавший ПВО стратегических объектов в Маньчжурии.

В середине октября 1944 г. Ки-84 появились в Бирме, в составе 50-го сентая, занимавшегося, в основном, штурмовками наземных объектов. С января 1945 г. в Сингапуре находился 13-й сентай с Ки-84.

Наиболее массово Накадзима «Хаяте» применялись на Филиппинах. В сентябре-октябре 1944 г. на архипелаг прибыли 51-й и 52-й сентаи с такими самолетами, сразу же вступившие в сражения с американской палубной авиацией, наносившей удары по объектам на Лузоне. 20 октября началась американская высадка на Лейте, и в течение нескольких последующих дней на Филиппины были переброшены ещё четыре сентая с «Хаяте» (1-й, 11-й, 200-й и 22-й). В боях с американскими истребителями части несли тяжелейшие потери — к концу октября в шести сентаях осталось лишь около 50 исправных Ки-84 (менее трети штатного состава). Свежие части, прибывавшие из Японии, быстро «перемалывались» — так, 71-й сентай, прибывший 14 ноября, к концу месяца имел лишь 6 «Хаяте». В конце января 1945 г., осознав бессмысленность дальнейших потерь, японское командование начало отвод большинства авиачастей с Филиппин.

В апреле-июне 1945 г. вооруженные Ки-84 101-й, 102-й и 103-й сентаи участвовали в сражениях над Окинавой. Главной задачей «Хаяте» в этих боях стало сопровождение самолетов «камикадзе». В дальнейшем части, вооруженные Ки-84, использовались в системе ПВО Японских островов.

К моменту капитуляции Японии ВВС Императорской армии располагали примерно двумя десятками сентаев, вооруженных «Хаяте». 12 из них дислоцировалось в метрополии, три — в Корее, четыре — на Формозе, по одному — Маньчжурии и материковом Китае.

Несколько десятков «Хаяте», оставшихся в Китае и Маньчжурии, впоследствии использовались ВВС китайской Народно-освободительной армии и гоминьдана. Достоверные подробности об их боевом применении неизвестны. Считается, что последние Ки-84 на китайской службе были списаны по причине полного износа в начале 50-х гг.

Самолет Ки-84 «Хаяте» с точки зрения летно-тактических характеристик был одним из лучших японских истребителей. Не был лишен он и некоторых недостатков, обусловленных, правда, не конструкцией самолета, а условиями его эксплуатации, а также трудностями производственного характера (прежде всего, низким качеством материалов и недостаточной квалификацией рабочих). Конструкция планера Ки-84 отличалась прочностью и позволяла выполнять резкие маневры с большой перегрузкой, а также достигать высокой скорости пикирования. Ки-84 был довольно приятен и легок в управлении, доступен даже для пилотов средней квалификации.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image