Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фокке-Вульф FW-190

Первоначальные неудачи истребителей Мессершмитт Bf-109 в боях с советскими И-15 и И-16 в небе Испании и стремление обезопасить себя от подобных неприятностей в будущем побудили командование Люфтваффе провести в 1938 г. конкурс на создание более мощного истребителя. Фирма «Фокке-Вульф» приняла участие в этом конкурсе, представив проект истребителя со звездообразным двигателем воздушного охлаждения BMW 139. Конструктор самолета Курт Танк применил в истребителе «немодный» в то время двигатель воздушного охлаждения в расчете на то, что несмотря на его большую площадь поперечного сечения и соответственно большее аэродинамическое сопротивление, исключительно высокая мощность двигателя (1550 л. с. по сравнению с 635 л. с. двигателя водяного охлаждения Jumo 210D, стоявшего на первых модификациях Bf 109) обеспечит самолету отличные характеристики.

Истребитель Люфтваффе Фокке-Вульф-190

Истребитель Люфтваффе Фокке-Вульф-190

Состоявшийся в июне 1939 г. первый полет опытного образца самолета Fw 190 VI и последовавшие испытания в целом подтвердили расчеты конструкторов — скорость на высоте 5000 м 595 км/ч по сравнению с 550 км/ч у новейшей модификации Bf 109Е-3. Самолет обладал хорошей маневренностью и легкостью в управлении и более высокой, чем у Bf 109, устойчивостью при посадке, обеспеченной прочным шасси с широкой колеей. Некоторые проблемы возникли лишь в связи с перегревом двигателя, из-за чего температура в кабине во время полета повышалась до 55 градусов. Однако задержка в разработке самолета возникла подругой причине — фирма BMW предложила вместо двигателя BMW-139 использовать более мощный и перспективный двигатель BMW-801. Этот двигатель имел большую длину и гораздо больший вес, что потребовало перепроектировать подмоторную раму, сдвинуть кабину на 300 мм в сторону хвостовой части фюзеляжа и существенно усилить шасси. Все это повлекло за собой множество менее существенных изменений, так что первый полет модификации Фокке-Вульф Fw 190 V5 с новым двигателем состоялся лишь весной 1940 г. Самолет успешно прошел испытания и был запущен в серийное производство после внесения в его конструкцию некоторых изменений, главным из которых, пожалуй, было увеличение размаха крыла на один метр в целях повышения маневренности.

Самолет представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся в полете трехстоечным шасси с хвостовым колесом. Фюзеляж полумонококовой конструкции состоял из трех герметизированных отсеков — моторного, хвостового и отсека кабины. Моторные отсеки, как правило, изготавливались на двигателестроительных заводах и поставлялись вместе с капотами, маслорадиатором, маслобаком и необходимыми патрубками. На авиационных заводах они соединялись с помощью заклепок с изготовленными там отсеками кабины и хвостовыми отсеками. Хорошо отработанной с точки зрения технологии изготовления была и конструкция крыла самолета. Оно состояло из двух частей — верхней и нижней, каждая из которых собиралась методом высокопроизводительной открытой клепки панелей обшивки к каркасу. Обе части крыла соединялись между собой также методом клепки, а концовки крыла и детали передней кромки крепились с помощью шурупов. Преимущества такой конструкции крыла в полной мере проявились на заключительном этапе второй мировой войны, когда потребовалось развернуть массовое производство истребителей для борьбы с авиацией противника. Кабина Fw 190 была выполнена с обычным для немецких авиаконструкторов стремлением обеспечить пилоту наилучшие условия для ведения боя.

В состав радиооборудования самолета входила приемопередающая радиостанция FuG-16 ZY с блоком радиокомпаса, а также самолетная опознавательная радиостанция FuG-25А, представляющая собой приемопередатчик.

Истребитель Люфтваффе Фокке-Вульф-190На большей части самолетов Fw 190 устанавливался 14-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения BMW-801 в модификациях С и D. В ходе производства двигатель постоянно совершенствовался, развиваемая им мощность увеличивалась от 1560 до 1700 л. с.

К началу 1944 г., когда возможность повышения мощности двигателя BMW-801 была исчерпана, на самолете был установлен двигатель водяного охлаждения Jumo 213 мощностью 2240 л. с.

