Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Савойя-Маркетти S-55

Летающая лодка с двумя корпусами и тандемными двигателями Савойя-Маркетти S-55Одна из наиболее оригинальных летающих лодок первой половины двадцатого века – Савойя-Маркетти S-55, конструктивно представляла собой двухкорпусный цельнодеревянный моноплан с хвостовым оперением, вынесенным на фермах, с двумя килями и тремя рулями направления. Два мотора в тандемной установке смонтированы на ферме над центропланом. Оригинальная «катамаранная» компоновка позволяла подвесить под крылом между фюзеляжами торпеду или бомбы крупного калибра. Самолет спроектирован под руководством А. Маркетти.

Первый прототип с моторами «Фиат» A.12bis (300 л.с.) вышел на испытания в 1923 г., показав отличные по тем временам летные данные. На второй машине установили двигатели «Лоррэн-Дитрих» LD 14Eb (450 л.с), а в 1926 г. появился вариант с моторами «Изотта-Фраскини» «Ассо 500» (500 л.с), побивший мировые рекорды скорости и высоты полета в своем классе гидросамолетов. Именно он стал образцом для серийного производства, начавшегося в сентябре 1926 г. До 1933 г. построили в общей сложности до 200 двухкорпусных летающих лодок S-55.

Основные модификации Savoia-Marchetti S-55

  • S-55 — 12-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения «Изотта-Фраскини» «Ассо 500» (500 л.с). Стрелковое вооружение — 4 7,7-мм пулемета на турелях в носовой и кормовой частях лодок. Масса бомбовой нагрузки — 1000 кг. Экипаж — 5-6 чел. Изготовлено 88 самолетов.
  • S-55C и S-55P — гражданские машины. Выпущено соответственно 10 и 23 экземпляров.
  • S-55A — 12-цилиндровые двигатели жидкостного охлаждения «Фиат» A.22R (560 л.с). Стрелковое вооружение и численность экипажа соответствуют базовому варианту S-55. Максимальная масса бомбовой нагрузки — 2000 кг. Изготовлено 16 экземпляров.
  • S-55M — аналог S-55A со смешанной конструкцией планера. В 1930 г. фирма «Пьяджо» построила 7 единиц.
  • S-55 Scafo Allargato — развитие S-55A с увеличенными лодками и закрытыми кабинами. Выпушено 32 машины (16 фирмой-разработчиком и 16 — CANT).
  • S-55 Scafo Allargatissimo — ещё более увеличены размеры лодок. Выпущено 42 самолета (20 — «Савойя-Маркетти», 16 — «Макки» и 6 — CANT).
  • S-55X — вариант для дальних перелетов. Моторы «Изотта-Фраскини» «Ассо 750» (750 л.с). В 1933 г. построено 23 единицы, впоследствии получивших вооружение и использовавшихся в качестве разведчиков и бомбардировщиков.

Фото взлетающей лодки Савойя-Маркетти С-55

Лётно-технические характеристики самолёта модификации S-55A

  • Двигатель: Фиат A.22R
  • мощность, л.с.: 560
  • Размах крыла, м.: 24,0
  • Длина самолета, м.: 16,50
  • Высота самолета: 5,0
  • Площадь крыла, кв. м.: 93,0
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 5000
  • взлетная: 10 000
  • Скорость, км/ч:
  • Максимальная: 225
  • Крейсерская: 180
  • Потолок, м.: 3800
  • Дальность полета, км.: 3500

Фото Савойя-Маркетти S-55 в полете

Боевое использование гидросамолетов Савойя-Маркетти С-55

Гидросамолет Savoia-Marchetti S-55 на якорной стоянке

Гидросамолет Savoia-Marchetti S-55 на якорной стоянке

Во второй половине 20 — 30-х гг. гидропланы S-55 стали настоящими визитными карточками итальянской авиации и авиационной промышленности, совершив несколько дальних групповых перелетов. Однако к началу 1939 г. в строю ВВС Италии оставалось только 13 S-55, а к концу года все они были списаны.

В январе 1931 г. 11 S-55, совершивших перелет в Рио-де-Жанейро, были куплены бразильским правительством. В июле-сентябре 1932 г. они участвовали в операциях гражданской войны, но в 1937 г. эксплуатация бразильских S-55 прекратилась.

Семь гидросамолетов S-55 с моторами «Ассо 500» в 1933 г. получила Румыния. Все эти самолеты благополучно дослужили до начала войны с СССР. По состоянию на июнь 1941 г. они входили в состав 102-й эскадрильи. К ведению разведки они привлекались эпизодически — боевые задачи возлагались главным образом на более современные гидросамолеты CANT Z.501. Старые S-55 занимались поисково-спасательными операциями, контролем за состоянием минных заграждений и снабжением гарнизона острова Змеиный. В 1942 г. было потеряно два S-55, а к концу года последние машины этого типа были списаны по износу.

Шесть гражданских Savoia-Marchetti S-55 эксплуатировались в СССР на дальневосточных авиалиниях.

Являясь замечательной машиной для конца 20-х гг., ко времени Второй мировой войны S-55 успел совершенно устареть, и его участие в войне было лишь эпизодическим.

Схемы и чертежи самолёта Savoia-Marchetti S-55

Чертежи самолета Савойя-Маркетти S-55

(для увеличения фото в отдельном окне — кликните на картинку)

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image