Военные летчики России:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
 
 

Йокосука D4Y «Сусей» («Комета»)

Японский пикировщик Йокосука D4Y1Одномоторный палубный пикирующий бомбардировщик, созданный «по мотивам» немецкого самолета «Хейнкель» Не 118, испытывавшегося в Японии. Тактико-технические требования к нему определялись спецификацией 13-Си, разработанной в конце 1938 г. От машины требовалась максимальная скорость 518 км/ч, крейсерская — 426 км/ч, дальность полета с одной 250-кг бомбой — 1480 км (в разведывательном варианте без бомб — 2220 км). Самолет должен был иметь размеры меньшие, чем у Не-118. Максимальная бомбовая нагрузка — 500 кг (именно такой калибр бомбы обеспечивал, по расчетам, поражение перспективных британских авианосцев типа «Илластриес» с бронированной палубой), стрелковое вооружение -три пулемета, в т.ч. один подвижный в кабине у штурмана.

На бесконкурсной основе задание на проектирование нового пикировщика получил 1-й морской авиационно-технический арсенал, находящийся в Йокосуке. Разработку возглавил М. Ямана. Опираясь на общие конструкторские решения Не 118, коллектив Яманы создал компактный цельнометаллический среднеплан. Размах крыла его был даже меньше, чем у истребителя А6М2, что позволило обойтись без механизма складывания консолей крыла, сэкономив вес. Фюзеляж же был несколько длиннее, что и понятно -ведь D4Y1 был двухместным. Несмотря на размеры, меньшие, чем у пикировщика D3A1, конструкторам удалось втиснуть в самолет такой же запас топлива, организовав при этом ещё и бомбоотсек для 500-кг бомбы. От своего германского прототипа «Сусей» унаследовал богатую механизацию. В качестве силовой установки выбрали необычный для японского флота мотор жидкостного охлаждения — «Ацута», лицензионный вариант немецкого DB 601.

Первый прототип с мотором «Ацута» 11  (960 л.с; импортированный из Германии DB 600G) вышел на испытания в декабре 1940 г. Такими же двигателями комплектовались и следующие 4 прототипа. Самолеты показали хорошие летные данные, но внедрение D4Y1 в серийное производство задерживалось из-за проблем с освоением выпуска моторов «Ацута». Мелкосерийный выпуск начался в октябре 1942 г., полномасштабное производство — в июне 1944 г. Общий объем производства, осуществлявшегося, в основном, фирмой «Аичи» и продолжавшегося до 1945 г., превысил 2000 единиц. В системе кодов союзников обозначался «Джуди».

Основные модификации Йокосука D4Y «Сусей» («Комета»):

D4Y1-C («палубный самолет-разведчик морской тип 2 модель 11») — первый серийный вариант, строившийся не как пикировщик, а как разведчик. Двигатель АЕ1А «Ацута 21» (1200 л.с). Стрелковое вооружение — 2 7,7-мм синхронных пулемета и 1 7,92-мм пулемет на верхней установке. Бомбовое вооружение отсутствует — в бомбоотсеке установлен дополнительный топливный бак. Экипаж — 2 чел.

D4Y1 («морской бомбардировщик «Сусей» модель 11») — пикировщик. Двигатель «Ацута 21». Стрелковое вооружение аналогично D4Y1-C. Бомбовая нагрузка -560 кг (1 500-кг бомба в бомбоотсеке, 2 30-кг бомбы под крылом). Экипаж — 2 чел. С июня 1943 г. по май 1944 г. фирма «Аичи» выпустила 666 (по другим данным 705) самолетов.

D4Y1 Каи («морской бомбардировщик «Сусей» модель 21») — модификация, приспособленная для катапультного старта (установлены захваты для катапульты и усилена конструкция планера). Предполагались для применения с линкоров-авианосцев «Исе» и «Хиуга».

D4Y2 («модель 12») — двигатель АЕ1Р «Ацута» 32 (1400 л.с). Стрелковое вооружение и бомбовая нагрузка соответствуют D4Y1. Увеличен запас топлива. Подвариант D4Y2 Каи («модель 22») представлял собой катапультный бомбардировщик, a D4Y2a («модель 12А») и D4Y2a Каи («модель 22А») имели в верхней установке 13,2-мм пулемет, а не 7,92-мм. Фирма «Аичи» с мая по август 1944 г. выпустила 320 (по другим данным — 281) самолет,  11-й арсенал в Хиро построил 215 самолетов, включая и модификацию D4Y3 (некоторые источники называют цифру в 334 самолета).

