Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Накадзима B6N «Тэндзан» («Небесная гора»)

Фото японского палубного торпедоносца Накадзима B6N Tenzan

Фото японского палубного торпедоносца Накадзима B6N Tenzan

В 1939 г., практически одновременно с созданием усовершенствованного варианта палубного торпедоносца B5N — самолета B5N2 — Управление авиации Императорского флота инициировало начало разработки нового самолета аналогичного назначения, призванного в перспективе стать заменой Накадзима B5N2.

Требования к новой машине определялись спецификацией 14-Си. Бомбовая нагрузка (800 кг) и оборонительное вооружение (1 7,7-мм пулемет) были такими же, как у предшественника, а вот скорость и дальность полета требовалось существенно улучшить: максимальная скорость должна была составлять не менее 463 км/ч, крейсерская — 370 км/ч (на уровне максимальной для B5N2), дальность полета с полной нагрузкой — 1850 км, а без бомб — 3400 км. Разработку нового торпедоносца на бесконкурсной основе поручили фирме «Накадзима». Проектирование машины под фирменным индексом N-10 возглавил К. Мацумура.

Самолет представлял собой низкоплан с убирающимся шасси. Для обеспечения роста летных характеристик требовалось применение мощной силовой установки. Заказчик рекомендовал мотор «Касей» фирмы «Мицубиси», но руководство «Накадзимы» настояло на моторе собственной разработки — NK7A «Мамору» 11. Относительно даты облета первого из двух прототипов однозначные данные отсутствуют — различные источники указывают февраль 1941 г., 14 марта, май или даже осень 1941 г. Однако фактом остается то, что доводка самолета затянулась до конца 1942 г. в связи с проблемами с недоработанным двигателем.

Выпуск серийных машин начался лишь в феврале 1943 г. До конца войны построено 1268 самолетов, причем лишь примерно 1/10 получила двигатели «Мамору», на остальных устанавливались моторы «Касей». В системе кодов союзников самолет обозначался «Джилл».

Основные модификации Накадзима B6N «Тэндзан»

  • B6N1 («палубный бомбардировщик-торпедоносец «Тэндзан» модель 11») — 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Мамору» 11 (Ха-42-11; 1800 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм пулемета (в верхней и нижней установках). Масса бомбовой нагрузки — 800 кг (1 торпеда или бомбы калибром до 800 кг). Экипаж — 3 чел. До октября 1943 г. изготовлено 133 самолета.
  • B6N2 («модель 12») — 14-цилиндровый мотор воздушного охлаждения «Мицубиси» «Касей» 25 (Ха-32-25; 1825 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка соответствуют B6N1. Часть самолетов построена в варианте B6N2a («модель 12А»), на котором в верхней установке вместо 7,7-мм пулемета устанавливался 13,2-мм. С октября 1943 г. выпущено 1133 машины, примерно треть из которых оборудовалась радарами.

Летно-технические характеристики самолета B6N1

  • Двигатель: Накадзима NK7A «Мамору» 11
  • мощность, л.с.: 1800
  • Размах крыла, м.: 14,89
  • Длина самолета, м.: 10,74
  • Высота самолета, м.: 4,30
  • Площадь крыла, кв. м.: 37,20
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 3223
  • нормальная взлетная: 5200
  • максимальная взлетная: 5650
  • Скорость максимальная, км/ч: 465
  • Время набора высоты 5000 м., мин.: 11′ 01″
  • Потолок, м.: 8650
  • Дальность полета, км:
  • Нормальная: 1460
  • Максимальная: 3450

Использование Накадзима B6N «Тэндзан» в годы Второй мировой

Поставки B6N1 в строевые части начались летом 1943 г. В первую очередь их получали три кокутая, приписанных к авианосцам — 601-й, 652-й и 653-й. В связи с угрозой высадки американцев на о. Бугенвиль в конце сентября 1943 г. 40 «Тэндзанов» 601-го кокутая перебросили на Рабаул. Первый боевой вылет, состоявшийся 5 ноября против кораблей у берегов Бугенвиля, оказался безуспешным (что, впрочем, не помешало японским летчикам заявить о многочисленных потопленных и поврежденных кораблях), а из 16 участвовавших в нем B6N1 было потеряно 4. Интенсивные боевые вылеты, имевшие место 8 и 11 ноября, также не принесли сколь-нибудь заметных успехов. А вот потери были огромными: когда 13 ноября 601-й кокутай вернулся на о. Трук, в нем оставалось всего 6 B6N1.

Бомбардировщик ВВС Японии Второй мировой Накадзима B6N с подвешенной торпедой

Бомбардировщик ВВС Японии Второй мировой Накадзима B6N с подвешенной торпедой

Дебют «Тэндзана» как палубного самолета состоялся в июне 1944 г. в ходе битвы за Марианские острова. В ней B6N применялись не только как торпедоносцы-бомбардировщики, но и как лидеры — оборудованные РЛС самолеты наводили ударные группы. Как известно, это сражение завершилось разгромом японского флота и авиации. В полной мере это коснулось и «Тэндзанов» — из 68 участвовавших в сражении B6N уцелело только 8 машин. В дальнейшем такие самолеты применялись почти исключительно с береговых баз. В ходе боев за Окинаву в апреле-мае 1945 г. они действовали в составе 705-го и 752-го кокутаев совместно с двухмоторными бомбардировщиками G4M. B6N применялись в этой операции и как обычные бомбардировщики, и как самолеты камикадзе. В последние месяцы войны «Тэндзаны» служили, в частности, в составе 131-го, 551-го и 903-го кокутаев. Последний входил в состав 1-го эскортного флота и занимался противолодочным патрулированием, а эксплуатировавшиеся в нем B6N2 были оборудованы радарами. 13 «Тэндзанов» имелось в дислоцированном на севере Японии 553-м кокутае, принявшем участие в войне с СССР.

Самолет B6N являлся весьма неплохой машиной, сравнимой по основным параметрам с американским TBF-1 «Эвенджер». Однако на судьбе японской машины сказался неудачный выбор двигателя, существенно затянувший её внедрение в производство. Когда же «Тэндзаны» вступили в строй, господство в воздухе уже всецело было на стороне противника, и об их успешном применении не могло быть и речи.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image