Первый в серии трехмоторных бомбардировщиков фирмы SIAI S.81 «Pipistrello» был разработан под руководством А. Маркетти на основе пассажирского S.73. Машина представляла собой моноплан смешанной конструкции (деревянное крыло, металлический фюзеляж) с низкорасположенным крылом и неубирающимся шасси. Самолет имел довольно мощное оборонительное вооружение и мог поднять солидную бомбовую нагрузку, а большие габариты фюзеляжа, унаследованные от гражданского предшественника, позволяли применять S.81 в качестве транспортной машины. Конструкторы предусмотрели возможность установки на самолете двигателей нескольких типов: 9- или 14-цилиндровых моторов воздушного охлаждения различных фирм. Эта возможность была реализована в ходе серийного производства, позволяя избежать «моторного голода».
Прототип S.81 впервые поднялся в воздух 8 февраля 1935 г., и практически сразу после этого был выдан заказ на первую партию из 100 машин. Производство S.81 получило высший приоритет в связи с агрессией против Абиссинии и опасением возможной ответной реакции со стороны других государств. Выпуск осуществлялся несколькими фирмами на основе широкой кооперации, а общий объем производства составил 534 машины.
Основная модификация SIAI (Савойя-Маркетти) S.81
S.81 — самолет комплектовался одним из пяти типов двигателей: «Альфа-Ромео» AR 125 RC35 (680 л.с; построено 192 самолета), «Изотта-Фраскини» К14 (650 л.с; 96 машин), «Пьяджо» Р.Х RC15 (670 л.с; 48 самолетов), «Пьяджо» Р.IX RC40 (680 л.с; 140 самолетов) или «Альфа-Ромео» AR 126 RC34 (780 л.с; изготовлено 58 машин, кроме того, такими двигателями переоснащена часть самолетов ранних серий). Стрелковое вооружение — 6 7,7-мм пулеметов (по 2 в верхней и нижней полуубираемых установках, 2 в боковых окнах). Масса бомбовой нагрузки — 1200 кг (максимальная — 2000 кг). Экипаж — 6 чел.
Летно-технические характеристики самолета SIAI (Савойя-Маркетти) S.81
- Двигатели: Альфа-Ромео AR 126 RC34
- мощность, л.с.: 780
- Размах крыла, м.: 24,00
- Длина самолета, м.: 18,36
- Высота самолета, м.: 4,37
- Площадь крыла, кв. м.: 93,00
- Масса, кг:
- пустого самолета: 6800
- максимальная взлетная: 10 504
- Максимальная скорость, км/ч: 336
- Практический потолок, м.: 7000
- Дальность полета, км:
- Максимальная: 2000
- с максимальной бомбовой нагрузкой: 640
Боевое использование SIAI (Савойя-Маркетти) S.81
«Пипистрелло»
Поставки S.81 в части «Реджиа Аэронаутика» начались уже летом 1935 г. Первыми их получил 7-й стормо, затем 9-й, 13-й и 15-й. В декабре 1935 г. первые S.81 прибыли в Восточную Африку (туда направляли самолеты с моторами «Пьяджо» Р.Х RC15 как более надежные; для Ливии более подходящими считались двигатели «Изотта-Фраскини» К14). Помимо бомбардировок вражеских позиций, S.81 широко применялись для снабжения итальянских войск. После окончательной оккупации Абиссинии в Восточной Африке остались 36 S.81 для обеспечения деятельности колониальных войск.
Савойя-Маркетти S.81 стали первыми самолетами, выделенным для поддержки националистов в гражданской войне в Испании. 28 июля 1936 г. в Мелилью прибыли 9 таких машин, использовавшихся как для переброски войск мятежников из Марокко в Испанию, так и для бомбовых ударов (первый налет был выполнен 5 августа, а его целью стал республиканский крейсер). Количество S.81 в Испании быстро увеличивалось, и вскоре здесь воевали уже 3 группы, вооруженные такими самолетами — 25, 34-я и 35-я. Они активно участвовали в захвате Бильбао и Сантандера, осуществляли налеты на порты Средиземноморья. В начавшемся 25 июля 1938 г. сражении на реке Эбро итальянские бомбардировщики сыграли важную роль. В периоды наиболее напряженных боев одновременно в Испании находилось до 90-100 S.81, к концу 1938 г. их количество уменьшилось до 64 единиц, переданных франкистам.
Ко времени вступления Италии во Вторую мировую войну S.81 считался уже устаревшим, но все ещё продолжал активно эксплуатироваться. 10 июня 1940 г. в «Реджиа Аэронаутика» числилось 304 таких самолета, из них 59 в Восточной Африке (5 групп), 147 на других территориях (2 стормо в Ливии, 1 на Родосе, 1 группа в Албании и ряд частей в Италии), остальные находились в транспортных частях.
Самолеты, дислоцированные в Восточной Африке, бомбили Аден, действовали на морских коммуникациях противника, принимали участие в захвате Британского Сомали. Осенью 1940 г. они бомбили британские базы в Судане. Ввиду отсутствия пополнения и надлежащего техобслуживания к марту 1941 г. в строю оставалось только 3 самолета.
Весьма активно в первые месяцы войны действовал 39-й стормо, базировавшийся на Родосе. 12 его самолетов в ночь на 22 июня 1940 г. совершили первый налет на Александрию. 11 августа S.81 с Родоса бомбили Порт-Саид, несколько подобных налетов на цели в Египте были проведены в сентябре-октябре. В морском сражении при Пунта Стило первый налет на британские корабли 8 июля 1940 г. осуществили самолеты именно 39-го стормо. На следующий день три налета на вражеский флот выполнили «Пипистрелло» 37-го стормо.
В Ливии самолеты 14-го и 15-го стормо привлекались, главным образом, для воздушных перевозок, а ночные бомбардировочные налеты осуществляла переброшенная из Италии 54-я группа, летавшая на S.81 до марта 1941 г. В войне против Греции S.81 применялись как транспортные. В таком качестве «Пипистрелло» служили вплоть до капитуляции Италии. После него в составе ВВС Италии на стороне союзников числилось лишь 4 S.81. Гораздо больше таких самолетов осталось на севере Италии. Они попали в Люфтваффе и ВВС Итальянской социальной республики, где служили как транспортные.
Савойя-Маркетти S.81 «Пипистрелло» был типичным представителем бомбардировщиков середины 30-х гг. — тихоходных громоздких машин с неубирающимся шасси. Сыграв выдающуюся роль в гражданской войне в Испании, к 1940 г. он уже устарел. Тем не менее, и во Второй мировой войне он использовался в качестве бомбардировщика, в то время, как его «одноклассник» — немецкий Ju 52/3m -давно был переведен на роль транспортного.
Оставьте свой отзыв