D4Y2-R («базовый разведывательный самолет тип 2 модель 12») — разведчик на базе D4Y2. Построено небольшое количество, включая самолеты D4Y2-Ra с 13,2-мм пулеметов в верхней установке.

D4Y2-S («ночной самолет-истребитель тип 2 «Сусей» модель 12Е») — одноместный истребительный вариант.

D4Y3 («палубный пикирующий бомбардировщик тип 2 «Сусей» модель 33) -двигатель воздушного охлаждения «Мицубиси» МК8Р «Кинсей» 62 (1500 л.с). Стрелковое вооружение соответствует D4Y2 (на варианте D4Y3a — D4Y2a). На подкрыльевых узлах возможна подвеска 250-кг бомб. Уменьшен запас топлива. Выпускался фирмой «Аичи» с июня 1944 г. до февраля 1945 г. (536 самолетов); до конца войны строился также 11-м арсеналом.

D4Y4 («пикирующий бомбардировщик тип 2 модель 43») — двигатель «Кинсей» 62. Для обеспечения возможности подвески 800-кг бомбы демонтированы створки бомбоотсека и усилено шасси. Увеличена емкость топливных баков, а сами баки стали протектированы. Установлена бронезащита кабины пилота. В ходе производства экипаж сокращен с 2 до 1 чел., перестали устанавливать радиостанцию, синхронные пулеметы и даже бомбосбрасыватель — самолет теперь предназначался для камикадзе. С февраля по август 1945 г. выпущено 236 машин.

Летно-технические характеристики Йокосука D4Y D4Y1 модель 11

  • Двигатель: Аичи АЕ1А, «Ацута» 21
  • мощность, л.с.: 1200
  • Размах крыла, м.: 11,50
  • Длина самолета, м.: 10,24
  • Высота, м.: 3,64
  • Площадь крыла, кв. м.: 23,60
  • Масса, кг: пустого самолета: 2440
  • нормальная взлетная: 3650
  • максимальная взлетная: 3960
  • Максимальная скорость, км/ч: 552
  • Потолок, м.: 9900
  • Дальность полета, км:
  • Нормальная: 2535
  • Максимальная: 3890

Боевое использование Йокосука D4Y «Сусей» («Комета»)

Японский пикировщик Йокосука D4Y3

Японский пикировщик Йокосука D4Y3

Японское командование стремилось как можно быстрее ввести в бой новый пикирующий бомбардировщик — ведь самолеты Аичи D3A1/A2 «Вэл» к тому времени были крайне устаревшими. Поэтому уже в июле 1943 г. началось перевооружение сразу трех кокутаев — 510-го, 531-го и 552-го. 501-й кокутай воевал на Труке, Рабауле и Марианских островах до своего расформирования в июле 1944-го. Остальные два просуществовали ещё меньше — до февраля-марта 1944 г. 531-й кокутай действовал на Маршалловых островах, а 552-й — на Марианских. В сентябре начал перевооружение 502-й кокутай, а в октябре — 503-й. 502-й кокутай после года относительно спокойной службы на Формозе в октябре 1944-го попал на Филиппины, где и был уничтожен. 503-й кокутай, насчитывавший к маю 1944 г. 22 Йокосука D4Y1, принял участие в боях против американского десанта на острове Биак, высаженного 27 мая. Здесь он потерял две трети своих самолетов. Семь уцелевших «Сусеев» участвовали в первой фазе битвы за Марианы, а 10 июля 503-й кокутай был окончательно расформирован.

В начале 1944 г. «Сусей» появились и на палубах авианосцев. В частности, новые машины получил 601-й кокутай, приписанный к кораблям 1-го дивизиона авианосцев («Тайхо», «Сёкаку», «Дзуйкаку»). В его состав входило три хикотая, штат каждого из которых включал 27 D4Y1 и 3 разведчика D4Y1-C (в общей сложности — 90 машин). Реально же к началу битвы за Марианские острова кокутай получил 70 «Сусеев» (в т.ч. около 20 разведчиков). Ещё меньше «Сусеев» — всего 11 — получил 653-й кокутай, сформированный в марте 1944 г. для 2-го дивизиона авианосцев («Дзюньо», «Хиё», «Рюхо»).