Двигатели комплектовались металлическими трехлопастными винтами-автоматами VDM 0-12176 A3 диаметром 3300 мм. Работа всей винтомоторной группы была в значительной степени автоматизирована. Первые модификации истребителя имели два синхронизированных 7,92-мм пулемета MG-17 над двигателем, две синхронизированные 20-мм пушки MG-151 и две несинхронизированные 20-мм пушки MG FF. В дальнейшем, после замены 7,92-мм пулеметов пушками калибром 20 мм и после установки в крыльях более мощных пушек, в том числе и калибром 30 мм, по весу минутного залпа Fw 190 оказался вне конкуренции.

Кроме мощного пулеметно-пушечного вооружения на Фокке-Вульф ФВ-190 могла быть размещена и весьма солидная бомбовая нагрузка. В зависимости от модификации самолета на устройствах наружной подвески могли быть подвешены бомбы весом до 700— 1000 кг, а в перегрузочном варианте – и до 1800 кг.

Боевое использование Фокке-Вульф ФВ-190

Первой среди боевых частей самолеты FW 190А получила летом 1941 г. группа II/JG 26. С сентября она участвовала в боях над Ла-Маншем. Вскоре к ней присоединилась III/JG 26, а затем началось перевооружение групп эскадры JG 2. В 1942 г. FW 190А перевооружили JG 1, также действовавшую на Западе. Со второй половины 1942 г. части «фокке-вульфов» стали привлекаться для перехвата американских бомбардировщиков над территорией Франции.

С ноября 1942 г. по май 1943 г. в Северной Африке воевали на FW 190А группы II/JG 2 и III/ZG 2 (последняя использовала «фокке-вульфы» в качестве истребителей-бомбардировщиков и в декабре была реорганизована в III/SKG 10). Самолеты участвовали в боях в Тунисе, нанося удары по позициям противника и выполняя задачи ПВО.

На Восточном фронте первые FW 190А появились в конце осени 1941 г., когда несколько таких машин передали на пополнение группы II/JG 54, действовавшей в районе Ржева. Но недоведенность системы охлаждения двигателя не позволила включить их в боевую работу. В сентябре 1942 г. «фокке-вульфами» перевооружили I/JG 51, воевавшую под Ленинградом, а вскоре переброшенную на центральный участок фронта. К концу года такие самолеты начала получать III/JG 51, а также воевавшие под Ленинградом группы I и II/JG 54. В начале 1943 г. FW 190А-3 и А-4 поступили в III/JG 54, а затем из Франции прибыла I/JG 26, вооруженная FW 190А-5 — её направили в район озера Ильмень,

В ходе операции «Цитадель» 4 группы, вооруженные FW 190, действовали на северном фасе Курской дуги. К началу битвы они насчитывали 186 самолетов. «Фокке-вульфы» с успехом применяли тактику блокирования районов действия собственной ударной авиации, оказавшуюся более эффективной, чем непосредственное сопровождение бомбардировщиков. Совершая в сутки по 3-4 вылета, немецкие летчики действовали большими группами, связывая боем или уничтожая малочисленные наряды советских истребителей. Однако и собственные потери были значительны — в частности, после провала «Цитадели» группу IV/JG 51 пришлось перевооружить с FW 190А на Bf 109G. Однако в последующих боях осени и зимы 1943-1944 гг. «фокке-вульфы» использовались более интенсивно, чем «мессершмитты» — FW 190А лучше подходили для действий с мокрых грунтовых аэродромов.

В первой половине 1944 г. количество FW 190А на Восточном фронте уменьшилось, но география их боевого применения расширилась. С лета группа II/JG 54 воевала над Карельским перешейком. Весьма интенсивно «фокке-вульфы» применялись в Прибалтике и Польше.

С весны 1943 г. части, вооруженные FW 190, включались в систему ПВО рейха. Не имеющие РЛС одномоторные истребители при ночных перехватах использовали тактику «дикого кабана», действуя в прожекторных полях. Помимо обычных истребительных частей, в июле 1944 г. в составе ПВО появились штурмовые отряды и группы — они имели FW 190А с усиленным бронированием и применялись для атак соединений вражеских бомбардировщиков в дневное время с минимальной дистанции.

