Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Потез P.540/542/543

Потез Р.540 на аэродромеВ июне 1933 г. французское Министерство авиации объявило конкурс на создание самолета BCR (Bombardement, Combat, Reconnaissance) — универсального самолета, способного выступать одновременно в роли бомбардировщика, разведчика и самолета непосредственной поддержки. От BCR одновременно требовали скорости, маневренности, мощного оборонительного вооружения с круговым обстрелом, широкого ассортимента бомб.

Конструкторы фирмы «Потэз» постарались выполнить все эти требования, причем темпы проектирования были рекордными машину создали менее чем за полгода. Прототип Р.540.01 с 12-цилиндровыми моторами жидкостного «Испано-Сюиза» HS 12Xbrs (690 л.с.) впервые поднялся в воздух 14 ноября 1933 г.

Самолет объединял черты, свойственные и для уже уходящего, и для нового поколения бомбардировщиков. С одной стороны — закрытые кабины, экранированные турели, убирающееся шасси, с другой — громоздкая и невыгодная с точки зрения аэродинамики схема подкосного высокоплана с установкой мотогондол на сложной системе пилонов и стоек. Планер имел смешанную конструкцию.

Результаты испытаний прототипа были признаны вполне удовлетворительными, и в течение 1934 г. построили опытную серию из четырех самолетов, различающихся силовыми установками. В первой половине 1935 г. началось серийное производство, продолжавшееся до 1937 г. Изготовлено 270 самолетов.

Основные модификации Потез P.540:

Р.540 — двигатели HS 12Xirs/Xjrs (690 л.с). Стрелковое вооружение — 3 7,5-мм пулемета (по 1 в носовой, частично убирающейся верхней и нижней башнях). Масса бомбовой нагрузки — 1000 кг. Экипаж — 4-5 чел. Выпущено 185 самолетов.

Р.542 — 12-цилиндровые моторы жидкостного охлаждения «Лоррэн» 12Hdrs/Hers или 12Hfrs/Hgrs (720 л.с). Стрелковое и бомбовое вооружение соответствуют Р.540. Изготовлено 74 машины.

Р.543 — экспортный вариант для Румынии. Установлены 14-цилиндровые моторы воздушного охлаждения «Гном-Рон» GR 14Kdrs. Стрелковое вооружение — 3 7,92-мм пулемета. Масса бомбовой нагрузки — 1000 кг. Выпущено 10 единиц.

Технические характеристики самолета Потез Р.540

  • Двигатели: Испано-Сюиза HS 12Xirs/Xjrs
  • мощность, л.с.: 690
  • Размах крыла, м.: 22,10
  • Длина самолета, м.: 16,20
  • Высота самолета, м.: 3,88
  • Площадь крыла, кв. м.: 76,0
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 4124
  • взлетная: 5944
  • Скорость максимальная, км/ч: 310
  • Скороподъемность, м/с: 6,4
  • Потолок, м.: 10 000
  • Дальность полета, км:
  • с 1000 кг бомб: 850
  • максимальная: 1200

Боевое использование Potez P.540

Боевой дебют новых бомбардировщиков «Потэз» состоялся в Испании, республиканское правительство которой летом 1936 г. приобрело 6 самолетов этого типа. Впоследствии число заказанных бомбардировщиков достигло 50 единиц (или даже более), но из-за присоединения Франции к политике невмешательства реально в Испанию попало гораздо меньше. Среди поставленных самолетов были и Р.540, и Р.542, и не попавшие в Румынию Р.543. Самолеты в основном эксплуатировались в интернациональной эскадрилье «Эспанья». «Потезы», наряду с советскими СБ, являлись основными бомбардировщиками республиканских ВВС, хотя их эксплуатация сопровождалась рядом проблем. Особенно это касалось модификации Р.542 — установленные на ней моторы «Лоррэн» оказались весьма ненадежными.

В ВВС Франции самолеты Р.540 и Р.542 поступали на вооружение бомбардировочных и разведывательных авиачастей, но к 1938 г. они считались уже устаревшими и заменялись более современными машинами. Модифицированные для службы в колониях машины Р.540ТОЕ и Р.542ТОЕ служили в Северной и Экваториальной Африке, Ливане, Индокитае. По состоянию на 3 сентября 1939 г. в боевых частях числилось 85 Р.540/542 (73 исправных), которыми были укомплектованы 54-я и 63-я бомбардировочные, 36-я разведывательная эскадры, а также ряд групп в колониях. Все участие в войне свелось для них к нескольким разведывательным полетам.

За несколько месяцев «странной войны» процесс перевооружения новыми самолетами был почти завершен — на 10 мая 1940 г. в частях «первой линии» оставалось лишь 23 Р.540/542 (12 исправных), более 100 числилось в школах и резерве. В составе ВВС Виши продолжалась эксплуатация Potez Р.540/542 в колониях, часть самолетов передали в транспортную авиацию. В январе 1941 г. 3 самолета Р.542ТОЕ, находившиеся в Индокитае, участвовали в конфликте с Таиландом. Эти машины совершили несколько налетов на населенные пункты и группировки войск противника.

Самолеты семейства Потез Р.540 отличались простотой и легкостью пилотирования. Однако их летные данные для второй половины 30-х гг. были низкими, а сама концепция многоцелевого самолета BCR себя не оправдала.

Ключевые слова: ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image