Мартин 139/166 представлял собой двухмоторный цельнометаллический бомбардировщик-моноплан с убирающимся шасси, разрабатывавшийся с конца 1929 г. под руководством П.М. Магрудера.
Прототип «модель 123» с моторами «Райт» SR-1820Е (600 л.с.) был облётан 16 февраля 1932 г. В машине были воплощены все самые передовые достижения самолетостроения того времени, что положительным образом сказалось на её летных данных. В доработанном виде машина, получившая фирменное обозначение «модель 139», была принята на вооружение Авиакорпуса Армии США, и в январе 1933 г. фирма получила заказ на первую партию из 48 самолетов.
Общий объем производства, продолжавшегося до 1939 г., составил 342 машины, из них 189 — на экспорт.
Основные модификации Martin 139/166
В-10 — двигатели «Райт» R-1820-25 (675 л.с; на 14 самолетах YB-10) или R-1820-33 (775 л.с; на 108 машинах В-10В). Стрелковое вооружение — 3 7,62-мм пулемета (по 1 в носовой, верхней и нижней установках). Масса бомбовой нагрузки — 1025 кг. Экипаж — 3-4 чел.
В-12 -двигатели «Пратт энд Уитни» R-1690-11 (775 л.с). Вооружение и бомбовая нагрузка аналогичны В-10. Изготовлено 32 машины (7 YB-12 и 25 В-12).
«Мартин» 139WAA/WAN — экспортные варианты для ВВС и морской авиации Аргентины. Двигатели R-1820-F53 (750 л.с). В 1937-1938 гг. поставлено 40 самолетов — 27 139WAA и 13 139WAN.
«Мартин» 139WC — экспортный вариант для Китая. Двигатели R-1820-G2 (900 л.с). В 1937 г. поставлено 5 единиц.
«Мартин» 139WT — вариант для Турции с моторами R-1820-G2 (850 л.с). Поставлено в 1938 г. 20 самолетов.
«Мартин» 139WS — вариант для Сиама (Таиланда). Двигатели R-1820-G3 (840 л.с). В 1938 г. поставлено 6 машин.
«Мартин» 139WH — самолеты для ВВС Голландской Ост-Индии. Поставлено 12 машин 139WH-1 с моторами R-1820-F53 (в 1936-1937 гг.), 26 139WH-2 с R-1820-G3 (в 1937-1938 гг.) и 98 139WH-3 (также обозначавшихся «модель 166») с моторами R-1820-G102 (1200 л.с.) и бомбовой нагрузкой 2000 кг в 1938-1939 гг.
Технические характеристики бомбардировщика Мартин В-10В
- Двигатели: Райт R-1820-33
- мощность, л.с.: 775
- Размах крыла, м.: 21,49
- Длина самолета, м.: 13,64
- Высота самолета, м.: 4,7
- Площадь крыла, кв. м.: 62,99
- Масса, кг:
- пустого самолета: 4391
- нормальная взлетная: 6622
- максимальная взлетная: 7439
- Скорость максимальная, км/ч: 343
- Скороподъемность, м/с: 7,45
- Потолок, м.: 7375
- Дальность полета, км.: 2000
Боевое использование Мартин 139/166
В Авиакорпусе Армии США самолеты В-10 и В-12 были основными средними бомбардировщиками в середине и второй половине 30-х гг., но в 1940 г. они уже были сняты с вооружения боевых частей.
Китайские самолеты «Мартин» 139WC с августа 1937 г. по май 1938 г. участвовали в боевых действиях против японцев.
В Аргентине и Турции «Мартины» 139 в боевых действиях не участвовали, мирно прослужив до смены более современными машинами.
Самолеты ВВС Сиама в 1940-1941 гг. принимали участие в конфликте с Французским Индокитаем. После превращения Сиама в сателлита Японии новые союзники передали 9 бывших голландских «Мартинов» 139WH-1 и WH-2. Эксплуатировались «Мартины» в ВВС Таиланда до 1949 г.
В ВВС Голландской Ост-Индии самолетам «Мартин» 139WH укомплектовали три авиагруппы. К моменту нападения Японии в декабре 1941 г. в строю насчитывалось примерно 80 таких бомбардировщиков, ещё около 20 числилось в школе. Первые боевые вылеты были совершены 17 декабря 1941 г., когда «Мартины» бомбили японское десантное соединение у берегов Борнео. Они добились некоторых успехов (например, 18 декабря потопили эсминец «Синономе»), но помешать высадке не смогли. К концу января 1942 г. все уцелевшие бомбардировщики (около 45 единиц) сосредоточили на о. Ява. Потери быстро росли. На 15 февраля оставалось 20 боеспособных самолетов, на 1 марта — 16 (еще столько же нуждались в ремонте). 7 марта налет японцев уничтожил последние бомбардировщики, подготовленные к эвакуации в Австралию.
Создав в начале 30-х гг. свой самолет «модель 139», фирма «Мартин» задала определенный мировой стандарт для скоростных бомбардировщиков нового поколения, а само название «Мартин-бомбер» стало именем нарицательным — так, например, называли советские СБ ещё со времен войны в Испании. Тем не менее, к началу Второй мировой войны этот самолет был уже устаревшим.
Оставьте свой отзыв