Весьма незначительным оказалось участие FW 190А в попытке отражения высадки союзников в Нормандии — к июню 1944 г. во Франции находилось лишь 4 группы таких самолетов, к тому же, неполностью укомплектованных. А выделить дополнительные силы, сняв их с Восточного фронта или из ПВО рейха, не представлялось возможным. Из всей кампании 1944-1945 гг. на Западе наиболее заметным эпизодом боевого применения «фок-ке-вульфов» стала операция «Боденплат-те» — массированный удар по аэродромам союзников 1 января 1945 г., в котором участвовали 16 групп FW 190. К сколь-ни-будь заметным результатам он не привел, а вот потери люфтваффе были очень значительны — например, эскадра JG 2 лишилась 37 пилотов погибшими, ранеными и пропавшими без вести.

Самолеты FW 190D-9 появились в строевых частях осенью 1944 г. Первыми их получила группа III/JG 54, обеспечивавшая с аэродромов у голландской границы действия  первых в мире реактивных истребителей  Me-262 («фокке-вульфы» прикрывали их на взлете и посадке). В начале 1945 г. FW 190D-9 появляются и на Восточном фронте — на них, в частности, действовала группа II/JG 6, а в последние недели войны — перевооруженная с «мессершмиттов» IV/JG 51.

Поставки FW 190F в строевые части начались в конце 1942 г. В декабре их получил отряд 5./SchG 1, а в январе 1943 г. — 6./SchG 1. В бой на Восточном фронте они пошли в марте 1943 г., когда, базируясь в Павлограде, поддерживали контрнаступление вермахта на Донбассе. Помимо боевых порядков войск противника и позиций артиллерии, штурмовики наносили удары по железнодорожным узлам и аэродромам. Как правило, выполнялось два захода: в первом сбрасывались бомбы, а во втором цель обстреливалась пушечно-пулеметным огнем. Потери, понесенные в боях, быстро компенсировались промышленностью, и к лету 1943 г. в эскадре SchG 1 было уже 5 отрядов FW-190F. В начале июля эскадра располагала 85 такими самолетами. Сосредоточенные на аэродромах в районе Белгорода, они активно участвовали в операции «Цитадель» — Курской битве. Главными целями при этом являлись подвижные объекты (колонны войск, обозы и пр.) в ближнем тылу противника. После перехода советских войск в контрнаступление, авиация стала одним из главных средств сдерживания продвижения противника. В августе 1943 г. люфтваффе перешли к комбинированным ударам с участием больших групп разнотипных самолетов, в которых FW 190F действовали на нижнем эшелоне (1500-2000 м). Их основной задачей стало подавление зенитной артиллерии в целях обеспечения действий бомбардировщиков. За июль-август 1943 г. на Восточном фронте было потеряно 102 FW 190F (одна потеря приходилась примерно на 50 боевых вылетов).

Фокке-Вульф FW 190G дебютировали в бою на Западе. Ими в январе-феврале 1943 г. вооружили эскадру скоростных бомбардировщиков SKG 10. С марта FW 190G начали налеты на порты и другие объекты на побережье Англии. С середины апреля, наряду с дневными операциями, стали практиковаться и ночные налеты. При этом предварительно высылалась небольшая группа самолетов с целью отвлечь на себя ночные истребители противника, а примерно через час — основная ударная группа (вражеские «ночники» в то время как раз садились на аэродромы после первого вылета, что позволяло «фокке-вульфам» беспрепятственно бомбить цели).

В конце 1943 г. основные силы штурмовиков были сосредоточены на Восточном фронте. Здесь действовали группы II/SG 2 и II/SG 77, к которым добавилась эскадра SG 10. Последняя наряду с FW 190F и G эксплуатировала также самолеты FW 190А. Активизация действий авиации наблюдалась с началом весеннего улучшения погоды в 1944 г. Эскадра SG 10 в полном составе (свыше 100 самолетов) была сосредоточена в районе г. Яссы. В мае 1944 г. её самолеты активно противодействовали советскому наступлению, выполняя задачи не только штурмовиков, но и истребителей.

