Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Фиат CR.32

Итальянский истребитель-биплан Fiat CR.32quarter

Итальянский истребитель-биплан Fiat CR.32quarter

Эта машина, названная известным авиационным историком Дж. Томпсоном «лучшим истребителем 30-х гг.», была одним из символов «Реджиа Аэронаутика». Разработанная под руководством Ч. Розателли, она стала плодом эволюционного развития длинной линии истребителей, начиная с появившегося в 1922 г. CR.1.

Непосредственным предшественником CR.32 был полутораплан Фиат CR.30. При создании «32-й» модели конструктор преследовал цель максимально улучшить лет-но-технические характеристики, не имея возможности применить более мощную силовую установку. Естественным выходом было максимально ужать габариты и уменьшить вес — что и удалось сделать. Площадь крыла на Fiat CR.32 уменьшили по сравнению с предшественником на 5 кв. м — с 27,05 до 22,1 кв. м, фюзеляж укоротили на полметра. Благодаря принятым мерам удалось существенно улучшить маневренность машины -качество, считавшееся особенно важным в 30-е гг., в период торжества тактики воздушного боя «собачья свалка». Скорость же осталась примерно на уровне предшественника. В общем же самолет представлял собой вполне традиционный полутораплан с неубирающимся шасси.

Прототип впервые поднялся в воздух 28 апреля 1933 г. Поставки серийных самолетов начались в марте 1934 г. и продолжалось в Италии до 1938 г. (в Испании строился в 1940-1943 гг.). Общий объем выпуска составил 1003 самолета в Италии и 100 в Испании.

Летно-технические характеристики Фиат CR.32

Двигатель: Фиат A.30RA
мощность, л.с.: 600
Размах крыла, м.
верхнего: 9,5
нижнего: 6,145
Длина самолета, м.: 7,45
Высота самолета, м.: 2,63
Площадь крыла, кв. м.: 22,10
Масса, кг:
пустого самолета: 1325
взлетная: 1850
Максимальная скорость, км/ч:
у земли: 340
на высоте 1000 м.: 337
на высоте 3000 м.: 375
на высоте 5000 м.: 352
Время набора высоты 3000 м, мин, с.: 5’10»
Практический потолок, м.: 8800
Продолжительность полета, ч.: 2

Основные модификации истребителя Фиат CR.32

Fiat CR.32

Fiat CR.32

CR.32 — базовая модель. Вооружен двумя 12,7-мм синхронными пулеметами (в варианте для Китая — двумя 7,7-мм пулеметами). До февраля 1936 г. построено 282 машины.

CR.32bis — вооружение усилено за счет двух 7,7-мм пулеметов в обтекателях над верхним крылом. Двигатель A.30RAbis с новым карбюратором, позволившим снизить расход топлива и, соответственно, увеличить на полчаса продолжительность полета. Также был введен особый режим взлетного форсажа, позволявший в течение трех минут поднять мощность до 800 л.с. До лета 1937 г. выпущено 287 самолетов.

CR.32ter — для улучшения летных качеств вооружение вновь ограничено двумя 12,7-мм пулеметами. Во втором полугодии 1937 г. изготовлено 150 самолетов.

CR.32quater — внесены незначительные усовершенствования (изменен козырек кабины, установлен новый телескопический прицел). Самолет приспособлен для подвески 12 2-кг или двух 50-кг авиабомб. В 1938 г. произвели 287 машин.

HA-132-L — вариант, строившийся по лицензии на заводе «Испано Авиасьон» в Севилье. Соответствовал модификации CR.32quater. В 1940-1943 гг. изготовлено 100 единиц.

Боевое использование Fiat CR.32

Помимо Италии самолет находился на вооружении ряда других стран. Первым покупателем стал Китай, получивший 16 CR.32 даже раньше, чем начались поставки в ВВС Италии. Однако в Китае эти истребители не пользовались популярностью — двигатели A.30RA работали на бензино-бензольно-спиртовой смеси, не применяемой ни на каком другом типе самолетов китайских ВВС. CR.32, успев послужить во 2-й, 8-й и 14-й авиагруппах, к концу 1936 г. были списаны.

Около 400 самолетов попало в Испанию, где они служили как в франкистской авиации, так и в составе итальянского экспедиционного корпуса — «Авиацьоне Легионариа». В Испании самолет прозвали «Чирри» — «Сверчок» (Chirri -созвучно аббревиатуре CR). К началу 1940 г. ВВС Испании располагали 242 CR.32. С 1942 г. часть машин переоборудовалась в двухместные учебные. Последние НА-132-L дослужили в испанских авиашколах до 1957 г.

В 1935-1936 гг. 50 CR.32 получила Венгрия. Эти самолеты участвовали в быстротечном конфликте со Словакией в 1939 г., записав на свой счет девять воздушных побед и не понеся потерь, но к 1941 г. уже были заменены более современными истребителями. 45 самолетов CR.32bis в 1936 г. было поставлено в Австрию. Ими укомплектовали 2-ю истребительную эскадру. После аншлюса австрийские Фиат CR.32bis вошли в состав Люфтваффе и использовались в качестве учебных. В 1938 г. самолеты CR.32quater закупила Венесуэла (9 машин) и Парагвай (5). Венесуэльские самолеты отличались от стандартных увеличенными радиаторами, необходимыми для эксплуатации в жарком климате.

Fiat CR.32ter

Fiat CR.32ter

Итальянские CR.32, помимо войны в Испании, приняли участие в быстротечной кампании по захвату Албании в апреле 1939 г. К моменту вступления Италии во Вторую мировую войну 10 июня 1940 г. «Реджиа Аэронаутика» располагала 294 CR.32 (177 исправных).

Ими были вооружены 2-я и 24-я группы в континентальной Италии, 157-я на Сицилии, 9-я на Сардинии 8-я и 13-я (последняя перевооружалась на CR.42) в Ливии, 160-я в Албании, а также 163-я отдельная АЭ на о. Родос и 410-я и 411-я АЭ в Абиссинии. В Северной Африке самолеты CR.32 показали свою полную несостоятельность в схватках с более современными британскими истребителями «Гладиатор» и «Харрикейн», и уже в конце июня 1940. г. началась передача их в штурмовые части (12-ю и 16-ю группы). В этом качестве они использовались до начала 1941 г. В Восточной Африке CR.32 прослужили примерно до середины 1941 г. Самолеты 2-й и 160-й групп в конце 1940 г. приняли ограниченное участие в кампании против Греции.

Ключевые слова: , ,
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image