В июне 1944 г. они вступили в бой в районе Марианских островов. В битве, впоследствии вошедшей в историю как «Великая Марианская охота на индюшек», участвовали огромные силы японской авиации — на борту авианосцев соединения под командованием вице-адмирала Одзавы находилось 436 самолетов, в том числе 73 «Сусея» (57 бомбардировщиков и 16 разведчиков). Кроме того, на островных аэродромах базировался 523-й бомбардировочный кокутай (40 D4Y1) и 121-й разведывательный (10 D4Y1-C). Однако существенных успехов достигнуто не было, хотя пилоты «Сусеев» и добились нескольких попаданий в американские корабли. Собственные потери оказались катастрофическими — были полностью уничтожены кокутай берегового базирования, а из палубных «Сусеев» уцелело лишь 3 машины.

Японский пикировщик Йокосука D4YОсенью 1944 г. части, вооруженные «Сусеями», приняли участие в воздушных сражениях у Филиппин и Формозы. Крупнейший успех был достигнут 26 октября 1944 г., когда одиночный D4Y1 смог пробиться к американскому авианосцу «Принстон». Удачного попадания единственной 250-кг бомбы оказалось достаточно, чтобы из-за последовавшего пожара и взрыва авианосец затонул, а участвовавший в спасательной операции крейсер «Бирмингем» получил тяжелые повреждения. 30 октября от атак «Сусеев» получил серьезные повреждения авианосец «Франклин». С того времени японцы все чаще применяли тактику камикадзе. Для таких атак привлекались и D4Y. В частности, 4 января 1945 г. врезавшийся в палубу «Сусей» потопил эскортный авианосец «Оммани Бэй».

После потери Филиппин главной базой «Сусеев» стал о. Формоза, а основным тактическим приемом оставались самоубийственные атаки. 21 января 1945 г. состоялся первый вылет камикадзе с этого острова. В составе трех групп стартовало 17 самолетов — 6 D4Y и 11 «Зеро». На подходе к цели шесть самолетов были сбиты истребителями, но прорвавшиеся причинили немало бед. Первый камикадзе врезался в авианосец «Лэнгли», нанеся ему повреждения. Далее три самолета с интервалом в несколько минут атаковали авианосец «Тикондерога». Вследствие начавшегося пожара и детонации авиационного боезапаса корабль был выведен из строя. «Тикондерогу» пришлось отправить на ремонт.

С февраля 1945 г. приоритет в получении новой техники отводился авиачастям, предназначенным для непосредственной обороны Японских островов. В частности, 5 февраля начал перевооружение на «Сусей» 765-й кокутай, а десять дней спустя первые 13 самолетов этого типа получил 722-й кокутай. В числе последних, наряду с 11 машинами D4Y3, были и 2 D4Y4 — вероятно, первые самолеты этой модификации, попавшие в строевую часть. 18 марта 1945 г., во время удара американской палубной авиации по о. Кюсю, японцы провели контратаку. В этом эпизоде «Джуди» действовали, главным образом, как обычные бомбардировщики, а не камикадзе — и добились некоторых успехов. Три самолета сумели прорваться к авианосц «Йорктаун», правда из сброшенных бомб в цель попала лишь одна. На следующий день единственный Йокосука D4Y3 сумел незамеченным подкрасться к авианосцу «Франклин» и атаковать его как раз в момент выпуска самолетов. Первая бомба взорвалась в ангаре, а вторая — на полетной палубе, забитой самолетами. Последствия были ужасными — погибло 724 моряка, ещё 265 получили ранения.

Очень широко D4Y применялись в ходе боев за Окинаву и операции «Кикусуй». Изредка пикировщики привлекались к традиционным бомбовым ударам, но гораздо чаще использовались камикадзе. Установить конкретный тип самолета, наносившего удар в каждом отдельном случае, не представляется возможным. Можно лишь отметить, что «Сусей» был вторым по распространенности самолетом-камикадзе после «Зеро», поэтому львиная доля успехов этого «чудо-оружия» приходится на него. Последний успех был отмечен 6 июня 1945 г., когда «Сусей» таранил и повредил эскортный авианосец «Натома Бэй».

Самолет D4Y с технической точки зрения являлся вполне удачной машиной, обладавшей неплохими летными качествами и легкостью в управлении. Пикировщик продемонстрировал неплохой потенциал для развития. Но затянувшейся процесс внедрения в производство привел к тому, что «Сусей» встал в строй в то время, когда мощь японского авианосного флота уже была подорвана, и он не смог в полной мере реализовать свои возможности.

Ключевые слова:
Если у Вас имеется дополнительная информация или фото к этому материалу, пожалуйста, сообщите нам с помощью с помощью обратной связи.

Оставьте свой отзыв

(не публикуется)

CAPTCHA image