Весной и в начале лета 1944 г. количество штурмовых частей, получивших FW 190F/G, значительно возросло. Так, на центральном участке Восточного фронта (в Белоруссии), а затем в Прибалтике воевала III/SG 3. С середины лета к ней присоединилась III/SG 4, ранее действовавшая на Западе. С 6 июня 1944 г. она участвовала в ударах по плацдарму союзников в Нормандии, потеряв к 10 июня 2/3 своих самолетов, а после переформирования была переброшена на Восточный фронт. Осенью 1944 г. основным районом применения штурмовиков оставалась Прибалтика, но к концу года многие части были сконцентрированы в Венгрии, где SG 2 и SG 10 участвовали в боях в районе Будапешта.

К началу 1945 г. люфтваффе располагали 1331 штурмовиком, из них 1077 составляли FW 190F/G. Большинство их действовало на Восточном фронте. Непосредственно в строевых частях (без учета учебных и запасных) здесь находилось порядка 500 FW 190F/G, в то время как на Западном фронте и в Северной Италии — лишь 160 таких машин. Они приняли участие во всех операциях завершающего периода войны. Даже в последние месяцы войны штурмовики люфтваффе действовали большими группами по 20-40, а иногда до 60 машин, время от времени причиняя существенный урон советским войскам. Поставки техники с заводов позволяли поддерживать состав эскадр на достаточном уровне — например, действовавшая в районе Берлина SG 77 в начале апреля 1945 г. располагала 110 самолетами FW 190F. Но начинала ощущаться нехватка опытных пилотов. Тем не менее, до последних дней войны в боях участвовали эскадры SG 4 и SG 77, частично — SG 1 и SG 2, группа II/SG 3 и ряд учебных частей.

На Западе наиболее активно действовала ночная штурмовая группа NSGr 20, вооруженная FW 190F-8 и G-3. Её самолеты в декабре 1944 г. поддерживали наступление в Арденнах, а 1 января 1945 г. участвовали в операции «Боденплатте» — массированном ударе люфтваффе по аэродромам союзников.

Единственной страной, которой поставлялись истребители FW 190А, была нейтральная Турция. 72 полученных в 1942-1943 гг. самолетов FW 190Аа-3 эксплуатировались до 1948 г. Для испытаний 2 FW 190А были поставлены в Японию. С сентября 1942 г. на FW 190А летал на Восточном фронте отряд 15./JG 51, укомплектованный испанскими добровольцами, но входивший в состав люфтваффе.

72 самолета FW 190F получили венгерские ВВС. С ноября 1944 г. они служили в составе 102-й истребительно-бомбардировочной (с марта 1945 г. — штурмовой) группы, участвовавшей в боях вплоть до последних дней войны, когда в ней оставалось всего два исправных самолета. Несколько ФВ-190F, захваченных Румынией после перехода на сторону антигитлеровской коалиции, в боях не применялись.

В схватках с советскими Ла-5 «фокке-вульфы» показали гораздо лучшую маневренность и более высокие скоростные характеристики. «Яки» превосходили FW 190А в горизонтальном маневре на высотах менее 3000 м, но выше проигрывали им. Отличной репутацией среди пилотов люфтваффе пользовался FW 190D-9, считавшийся лучшим немецким истребителем, попавшим на фронт в сколь-нибудь заметном количестве.

Предпринятое в середине войны перевооружение штурмовых частей люфтваффе с Ju-87 на FW 190F/G позволило этим частям выполнять боевые задачи без истребительного прикрытия. Наибольших успехов пилоты FW 190F/G добивались при выполнении атак с применением бомб малого и среднего калибров, а также мощного стрелково-пушечного вооружения для поражения различных, прежде всего небронированных целей в ближнем советском тылу. Кроме того, они выполняли вылеты на прикрытие пикировщиков, вели тактическую разведку. Таким образом, FW 190 оказался не только неплохим истребителем, но и отличным многоцелевым самолетом.

В общем же, применение «фокке-вульфов» имело весьма ярко выраженную региональную специфику: если на Восточном фронте они использовались в основном в штурмовом варианте (на начало 1945 г. здесь действовало около 700 FW 190, из них 500 — в штурмовых эскадрах), то на Западном — в истребительном (на тот же период — примерно 760 FW 190, из них 160 штурмовиков). Для полноты картины отметим, что в то же время около 240 «фокке-вульфов» числилось в ПВО рейха.

Значительное количество «фоккевульфов» стали трофеями победителей. В частности, СССР захватил, среди самолетов других модификаций, не менее 12 FW-190D-9.

Технические данные истребителя Fw-190D-9

  • Экипаж: 1 человек
  • Максимальная взлетная масса: 4840 кг
  • Размеры: длина х высота х размах крыл: 10,20 х 3,35 х 10,50 м
  • Силовая установка:  количество двигателей х мощность:.1×1 776 л. с.
  • Максимальная скорость полета на высоте 6600 м.: 685 км/ч
  • Скороподъемность: 12—14 м/с
  • Практический потолок: 12 000 м
  • Дальность полета: 835 км
  • Вооружение: 2 х 13-мм пулемета MG-131, 2 х 20-мм пушки MG-151
  • Максимальная бомбовая нагрузка: 500 кг

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ФОККЕ-ВУЛЬФ FW-190

  • Цельнометаллическое хвостовое оперение выполнено свободнонесущим с регулируемым в полете стабилизатором;
  • Сдвижная часть фонаря кабины выполнена из целого куска плексигласа, неподвижный козырек фонаря снабжен 57-мм бронестеклом. Общий вес установленной на самолете брони сocтавляет  110 кг;
  • Два синхронных 13-мм пулемета MG-17 установлены под капотом двигателя;
  • Двигатель воздушного охлаждения BMW-801D мощностью 1700 л. с.;
  • Металлический трехлопастный винт регулируемого шага VDМ, работа винтомоторной группы автоматизирована благодаря применению центрального командного прибора-регулятора;
  • Синхронная (в корне крыла) и несинхронная 20-мм пушки MG 151/20. их скорострельность составляла до 900 выстрелов в минуту, запас снарядов 170—200 штук на ствол;
  • Консоли цельнометаллического крыла состояли из двух половин — верхней и нижней, каждая собиралась методом высокопроизводительной клепки панелей обшивки к каркасу;
  • Фюзеляж полумонококовой конструкции состоял из трех герметизированных отсеков: моторного, хвостового и отсека кабины;
  • Моторные отсеки поставлялись в комплекте с мотором двигателестроительным заводом, отсеки кабины и хвостовые отсеки изготавливались авиационным заводом, на котором производилась и окончательная сборка самолета;

МОДИФИКАЦИИ Fw-190

Хорошие летные характеристики и мощное вооружение позволяли использовать Fw 190 в широком диапазоне от истребителя до штурмовика и бомбардировщика. При этом, как и в случае истребителя Bf 109, оптимизация основных модификаций самолета для выполнения конкретных задач осуществлялась с помощью переделочных комплектов.

Всего использовалось более 50 модификаций и вариантов Fw 190, из которых основными являлись следующие:

Fw 190А-0 — выпущенная в конце 1940 г. предсерийная партия из 10 самолетов, предназначенных для войсковых испытаний. На самолетах были установлены двигатели BMW 801 С, вооружение состояло из четырех 7,92-мм пулеметов.

Fw 190А-1 — первая серийная модификация. Всего было заказано 100 машин этой модификации. Вооружение последних самолетов этой серии было усилено за счет дополнительной установки в консолях крыла двух 20-мм авиапушек MG FF.

Fw 190А-2 — развитие модификации Fw 190А-1 с более мощным двигателем BMW-801С-2. Вооружение — четыре 7,92-мм пулемета и две 20-мм авиапушки.

Fw 190А-3 — выпуск самолетов этой модификации был начат осенью 1941 г. На них устанавливались двигатели BMW-801Dd мощностью 1800 л. с, что позволило переоборудовать часть самолетов этой модификации в истребители-бомбардировщики, способные нести до 500 кг бомб. Имелись также варианты истребителя-разведчика, высотного истребителя и экспортный вариант для поставки в Турцию.

Fw 190А-4 — в эскадрах Люфтваффе самолеты этой модификации впервые появились летом 1942 г. Двигатели этих самолетов BMW-801D-2 имели систему MW-50, обеспечивающую впрыск в цилиндры двигателя воднометаноловой смеси для кратковременного увеличения его мощности до 2100 л. с. При этом достигалось увеличение скорости полета до 670 км/ч на высоте 6400 м. Кроме того, на самолетах, предназначенных для воздушной поддержки Африканского корпуса Роммеля, монтировались дополнительные фильтры, предотвращавшие попадание песка внутрь двигателя (Fw 190А-4/Тгор).

Фокке-Вульф FW-190A5

Fw 190А-5 — первые самолеты этой модификации появились в начале 1943 г. Двигатель на этих самолетах был установлен на усовершенствованной мотораме, однако основной особенностью их являлось дальнейшее усиление вооружения (шесть пушек на Fw 190A-5/U9 и других вариантах) и увеличение бомбовой нагрузки до 1000 кг.

Fw 190А-6 — на самолетах этой модификации широко применялись 30-мм пушки МК 103 и МК 108, масса снарядов которых была в три раза больше, чем у MG 151. Под консолями крыла Fw 190A-6/R6 устанавливались две пусковые установки исключительно мощных 210-мм реактивных снарядов Wgr 21.

Fw 190А-7 — эта модификация истребителя-бомбардировщика использовалась с декабря 1943 г. в основном в зоне Средиземного моря и отличалась от предыдущей модификации тем, что фюзеляжные 7,92-мм пулеметы были заменены 13-мм пулеметами или 20-мм пушками. С учетом опыта эксплуатации Fw 190

предыдущих модификаций было также выполнено усиление шасси.

Fw 190А-8 — модификация с увеличенной на 114 л емкостью топливных баков. Имелись варианты двухместного учебно-тренировочного самолета, торпедоносца и всепогодного истребителя-перехватчика со специальным радиооборудованием и автопилотом. Самолеты этой модификации использовались для отработки ракет X 4 и R4M.

Фокке-Вульф FW-190A5/U14Fw 190В, С —экспериментальные модификации Fw 190, разработанные с целью повышения летно-тактических характеристик самолета. Проводились эксперименты с герметичной кабиной, крылом большей площади и двигателями с турбонагнетателями различной конструкции.

Fw 190D-0 — дальнейшее развитие модификации Fw 190А-7. Вместо двигателя воздушного охлаждения установлен двенадцатицилиндровый двигатель жидкостного охлаждения Jumo 213А мощностью 1750 л. с, которая могла быть увеличена до 2100-2240 л. с. за счет использования системы MW-50. Для повышения маневренности на самолетах этой модификации внешне крыльевые пушки не устанавливались.

Fw 190D-10 — модификация с двигателем Jumo 213 С, в развале цилиндров которого вместо двух 13-мм пулеметов установлена 30-мм пушка МК-108.

Fw 190D-11 — самолет-истребитель с очень сильным вооружением, состоявшим из установленных в крыле двух 20-мм и двух 30-мм пушек.

Fw 190D-12 — штурмовая модификация, вооружение аналогично предыдущей модификации, но броневая защита двигателя и кабины пилота усилена.

Фокке-Вульф FW-190F-8R3

Fw 190F-1, F-2, F-3, F-8, F-9 — мощное вооружение и хорошая броневая защита позволяли использовать истребители Fw 190 в качестве штурмовиков. Соответствующее переоборудование самолетов производилось с помощью переделочных комплектов. В связи с этим возникла мысль выпускать Fw 190 сразу в варианте штурмовика. Первая чисто штурмовая модификация Fw 190F-1 была разработана на базе Fw 190А-4 в конце 1942 г. На самолете было установлено дополнительное бронирование двигателя и кабины пилота, а также смонтированы бомбодержатели. Внешние крыльевые 20-мм пушки на самолетах этой модификации не устанавливались. Последующие штурмовые модификации также создавались на базе находящихся в производстве модификаций истребителя. На многих из них была предусмотрена подвеска дополнительных топливных баков. Вес бомбовой нагрузки достиг 1000-1100 кг.

Fw 190G-1, G-2, G-3, G-5, G-6, G-7, G-8 — модификации истребителя-бомбардировщика (фронтового бомбардировщика) разработаны для замены устаревших пикирующих бомбардировщиков Ju 87. Стрелково-пушечное вооружение этих самолетов состояло из двух пушек, максимальная бомбовая нагрузка была доведена до 1800 кг. Использование Fw 190 в качестве бомбардировщика было связано с большими потерями, так как из-за отсутствия задней огневой точки они были беззащитны от атаки задней полусферы (как это имело место в случае одноместных советских штурмовиков Ил-2).

Фокке-Вульф FW-190SВсего было выпущено 20 087 самолетов Fw-190 (включая 86 опытных), из них примерно одна треть — в вариантах штурмовика и истребителя-бомбардировщика.

Истребительные модификации оценивались достаточно высоко благодаря высокой скорости и сильному вооружению, однако маневренность самолета оставляла желать лучшего — сказывалась нехватка мощности двигателя.

В этой связи представляет интерес мнение некоторых специалистов, что с двигателем мощностью 2350—2800 л. с. Фокке-Вульф Fw-190 превратился бы в выдающийся истребитель. Такого двигателя у Германии не было.

Статистика серийного производства самолётов Фокке-Вульф FW-190 различных модификаций1

Модификация Год Выпуск Производитель Примечания
FW 190V-1 1939 4 Focke-Wulf V-1 — V-4 (остальные – учтены в серийных вариантах )
FW 190A-0 1940 24 Focke-Wulf
FW 190A-1 1940 104 Focke-Wulf в т.ч. прототипы V7 и V9
FW 190A-2 1941 96 Focke-Wulf
FW 190A-2 1942 240 AGO
FW 190A-2 1942 90 Focke-Wulf
FW 190A-3 1942 149 Focke-Wulf
FW 190A-3 1942 20 Fieseler
FW 190A-3 1942 340 Arado
FW 190A-4 1942 230 AGO 08.1942 — 08.1943
FW 190A-4 1942 314 Arado 07.1942 — 06.1943
FW 190A-4 1942 250 Focke-Wulf 06.12.1942
FW  190А-4 1942 180 Fieseler 07.1942 — 03.1943
FW 190A-5 1942 29 Focke-Wulf 11.12.1942
FW 190B 1942 3 Focke-Wulf
FW 190C 1942 5 Focke-Wulf V29-V33
FW 190F-1 1942 30 Focke-Wulf
FW 190A-5 1943 428 AGO 01.06.1943
FW 190A-5 1943 83 Прочие, Германия2 04.06.1943
FW 190A-5 1943 180 Arado 01.06.1943
FW  190A-5 1943 832 Focke-Wulf 01.08.1943
FW 190A-5 1943 200 Fieseler 02.06.1943
FW 190A-6 1943 240 Arado 07.12.1943
FW 190A-6 1943 347 Fieseler 05.11.1943
FW 190A-6 1943 445 AGO 06.11.1943
FW 190A-7 1943 16 Fieseler 01.12.1943
FW 190A-7 1943 130 Arado 11.12.1943
FW 190F-2 1943 271 Focke-Wulf
FW 190F-3 1943 250 Focke-Wulf 247 + 3 F-3/R-3
FW 190G-2 1943 601 Focke-Wulf 12.1942 — 07.1943
FW 190G-3 1943 150 Focke-Wulf 07.08.1943
FW 190A-6 1944 125 Arado 01.02.1944
FW 190A-6 1944 35 Прочие, Германия 01.03.1944
FW 190A-7 1944 180 Arado 01.02.1944
FW 190A-7 1944 180 Fieseler 01.03.1944
FW 190A-7 1944 195 Focke-Wulf 01.03.1944
FW 190A-8 1944 1330 Fieseler 02.12.1944
FW 190A-8 1944 120 Arado 08.09.1944
FW 190A-8 1944 40 Прочие, Германия 01.07.1944
FW 190A-8 1944 430 Dornier 10.12.1944
FW 190A-8 1944 2140 AGO 04.12.1944
FW 190A-8 1944 25 Weserflug 01.10.1944
FW 190A-8 1944 2332 Focke-Wulf 02.12.1944
FW 190A-8/U1(FW-190S)3 1944 58 Focke-Wulf обычно добавляются к А-8
FW 190A-9 1944 610 Focke-Wulf 09.12.1944
FW 190A-9 1944 50 Dornier 01.12.1944
FW 190A-9 1944 90 Mimetall 08.09.1944
FW 190D-9 1944 260 Fieseler 01.12.1944
FW 190D-9 1944 430 Focke-Wulf 08.12.1944
FW 190D-9 1944 175 Прочие, Германия 01.12.1944
FW 190F-8 1944 385 Arado
FW 190F-8 1944 1 Focke-Wulf опытный FW 190F-16, 12.1944
FW 190F-9 1944 2 Arado V35, V36. Остальное — переделки FW  190А-7/А-8
FW 190G-8 1944 1793 Focke-Wulf Оценка по данным Brutting4
FW 190A-8 1945 180 Dornier 01.01.1945
FW 190A-9 1945 10 Прочие, Германия 01.01.1945
FW  190А-9 1945 80 Focke-Wulf 01.01.1945
FW 190A-9 1945 70 Dornier 01.02.1945
FW 190D-9 1945 50 Weserflug 12.1944 — 02.1945
FW 190D-9 1945 420 Fieseler 01.01.1945
FW 190D-9 1945 320 Focke-Wulf 01.02.1945
FW 190D-9 1945 150 Прочие, Германия
FW 190D-11 1945 20 Focke-Wulf 02.03.1945
FW 190D-13 1945 1 Focke-Wulf
FW 190F-8 1945 1 Focke-Wulf опытный FW 190F-15, 03.1945
FW 190G-8 1945 1432 Focke-Wulf Оценка по данным Brutting5
SNCAC NC.900 1945 64 SNCAC после освобождения

Статистика выпуска FW-190 разными производителями

Производитепь 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Итого
AGO 470 873 2140 3483
Arado 654 550 812 2016
Dornier 480 250 730
Fieseler 200 563 1770 420 2953
Focke-Wulf 4 128 96 556 2104 5419 1854 10161
SNCAC6 64 64
Weserflug 25 50 75
Прочие, Германия 83 250 160 493
Mimetall 90 90
Общий итог 4 128 96 1880 4173 10986 2798 20065

Статистика производства различных модификаций

Модификация 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Итого
FW 190V-1 4 4
FW 190A-0 24 24
FW 190A-1 104 104
FW 190A-2 96 330 426
FW 190A-3 509 509
FW 190A-4 974 974
FW 190A-5 29 1723 1752
FW  190А-6 1032 160 1192
FW 190A-7 146 555 701
FW 190A-8 6417 180 6597
FW 190A-8/Ul(FW 190S) 58 58
FW 190A-9 750 160 910
FW 190B 3 3
FW 190C 5 5
FW 190D-9 865 940 1805
FW 190D-ll 20 20
FW 190D-13 1 1
FW 190F-1 30 30
FW 190F-2 271 271
FW 190F-3 250 250
FW 190F-8 386 1 387
FW 190F-9 2 2
FW 190G-2 601 601
FW  190G-3 150 150
FW 190G-87 1793 1432 3225
SNCAC NC 900 64 64
Общий итог 4 128 96 1880 4173 10986 2798 20065

 

Примечания:
  1. Данные выпуска ФВ-190 приводятся по статье Ю.В. Кузьмина «Сколько же было FW 190″//Легенды и мифы авиации. Вып. 5. Из истории отечественной и мировой авиации : сб. ст. / [ред.-сост. Ю. В. Кузьмин]. — М., 2013. , с.163-164 []
  2. небольшие сборочные цеха []
  3. двухместный учебный вариант []
  4. Georg Brutting; Peter Supf. Das Buch der deutschen Fluggeschichte. 3, Die grosse Zeit der deutschen Luftfahrt bis 1945, 1979 (третье издание — 2008), ISBN 978-3-7956-0289-5. []
  5. Georg Brutting; Peter Supf. Das Buch der deutschen Fluggeschichte. 3, Die grosse Zeit der deutschen Luftfahrt bis 1945, 1979 (третье издание — 2008), ISBN 978-3-7956-0289-5. []
  6. Построены после освобождения Франции: 40 для ВВС Франции и 24 для ВМС Франции []
  7. К данным о выпуске G-8 надо относиться осторожно []

Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image